Слайд 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Нерчинско – Заводская средняя общеобразовательная школа.
Районная научно-практическая конференция школьников
«Шаг
в науку 2014»
Школьная перепись населения:
«Сколько нас? Какие мы?»
Авторы: Каменщикова Татьяна Алексеевна,
9 «Б» класс МОУ Нерчинко – Заводская СОШ;
Шубина Анжелика Александровна,
9 «Б» класс МОУ Нерчинко – Заводская СОШ;
Холоднюк Татьяна Александровна ;
9 «А» класс МОУ Нерчинко – Заводская СОШ,
Николаева Олеся Алексеевна,
9 «А» класс МОУ Нерчинко – Заводская СОШ.
Руководитель: Медянкина Светлана Анатольевна,
учитель математики МОУ Нерчинско – Заводской СОШ.
с. Нерчинский Завод, 2014
Слайд 2
Раз, два, три, четыре, пять-
Школа стала всех считать.
Задача в общем нелегка,
Но
справлюсь с ней наверняка.
Перед вами весь наш класс,
Посчитаем, сколько нас.
Обойдемся без обмана-
Слава, Леша и Светлана,
Лена, Люда, Лена снова
Вот пол класса и готово.
Настя с Катей есть у нас,
Паша, Миша, Саша, Стас.
Посчитать необходимо
Нашу новенькую – Нину.
Сколько сил я приложила!
Да, чуть Влада не забыла.
А еще у нас есть Алла-
И ее я посчитала.
Пусть учитель, что за диво?
И она член коллектива.
Вот и все. Готов мой класс.
Итого пятнадцать нас!
Гаврилова Настя, 8 класс, с. Большая Тура Карымского района
Слайд 3Аннотация
Аннотация
Школа — это маленькое отдельно взятое государство. А в любом государстве
периодически проводится перепись населения. Ее цель — уточнение и обновление информации о своих жителях, их жизни. Школьная перепись населения позволит узнать много нового и интересного об учениках, учителях, классах.
В своей работе мы постарались составить демографический портрет школы. С помощью анкетирования и статистического метода пришли к выводу, что в нашей школе примерно равное количество мальчиков и девочек. По национальному составу преобладают русские. Вероисповедание - православие. Любимые животные учеников – собаки и кошки, многие учащиеся представляют, кем они хотят быть в будущем. Учащиеся занимаются спортом, посещают кружки и обучаются в музыкальной школе, но очень мало увлекается чтением книг.
Цель нашего исследования: провести перепись учащихся нашей школы, проследить демографические изменения в нашей школе за последние годы, показать применение математики в реальной жизни.
Слайд 4
Задачи:
1. Изучить историю переписи населения.
2. Составить программу переписной компании в школе,
перечень вопросов переписного листа.
3. Собрать информацию, обработать данные.
Методы:
1. Анализ литературных источников.
2. Письменный опрос, заполнение переписного листа.
3. Обработка данных.
Объект наблюдения:
Учащиеся 5 -10 классов МОУ Нерчинско – Заводской СОШ.
предмет - анализ переписных листов и составление демографического портрета школы
Актуальность темы: привлечь внимание школьников к демографическим проблемам в России на примере школьной переписи.
Слайд 5Исторический экскурс
Исторический экскурс
Учёты населения имеют весьма длительную историю. Первые упоминания о
них уходят в глубь веков. Так, учёты проводились ещё в Древнем Египте, Древней Иудее, Месопотамии, Индии и других странах.
Факт проведения учётов населения в Древней Иудее нашёл отражение в библии. Одна из книг Ветхого завета посвящена по существу описанию правил поведения и результатов одного из таких учётов.
В период раннего средневековья учёты населения также имели фискальные цели. Поэтому учитывались не отдельные люди или семьи, а домохозяйства.
Становление капиталистических отношений, складывание в Европе централизованных государств потребовали наличия точных и надёжных данных обо всех социально – экономических процессах, в том числе и о населении; был поставлен вопрос о проведении основанных на новых принципах переписей населения.
Первая из таких переписей была проведена в США в 1790 г. Затем последовали переписи населения в Швеции, Финляндии, Великобритании, Франции, Норвегии, Дании. Эти переписи на протяжении весьма длительного времени были далеки от совершенства. Однако в первые десятилетия XIX в. Постепенно накапливался опыт, закладывались основы организации переписей населения, принципы формирования их программ.
В нашей стране начало учётов населения относится к IX в. В период монголо-татарского ига в отдельных русских княжествах проводились учёты населения с целью определения размера дани.
Последняя подворная перепись была проведена при Петре I в 1710 г.
С 1871 года в России переходят к научно организованным переписям, которые регулярно проводятся во всех городах.
Слайд 9Формы статистического наблюдения
Формы статистического наблюдения
Статистика (от латинского – «состояние») – это наука,
изучающая, обрабатывающая и анализирующая количественные данные о самых разнообразных массовых явлениях жизни.
Роль статистики в нашей жизни настолько значительна, что люди, часто не задумываясь и не осознавая, постоянно используют элементы статистики в повседневном быту. Работая и отдыхая, делая покупки, знакомясь с другими людьми, принимая какие-то решения, человек систематизирует и сопоставляет факты, анализирует их, делает выводы и принимает какие-то решения. Можно сказать, что каждый человек обладает статистическим мышлением.
В статистике используются три формы проведения наблюдения: статистическая отчетность, специально организованное статистическое наблюдение и регистры.
Отчетность - это форма статистического наблюдения, согласно которой предприятия и организации в официально установленные сроки предоставляют сведения, характеризующие их экономическое состояние и результаты деятельности за отчетный период, государственным органам статистики путем заполнения формуляров официально утвержденного образца.
Для получения необходимой информации в целом ряде случаев в дополнение к статистической отчетности проводятся специально организованные статистические наблюдения. Наиболее известными из них являются переписи.
Перепись - это специально организованное обследование с целью получения информации о численности, структуре и других признаках объекта, выбранного для наблюдения.
Как правило, переписи имеют некоторую периодичность, например, через каждые пять, десять лет и т. д.
Перепись населения - процесс сбора статистической информации, организованный по единой государственной статистической методологии на всей территории страны для получения демографических, экономических и социальных сведений о каждом лице, находящемся на территории страны в критический момент переписи.
В процессе проведения переписи получают информацию о численности населения, его размещении по территории страны, возрастной и половой структуре, брачном состоянии, национальном составе, уровне образования, занятости, источниках средств существования. Кроме того, собираются некоторые сведения и о домохозяйствах населения.
Слайд 10
Способы статистического наблюдения
- непосредственное наблюдение;
- способ, основанный на изучении документов;
- опрос.
При
непосредственном наблюдении производят подсчет, взвешивание, обмер единицы наблюдения и т. п. В результате этих действий устанавливается некий факт, сведения о котором заносятся в статистический формуляр.
Способ наблюдения, основанный на изучении документов, наиболее точный, особенно если документами учетного характера является бухгалтерская документация.
При опросе регистрируемые сведения заносятся в статистический формуляр со слов опрашиваемого. Как правило, никакими документами они при этом не подтверждаются.
В нашем исследовании мы применяли устный опрос. При устном опросе счетчик (человек, проводящий наблюдение) сам заполняет формуляр статистического наблюдения со слов опрашиваемого.
Слайд 16
Для проведения переписи мы составили бланк опроса , содержащий следующие вопросы:
1. Как
тебя зовут? (имя, фамилия)
2. Сколько тебе лет?
3. Где ты родился? (название страны, города, области, края)
4. С кем ты живешь дома? (перечислить членов семьи без указания ФИО)
5. Есть ли у тебя сестры или братья? Сколько им лет?
6. Посещал (а) ли ты детский сад? (да, нет)
7. Что ты любишь делать больше всего в свободное время?
8. Как ты обычно проводишь каникулы?
9. Есть ли у тебя домашние животные? Какие?
10. Как далеко от школы ты живешь? Сколько времени в среднем у тебя занимает дорога от твоего дома до школы?
11. Какие телепередачи ты любишь смотреть?
12. Какие кружки, клубы или другие детские объединения ты посещаешь?
13. Кем ты хочешь стать в будущем по профессии?
14. Твой родной язык?
15. Каким из иностранных языков ты хотел (а) бы свободно владеть?
16. Планируешь ли ты после школы поступить в ВУЗ? Если да, то в какой?
Слайд 18
2. В Школьной переписи принимали участие ребята от 11 до 17 лет.
Возрастной
состав:
11 лет - 18;
12 лет – 27;
13 лет – 21;
14 лет – 15;
15 лет – 28;
16 лет – 25;
17 лет – 1.
В последнее десятилетие происходит уменьшение учащихся нашей школы, что отражает общероссийскую тенденцию.
Слайд 21Состав семьи
Демографическая ситуация в нашей стране непростая. Но ребята выяснили, что
110 (81%) из опрошенных имеют братьев и сестер, 25 (19%) единственные дети в семье. В школе в большинстве семей по два и более ребенка. Сравним с общероссийскими показателями.
Слайд 25
7. Самое любимое занятие в свободное время.
Слайд 28
9. Вопрос о домашних животных показал, что большинство ребят – 124 имеют
домашнего питомца. Самые распространенные животные, которые становятся верными друзьями – это конечно, кошки и собаки (99). Но есть другие представители фауны – курицы, коровы, свиньи, козы и даже попугаи.
Слайд 34
13. Один из вопросов переписи был: «Кем вы хотите стать в будущем
по профессии?» Оказалось, что ученики хотят овладеть 40 различными профессиями. Самые популярные из них:
Слайд 37
14. Родной язык
15. 61 ученик хотел бы свободно говорить на английском языке, 17
– на китайском, 20 – на французском, 37 указали другие языки, в том числе и японский, испанский, итальянский, бурятский.
16. 86 опрошенных планируют поступать в ВУЗ, 20 – не хотят поступать в высшие учебные заведения и 29 не определились.
Слайд 39
Язык, который хотелось бы выучить
Слайд 40Заключение
Заключение
Перепись – это специальная статистическая операция сбора, обобщения и анализа демографических,
экономических и социальных данных.
Благодаря соблюдению принципов всеобщности, наличием программы, конфиденциальностью переписи населения являются источником наиболее точных и надёжных данных о населении.
Данные переписи могут использоваться в самых разных областях государственной и общественной жизни. Перепись населения даёт как бы мгновенный портрет общества, его фотографию, позволяющую судить о состоянии общества, его экономики, социальной сферы, дающую возможность более эффективно решать те или иные проблемы.
Слайд 41Список литературы .
Список литературы.
1. Интернет-ресурсы: http:// www. perepis-2010.ru› Вопросы и ответы›Итоги переписи
2. Интернет-ресурсы: http:// www. rg.ru
3. Газета
«Математика» - приложение к газете «Первое сентября». - № 2. – 2011.
4. СДО «АНТЕЙ».
5. http://imena.familii.ru/
6. http://www.demoscope.ru/weekly/2011/0491/perep01.php
7. http://www.online812.ru/2010/03/02/024/
8. http://www.dp.ru/a/2008/05/08/CHem_zanimajutsja_rossijane_v/