Слайд 1Методическая разработка классного часа для старших классов на тему
«Семья должна
быть царством любви и добра»
Г.Н.Волков
Работа Павловой Людмилы Ананьевны, Даниловой Светланы Геннадьевны ,учителей чувашского языка и литературы МБОУ «СОШ п.Опытный» Цивильского района Чувашии.
Слайд 2Цель мероприятия:
формировать положительное отношение к семье и семейным ценностям,
содействовать воспитанию уважения к нравственному опыту представителей старшего поколения.
Слайд 3Задачи:
1. Раскрыть значение понятий «семья», «счастливая семья», «семейные ценности»;
2. Развивать стремление
проявлять ответственность в семейных отношениях;
3. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления активности;
4. Воспитывать уважительное отношение к родным и близким.
Слайд 4Звучит песня Василия Перебиковского «Моя семья»
Слово учителя: Ребята, вы наверное, поняли
тему сегодняшнего нашего разговора. Да, конечно же мы будем разговаривать о семье и семейных ценностях. По представлению древних чувашей, каждый человек обязательно должен был сделать 2 важных дела в своей жизни: поухаживать за стариками –родителями, достойно проводить их в «другой мир»,вырастить детей достойными людьми оставить их после себя. Вся жизнь человека проходила в семье, и для любого человека одной из главных целей в жизни было благополучие его семьи. Ведь не зря великий чувашский педагог Г.Н.Волков говорил, что «семья должна быть царством любви и добра».
Слайд 5семья
теплота
уют
мир
дружба
любовь
Взаимо-
помощь
Ребята составляют солнечный кластер на тему «Семья»
Слайд 6Дети рассказывают что такое семья в понимании Г.Н.Волкова
1 ученик: Семья для
Г.Н.Волкова-не только маленький мирок родственной близости, это-добрые люди с улицы Йылымкас,ее старики –семья Геннадия Волкова.- «Лиши меня их-и расшатается мой дом, в котором я живу,рухнет мой мир, в котором пребываю, исчезну я и сам. Без них я-дым без огня…»
2 ученик:Старинная чувашская семья состояла из 3 поколений: дедушки- бабушки, отца-матери, детей.
3 ученик: У чувашского народа в семье были распределены функции воспитателей : песня-дело матери, сестер; пословица-деда, сказка-бабушки, загадка-отца, считалка-сестер,братьев.
4ученик: Вызывает восхищение и уважение высказывания Г.Волкова о своей бабушке Перасковье : «Бабушка просто была великим педагогом. .. Она была седая, мудрая, светлая…Что-то божественное было в ее облике…Она символизирует Чувашию-мать, Чувашию-бабушку …»
Слайд 7Звучит песня Игоря Саруханова «Дорогие мои старики» в исполнении группы
девочек и мальчиков.
Слайд 8 Вот некоторые строчки из «Благодарственной песни» бабушки великого педагога:
-Угостили парным
молоком- всю семью пригласи на новый мед.
-Подарили черные варежки- подари белого ягненка.
-Помогли починить плетень- и достроить новый дом.
-Долгий плач ребенка -коротка я жизнь родителям.
-Добрая голова пусть имеет добрые цели.
Слайд 9Каждому ряду надо будет передать образ сына из текста: 1 ряду-
через прилагательные, 2 ряду- через глаголы, 3 ряду- через междометия. Полученные результаты прошу приклеить на ватман.( На доске ватман, где написано: «Сын-это звучит гордо!»)
Работа с текстом рассказа Г.Н.Волкова « Мамина похлебка».
Слайд 10Высказывание о своей матери Г.Н.Волкова
О своей матери, Евдокии Михайловне, Альтюк аппа,
Геннадий Никандрович пишет: «Прожила эта мудрая, трудолюбивая женщина 94 года и ушла в день своего рождения».
Великое преклонение перед матерью педагог раскрыл такими высказываниями:
-Счастье детей - в непререкаемости авторитета матери.
-Каждый день угощай мать блинами, испеченными на ладони- ито не отплатишь ей добром за добро.
-Матери бывают очень хорошие и очень несчастные. А плохих матерей нет и не может быть.
-В семье, где унижена мать, великодушных детей не бывает.
Слайд 11Звучит песня Юлии Славянской «Завещание матери».
Слайд 12В народе всегда отмечалась общая ответственность родителей, отца и матери, в
воспитании детей, ведь не зря Волков пишет что «дом отца и матери- золотая колыбель». Но «в семье, где нет в глазах детей гордого величия отца, люди достойные не вырастают». По Волкову «отец любит дочь, а гордится сыном. Мать любит сына, а гордится дочерью».
Геннадий Никандрович в своей «Материнской школе» говорил: «Отец не должен пренебрегать и очень серьезными назиданиями. Посади напротив себя сына и долго беседуй с ним о том, как себя вести, как жить… У матери на это нет времени».
Слайд 13Звучит песня Александра Закашевского «Родительский дом».
Слайд 14«Кто отца-мать в слезы введет – счастья в жизни не найдет»
- назидал нам Г.Н.Волков. Давайте же, друзья, будем помнить о том, что
«Моя семья - моя обитель,
Мой дом, мой замок, мой покой.
Убереги, Господь Спаситель,
Ее от нечисти лихой».
Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в семье мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной чашей ваш дом!
Слайд 15Творческий путь написания рефлексии:
дети составляют синквейн на тему «Семейные ценности».
Семейные ценности
любимые
добрые
беречь любить уважать
Самое главное и ценное в жизни – это семья.
богатство
Слайд 16Использованная литература:
1.«Жизнь и деятельность Г.Н.ВолковаЗарифа Борисовна Цаллагаева, Доктор педогагических наук, профессор
Института Этнологии и антропологии РАН, г. Москва – Сборник «Волковские этнопедогагические чтения «Педагогика любви», Абакан, 2015.
2.Г.Н.Волков «Педагогика жизни», Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1989.
3.Елена Енькка «Родной край», учебное пособие для 6-7 классов, Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 2004.