Слайд 1Семья – первый трудовой коллектив
Слайд 2Испокон веков члены семьи воспитывались на убеждении, что от совместного труда
зависит их благополучие и отношение к ним окружающих: чем больше и сложнее работала семья, тем больше был её достаток и тем больше её уважали.
Слайд 3С давних времён на Руси сложились определённые правила трудового воспитания детей. Они были равноправными
членами семейного коллектива, всегда находились рядом с матерью, отцом или старшими членами семьи. Дети смотрели, как трудились взрослые, как велось домашнее хозяйство, постепенно сами включались в домашний труд.
Слайд 4Распределение работы в семье
Мужчине доставалась самая тяжёлая работа в доме (постройка и ремонт
жилища, заготовка дров, столярные работы).
Старики – мужчины плели лапти, корзины, выполняли несложные хозяйственные работы
Слайд 5Женщины- заботились о детях, на её плечи ложилась и вся домашняя работа,
а также уход за огородом, скотиной, заготовка сена, сбор ягод и грибов.
Женщина пожилого возраста помогала заботиться о детях, занималась прядением, вязанием, шитьём. Много времени проводила за прялкой.
Слайд 6Обучение детей крестьянской работе проходило по определённой, хорошо продуманной многими поколениями
людей системе. Детей приучали к ней не позднее, чем с семи лет, считая, что «маленькое дело лучше большого безделья».
Слайд 7В русской деревне работу полагалось распределять также в зависимости от пола
ребёнка. Девочкам поручалась работа, которая готовила бы их к жизни женщины, мальчикам давались знания и умения, необходимые мужчине. При этом обучение строилось таким образом, что ребёнок точно знал свои обязанности, и родителям не приходилось напоминать о них ребёнку.
Слайд 8С раннего детства ребёнка ненавязчиво приучали к выполнению незначительных домашних работ
и поручений родителей. Привлекая своё чадо к совместной работе, предлагая ему дело по силам, родители поддерживали в нём ощущение радости от сопричастности к делу вместе со взрослыми, удовольствия от выполняемого труда.
Слайд 9Стремясь походить на своих постоянно занятых трудом родителей, видя с их
стороны доброжелательное отношение к их попыткам научиться делу, слушая приятную похвалу в свой адрес, дети не могли себе представить, что можно не работать, не уметь прясть, шить, колоть дров, прибить оторвавшуюся доску, не помочь отцу или матери.
Слайд 10В культуре любого народа присутствовало уважение к труду, лень считалась большим
пороком!