Слайд 1Мастер производственного обучения
1.Роль мастера ПО в учебно-воспитательном процессе
2. Права и обязанности
мастера ПО
3. Требования к мастеру ПО как учителю и воспитателю молодежи
4. Подготовка мастера к занятиям
Слайд 21. Роль мастера ПО в учебно-воспитательном процессе
Мастер ПО - центральная фигура
в обучении и воспитании студентов. Ему доверено обучение и воспитание молодого рабочего. Он является непосредственным руководителем ПО студентов и несет ответственность за качество их профессиональной подготовки.
Мастер – это основной учитель профессии, организатор внеклассной воспитательной работы и жизнедеятельности ученического коллектива, закрепленной за ним учебной группы, наставник молодежи, юношей и девушек, вступающих в рабочую жизнь.
Слайд 32. Права и обязанности мастера ПО
Мастер ПО имеет право:
1) участвовать в
разработке, обсуждении и реализации планов экономического развития колледжа;
2) свободно обсуждать на советах и во всех формах методической работы (собраниях, совещаниях и конференциях) вопросы обучения и воспитания студентов. Высказывать свое мнение, критиковать недостатки, вносить предложения по улучшению качества подготовки рабочих;
3) совместно с куратором группы определять меры поощрения студентов, а также наложения взысканий за нарушение дисциплины и правил внутреннего распорядка;
4) участвовать в работе аттестационной комиссии при аттестации инженерно-педагогических работников в качестве представителя совета учебного заведения, совета мастеров.
Слайд 4Обязанности мастера ПО:
1. Формировать у студентов профессиональные знания, умения и навыки,
предусмотренные квалификационной характеристикой и программой профессионального обучения. Мастер несет ответственность за полноту и качество реализации содержания программ профессионального обучения, организацию учебного процесса по прогрессивным технологиям, за выполнение соответствующих работ и производство товарной продукции.
2. Обучать студентов рациональным приемам и способам выполнения работ, обслуживания и эксплуатации оборудования, передовым формам организации труда, бережному расходованию материалов, электроэнергетических ресурсов. Обеспечивать высокое качество изготовления студентами продукции, выполнение ими норм времени и выработки, плана профессионального обучения, соблюдение технологической дисциплины и безопасности труда, требований стандартов, надлежащий контроль и приемку готовой продукции.
Слайд 5Обязанности мастера ПО:
3. Вести установленную документацию по планированию, учету и отчетности
профессионального обучения, своевременно осуществлять материально-техническую и методическую подготовку к занятиям, подбор учебно-производственных работ и заказов, изготовление эталонных образцов характерных работ (изделий). Активно участвовать в методической работе, проводимой в колледже.
4. Совместно с работниками базового предприятия обеспечивать выполнение Положения о производственной практике студентов.
5. Совместно с куратором группы участвовать в комплектовании учебных групп, сохранении контингента студентов и распределении выпускников согласно договорам с предприятиями.
6. Содержать в соответствии с техническими требованиями и условиями эксплуатации учебно-производственное оборудование мастерской, инструменты приспособления и оснастку в работоспособном состоянии, обеспечивать их сохранность и своевременную подготовку к занятиям.
Слайд 63. Требования к мастеру ПО
Мастер ПО в своей практической работе, формирует
у студентов нравственные привычки, воспитывает у них интерес к изучаемой специальности. Искусство мастера заключается в том, чтобы каждая учебно– производственная работа, выполняемая студентом, вызывала у них личную гордость за выполненную работу, собственное достоинство.
Профессия мастера ПО не допускает ремесленничества, требует постоянного творчества, новизны, знания жизни и является искусством, где необходимы большие знания, высокая культура, педагогическое и профессиональное мастерство.
Мастер, как учитель, должен владеть методикой обучения и воспитания, применять разнообразные и эффективные методы обучения, уметь интересно рассказывать и показывать свое мастерство.
Слайд 7Требования к мастеру ПО
Педагогическое мастерство проявляется в умении проявить любовь студентов
к изучаемой профессии: в процессе ПО активизировать способность студентов, наблюдательность, память, любознательность, воображение, мышление, находчивость, сообразительность, изобретательность; развивать и укреплять у студентов уверенность в своих силах, веру в свои силы, творческий подход к работе, добросовестное отношение к учебе, соблюдение дисциплины, чувство коллективизма, дружбы, товарищества и взаимопомощи.
Мастер должен уметь наблюдать и анализировать жизнь подростка, подбирать «ключи», к правильному формированию его личности; владеть искусством изложения материала, соблюдать педагогический такт.
Слайд 8Требования к мастеру ПО
Мастер должен любить студентов, заботится о каждом из
них; сочетать чуткость и тактичность с твердостью в своих требованиях. Быть справедливым, честным, следить за тем, чтобы слова не расходились с делом и обещаниями.
Мастер должен уметь, прежде всего, побуждать, а не принуждать студентов к правильным действиям и поступкам, достойному поведению; уметь выслушивать студентов, понимать их поведение, поступки в той или иной ситуации. Осуждая поступок, мастер должен показать студентам, что это неприятная для него, но необходимая для студента мера, которая направлена на пресечение его промахов.
Слайд 9Требования к мастеру ПО
Специфика действия мастера состоит в том, что он
повседневно имеет дела с молодежью, для которой большое значение имеет спорт. Поэтому для мастера личное участие в спортивных мероприятиях может составлять половину его авторитета. Надо всегда быть близким к спорту и спортивным делам своих воспитанников.
Мастер должен быть знаком с лучшими произведениями художественной и научно – популярной литературы, знать и уметь петь молодежные песни, понимать музыку – без этого трудно работать с современной молодежью.
Слайд 10Подготовка мастера к занятиям
Виды
подготовки мастера к занятиям
Подготовка мастера к занятиям включает: подготовку к учебному году, изучению очередной темы программы и подготовку к каждому занятию ПО.
Мастер ПО уделяет серьезное внимание улучшению учебно-материальной базы учебного процесса.
Подготовка к изучению темы заключается в том, что мастер анализирует программу ПО, продумывает место каждой темы в процессе обучения, распределяет материал темы на занятие, определяет, какие упражнения следует провести, какие учебные пособия, оборудование, инструменты, технические документы надо заблаговременно подготовить по теме.
Слайд 11Подготовка мастера к занятиям
Занятие является заключительной и наиболее решающей и ответственной
стадией всей подготовительной работы. Если при подготовке к учебному году, к теме мастер допустил недостатки, то он еще имеет возможность их устранить в ходе подготовки к занятию. Неудовлетворительную подготовку к занятию мастер исправить уже не сможет, т.к. она непосредственно скажется на качестве проводимого занятия.
Слайд 12Подготовка мастера к занятиям
Порядок и содержание подготовки к занятию ПО заключается
в следующем:
1) мастер прежде всего анализирует результаты предыдущих занятий и
на основе этого уточняет содержание и цель предстоящего занятия;
2) мастер определяет структуру занятия и время на каждый элемент, решает, какие учебно-производственные работы будут выполнять студентами;
3) определив структуру занятия, мастер намечает, сколько времени он затратит на вводный инструктаж, как будет организован индивидуальный инструктаж;
4) мастер намечает, какие и сколько будет выполнять работ каждый студент и вся группа;
5) подготавливает заготовки, материалы, инструменты приспособления, документацию, наглядные пособия, модели, макеты, ТСО. Намечает методы и методические приемы обучения, которые обеспечат успешное решение задач;
6) в результате всей этой подготовительной работы мастер составляет план занятия, который является рабочим документом в течение всего занятия. Стандартных, обязательных форм планов занятий ПО не установлено.
Слайд 13Подготовка мастера к занятиям
Личная подготовка мастера к занятию
Долг мастера - тщательно
готовиться к проведению каждого занятия. Выполнение этого требования обязательно, каким бы долголетним опытом ни обладал мастер. Для этого следует, прежде всего, внимательно ознакомиться с методическими материалами и пособиями. Подготавливая к занятию свое рабочее место, мастер подбирает наглядные пособия, ТСО учебно-техническую документацию, инструменты, приспособления.
Слайд 14Подготовка мастера к занятиям
Подготовка мастером плана занятия
Подготовка мастера к занятию получает
свое окончательное оформление в письменном плане занятия и плане проведения вводного инструктажа. План занятия - это рабочий документ, им мастер пользуется в течение всего занятия. План необходим для каждого занятия, он дает мастеру возможность провести занятие целенаправленно, организованно и успешно. Хорошо составленный и умело используемый план занятия обеспечивает: достаточно полное освещение каждого изучаемого вопроса; преподнесение изучаемого материала в логической и технологической последовательности, повышающей эффективность восприятия; правильное и полное использование времени на занятии
Слайд 15Подготовка мастера к занятиям
Подготовка мастером материально-технической базы к занятию
Определив цели, содержание,
структуру занятия и методы его проведения мастер приступает к подготовке материально-технической базы. Особое внимание мастер уделяет своевременной и качественной подготовке своего рабочего места, необходимых инструментов, приспособлений, материалов, заготовок, наглядных пособий, чертежей, документации и т.п.
Важно обеспечить студентов таким количеством учебных работ, инструментов, приспособлений, материалов, чтобы в процессе проведения занятия не имели места простои и потери учебного времени