Презентация, доклад С песней по жизни О творчестве Боовуш Пюрвеевны Амбековой

Калмыцкое этномузыковедение получила свое развитие еще в 19-ом столетии. Первые публикации носили в основном случайный, не систематический характер. Отдельные нотные записи были изданы учителем Астраханской гимназии Иваном Добровольским в

Слайд 1О творчестве
Боовуш Пюрвеевны Амбековой


Автор: Хейчиева Зоя Дорджиевна


С песней по жизни

О  творчестве Боовуш Пюрвеевны Амбековой Автор: Хейчиева Зоя Дорджиевна

Слайд 2 Калмыцкое этномузыковедение получила свое развитие еще

в 19-ом столетии. Первые публикации носили в основном случайный, не систематический характер. Отдельные нотные записи были изданы учителем Астраханской гимназии Иваном Добровольским в 1818 году. Среди них были 7 калмыцких мелодий. С целью сохранения произведений устного народного творчества Министерство калмыцкой ССР стало записывать и издавать сборники песен. В1981-1989гг был издан первый сборник «Сто калмыцких народных песен», в 1982 году вышел сборник песен «Теегин айсмуд», в 1987 году вышла книга Н.Ц.Биткеева «Калмыцкая народная песенная поэзия», снабженная нотными образцами калмыцких народных песен.В нее вошли фрагменты напева Джангара , протяжная песня ( ут дун) и 21 короткая песня(ахр дун). В этом сборнике впервые публикуются шесть песен Боовуш Пюрвеевны Амбековой. В сборнике «Төрскн һазрин дуд», составленном и изданном Оконовым Б.Б вошла одна песня Б.П.Амбековой
Целью данной работы является изучение творческого наследия Боовуш Пюрвеевны Амбековой.
Песни Боовуш Пюрвеевны относятся к коротким песням (ахр дун). Ахр дун были щироко распространены среди народа. Это объясняется простотой их мелодического строения. Их называют также «домбрт келдг дуд», так как их исполняют по домбру. Все свои песни Б.П.Амбекова сочиняла и исполняла под домбру , которым владела очень искусно.

Введение

Калмыцкое этномузыковедение получила свое развитие еще в 19-ом столетии. Первые публикации

Слайд 3
Боовуш Пюрвеевна Амбекова

Боовуш Пюрвеевна Амбекова

Слайд 4
Б.П.Амбекова-руководитель фольклорной группы


Б.П.Амбекова-руководитель фольклорной группы

Слайд 5« Песня и музыка связаны с моей жизнью. Сама пишу песни.

Пишу о том, что волнует мою душу»- так говорила Боовуш Пюрвеевна в одном из интервью в газете «Хальмг үнн»
В песнях Амбековой Б.П. Изображена народная жизнь. Ее героями являются односельчане, знакомые , друзья и подруги. Ее герои это люди простых профессий: врачи, учителя, животноводы и трактористы.
О ком бы или о чем бы не пела Боовуш Пюрвеевна, во все песни она вложила свою душу. Поэтому все песни очень выразительны, прочувствованы ею.

Когда поет душа.

« Песня и музыка связаны с моей жизнью. Сама пишу песни. Пишу о том, что волнует мою

Слайд 6

Жизнь Бовуш Пюрвеевны Амбековой ничем не отличается от жизни всего калмыцкого народа. Преодолевать все трудности жизни и выстоять в суровые годы войны и Сибири ей помогала домбра и песня.
Детские годы прошли среди исполнителей песен Джангара, на родине великого джангарчи Эляева Овлы. Услышанные ею песни о богатырях воодушевляли и формировали интерес к богатому калмыцкому фольклору. Из воспоминаний Боовуш Пюрвеевны :
отец Пюрвян Бадм искусно исполнял протяжные песни, исторические предания , знал легенды и сказки. Мать Джангра Бадм виртуозно играла на домбре, исполняла народные песни, обладала красивым голосом
Жизнь Бовуш Пюрвеевны Амбековой ничем

Слайд 7
На протяжении всей своей жизни(1927-201 3 гг) Б.П.Амбекова

являлась постоянной участницей художественной самодеятельности. Она неоднократно побеждала на смотрах самодеятельных коллективов, являлась лауреатом Всероссийского смотра народных талантов. Известным ученым Н.Ц.Биткеевым был записан в 1988 году ее песенный репертуар. Тогда были записаны 37 известных в народе песен в объеме 819 стихов. При этом Боовуш Пюрвеевной была обновлена значительная их часть. Например, песня «Котуш» состоит из 48 стихов, 36 из которых сочинены Амбековой. Тогда же были записаны еще 20 песен ее собственного сочинения. Сборник песен Боовуш Пюрвеевны вышел 2010 году.
На протяжении всей своей жизни(1927-201 3 гг) Б.П.Амбекова являлась постоянной участницей художественной самодеятельности. Она

Слайд 8
Песни собственного сочинения Амбековой большие по объему:

40 и более стихов.
Читая ее стихи , слушая ее песни, можно понять круг ее интересов. Понять ее душу. В репертуаре у Амбековой были песни о трудных годах войны «1941 җил», «Салдсин бичг», песни о трудовых буднях села «Советин җирһл», «Селәнә бәәдл»:
Өргн мана хальмг теегм
Эңдән тосхлтар кеервл.
Өнр мана совхоз, колхоз
Өмәрән шунҗ нигтрв.
Песни собственного сочинения Амбековой большие по объему: 40 и более стихов.

Слайд 9
В песне « Шин җилин (Зулын) дун поется

о встрече Нового года, обращаясь с мольбой к ламе Дзонкаве , каждый калмык благодарит за прожитые годы, просит добавить еще год жизни и одарить их счастьем и блаженством:
Шин җилән тосҗ,
Шилтә тосан белднә,
Зулан өргәд мөргҗ,
Зунквадан шүтия!

В песне « Шин җилин (Зулын) дун поется о встрече Нового года, обращаясь с

Слайд 10 В песне «Цаган сар» автор сравнивает Цаган

Сар с быстроногим скакуном, который серебряной подковой рубит на дороге снег. Природа блещет и смеется от теплого утреннего солнца. Наступление весны благословляет сама Окон Тенгри и все бурханы:

Цаһан тавгта бор мөрнь
Цаста хаалһар чавчна.
Цаһан Сарин нег шинд
Цаһаһан һарһад җирһия
В песне «Цаган сар» автор сравнивает Цаган Сар с быстроногим скакуном, который серебряной

Слайд 11У каждого человека ближе и роднее матери нет никого. «Без сна

и покоя, мама, ты вскормила меня. Твою заботу обо мне я в жизни не забуду,»- признается в любви к матери Боовуш Пюрвеевна в песне «Үрнә седкл ээҗд»
Родной земле, родной степи тоже посвящены песни. Находясь далеко от родных мест, каждый тоскует по родине -поется в песне «Хальмг нутг» А в стихотворении «Хальмг тег» воспевается одетая в зеленый наряд калмыцкая степь.Невозможно отвести взгяд от прекрасного тюльпана:
У каждого человека ближе и роднее матери нет никого. «Без сна  и покоя, мама, ты вскормила

Слайд 12 Хәләҗ ханшго сәәхн
Хальмгин бамб цецг-

Хойр нүднә хуҗр
Холас шарлад улана.
В репертуаре Б.П.Амбековой были и шаваши., их в народе называют «Бииһин магтал» Тематика шавашей разнообразна. Что касается шавашей от Амбековой, то они называются «Шигрин һосн». Текст состоит из 52 стихов, отличается от известных шавашей. «Шигрин һосн»- это не только шаваши Амбековой, это коллективное творчество людей той местности, где выросла и жила Боовуш Пюрвеевна. Шаваши отличаются от песен тем, что текст может состоять из частей, несвязанных между собой по смыслу, но подчиненных одной цели- восхвалению танцующего. Шавашом стремились не только подбодрить его , но и развеселить присутствующих:


Хәләҗ ханшго сәәхн   Хальмгин бамб цецг-   Хойр нүднә хуҗр

Слайд 13Шигрин һосн шигдәд од,
Шилвәрн уйдад од,
Шарин Мөнкин көвүн билә,
Шаһаһарн уйдад од.
Кецү,кецү

һазртнь-
Кесг олн альмн.
Түүнәс идсн күүкн
Сарул-сәәхн ухата,
Сартг сәәхн бүшмүдтә,
Түүнә келсн күргнь
Хо хонһр мөртә билә
Хар торһн бүстә билә
Хар боокс һоста билә,
Хәдрис!
Хәдрис!
Шигрин һосн шигдәд од,Шилвәрн уйдад од,Шарин Мөнкин көвүн билә,Шаһаһарн уйдад од.Кецү,кецү һазртнь-Кесг олн альмн.Түүнәс идсн күүкнСарул-сәәхн ухата,Сартг

Слайд 14 Шигрин һосн-шавашмуд

Шигрин һосн-шавашмуд

Слайд 15 Творчество Боовуш Пюрвеевны Амбековой многогранно. Песни Боовуш Пюрвеевны

можно разделить на исторические, лирические, песни советского периода и на сатирические.
Песни собственного сочинения пропитаны жизнелюбием, преданностью своей Родине и своему народу. И именно мудрость предков давала ей душевные силы, а песня помогала жить.
Она пела во французском театре «Белявин»,снялась в фильме французких кинематографистов «О,Чингис»
Ее песни сейчас исполняют ребята из молодежной группы «Иткл»
Когда Боовуш Пюрвеевна брала в руки домбру,все вокруг замолкали, так как ее игра просто завораживала слушателей. А ее стихи вселяли в души людей веру в будущее. Боовуш Пюрвеевна была не только хранительницей традиций и обычаев старины, но и активно передавала свои знания молодому поколению. В одном из интервью она говорила: «Богата была моя жизнь не тем добром , что в сундуках хранят, а тем, что в сердцах берегут.»

Заключение

Творчество Боовуш Пюрвеевны Амбековой многогранно. Песни Боовуш Пюрвеевны можно разделить на исторические, лирические, песни

Слайд 16 Литература
1. Б.П.Амбекова.

Песни
2.Биткеев Н.Ц. Калмыцкий песенный фольклор .,Элиста.,1987 год»
3.Оконов Б.Б. Төрскн һазрин дуд. .Элиста,1989 год.
4. Статьи из газеты «Хальмг үнн» ., Элиста .,2013 год.
5 .Интернет- ресурсы

Литература1. Б.П.Амбекова. Песни2.Биткеев Н.Ц. Калмыцкий песенный фольклор .,Элиста.,1987

Слайд 17Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть