Слайд 1ГКУ РХ «Центр для несовершеннолетних»
Слайд 2СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
19.11.2017 Г.
«Психолого-педагогическое сопровождение детей с отклоняющимся от нормы
поведением»
Слайд 3Вот он сидит перед нами, взгляните.
Сжался пружиной, отчаялся он,
С миром оборваны
тонкие нити.
Словно стена, без дверей и окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили... Поздно учли...
Нет! Не рождаются трудными дети!
Просто им вовремя не помогли.
Слайд 4ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ –
СИСТЕМА ПОСТУПКОВ ИЛИ ОТДЕЛЬНЫЕ
ПОСТУПКИ, ПРОТИВОРЕЧАЩИЕ ПРИНЯТЫМ
В
ОБЩЕСТВЕ ПРАВОВЫМ ИЛИ НРАВСТВЕННЫМ НОРМАМ.
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ
ЯВЛЯЕТСЯ РЕЗУЛЬТАТОМ НЕБЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, НАРУШЕНИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ, ВОЗНИКАЮЩИХ НА РАЗНЫХ
ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ.
Слайд 5
Детей, чье воспитание вызывает особые трудности, называют по-разному:
· «педагогически запущенными»,
· «социально
запущенными»,
· «социально незащищенными»,
· «с отклоняющимся поведением»,
· «трудновоспитуемыми»,
· «дезадаптированными»,
· «социально заброшенными»,
· «с девиантным поведением»,
· «с делинквентным поведением»,
· «с асоциальным поведением»,
· «с антиобщественным поведением» и т. п.
Общим является то, что всех вышеперечисленных детей авторы относят к категории «трудных».
Слайд 6Психодиагностический пакет для проведения диагностики детей с отклоняющимся поведением
Слайд 7Причины и факторы риска отклоняющегося поведения.
1. Социально-педагогическая запущенность.
2. Глубокий психических дискомфорт.
3.
Отклонения в состоянии психического и физического здоровья и развития.
4. Отсутствие условий для самовыражения.
5. Безнадзорность.
Слайд 8Внешние факторы
риска
Внутренние факторы
риска
Процессы, происходящие
в обществе
2. Состояние семьи и
ее атмосфера
- ощущение собственной
незначимости и ненужности;
низкая самооценка;
недостаточный самоконтроль и
самодисциплина, не умение кри-
тически мыслить, принимать
адекватные решения в разных
ситуациях;
неумение выражать свои чувства
и реакции на самого себя и других
людей;
незнание психогигиенических
навыков поведения, отсутствие
умений делать здоровый выбор,
чтобы стать социально-компе-
тентными людьми.
Факторы, порождающие различные формы отклонений
Слайд 9 Предупреждение и преодоление
трудновоспитуемости – это
целостный процесс,
осуществляемый в
рамках
системного подхода со стороны служб систем профилактики,
администрации школы, социального
педагога, педагога-психолога,
классного руководителя, учителей
предметников, родителей, воспитателей и т.п.
Слайд 10Система предупреждения отклонений
в поведении и перевоспитании несовершеннолетних:
1. Выявление несовершеннолетних, склонных
к нарушению
дисциплины, норм морали и права, отстающих в учебе.
2. Определение причин отклонений в поведении и
нравственном развитии, а также индивидуальных
психологических особенностей личности у выявленных
детей.
3. Составление плана педагогической коррекции личности и
устранении причин ее нравственной деформации, отклонений в
поведении (определение целей педагогического воздействия,
его средств, главных звеньев, этапов, исполнителей).
4. Изменение характера личных отношений воспитанников со
сверстниками и взрослыми.
5. Вовлечение трудных подростков в различные виды
положительной деятельности и обеспечение успеха в ней.
6. Изменение условий семейного воспитания.
Слайд 11
Организация помощи «трудным» детям
Слайд 12I. Организация педагогической помощи.
Создание благоприятных условий для развития личности «трудного» ребенка.
Постоянное отслеживание
пробелов в знаниях, умениях и навыках «трудных» учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие «синдрома неудачника».
Забота об укреплении положения детей в коллективе, организация помощи «трудным» в выполнении общественных поручений.
Формирование положительной Я - концепции. Создание для личности обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности. Анализ результатов деятельности, достижений. Поощрение положительных изменений. Переход от авторитарной педагогики – к педагогике сотрудничества и заботы.
Слайд 13
II. Организация медицинской помощи.
Проведение систематического диспансерного осмотра «трудных» подростков с целью
диагностики отклонений от нормального поведения.
Проведение профилактических мероприятий по предупреждению вредных привычек
Половое просвещение «трудных» подростков.
Слайд 14
III. Организация психологической помощи.
Изучение психологического своеобразия «трудных» детей, особенностей их жизни
и воспитания, умственного развития, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.
Выявление проблем семейного воспитания: неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие и.т.д.
Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах, найти способ их решения.
Индивидуальные беседы с «трудными» детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом, преодолеть неуверенность в общении с другими.
Коррекция средств воспитания для положительного воспитательного воздействия.
Слайд 15Гуманно-личностный подход к ребенку
любить и уважать «трудных» детей сложнее, чем хороших,
но любовь и забота нужна им больше, так как они, как правило, обделены этим;
говорить с «трудными» как с взрослыми; не ломать резко их нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно;
взять в основу работы с «трудными» оптимистическую гипотезу, верить в их исправление;
предоставлять «трудному» проявить себя с положительной стороны;
организовать переубеждение на их собственном опыте;
предъявляя требования к «трудному», нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить;
быть с «трудным» искренним, не лицемерить, не унижать его;
не скупиться на поощрения и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков «трудного»;
всячески поддерживать усилия «трудного» по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации;
влиять, прежде всего, примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к людям, к детям.
Слайд 16НАПУТСТВИЕ КОЛЛЕГАМ
Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте
две горсти щедрости, посыпьте добротой. Плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути!