Слайд 1«Роль учителя в профессиональной ориентации и профотбора»
Слайд 2Подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров для профильной школы
Учитель профильной
школы обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать:
- вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);
- практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов);
- завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования.
Слайд 4 Педагог профильной школы должен овладеть методами организации проектной, поисково-исследовательской
деятельности учащихся.
В связи с этим особенно остро встает вопрос о необходимости повышения квалификации работников образования различных категорий в системе дополнительного профессионального образования, которое можно рассматривать как процесс формирования и развития основ профессиональной компетентности.
Слайд 5К ним относятся:
создание программ повышения квалификации для организации курсовой подготовки различных
категорий слушателей;
научно-методическое сопровождение нововведений;
информационное обеспечение
Слайд 6Системообразующим компонентом в специальной подготовке педагогических кадров к введению профильного обучения
являются курсы повышения квалификации, организация которых должна содействовать развитию необходимых профессиональных умений учителей.
Слайд 7 Основных принципы эффективной подготовки педагогических работников к организации профильного
обучения:
Изменение профессиональной среды - то есть достижение реальной эффективности повышения квалификации происходит за счет привлечения к повышению квалификации не отдельного специалиста, а по возможности школьную команду. Это создаст условия для того, чтобы специалист мог использовать знания и умения в кругу единомышленников.
Проблемное комплектование курсов повышения квалификации - объединение слушателей по направлению деятельности, проблеме (Воспитание в профильной школе)
Личностно-ориентированная направленность повышения квалификации - организация повышения квалификации с выходом на конкретный практический результат обучения: разработку программы, проекта.
Слайд 8 Профильное обучение
средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет
изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Слайд 10Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса.
Основные цели:
- Обеспечить углубленное изучение
отдельных дисциплин программы полного общего образования;
- создать условия для значительной дифференциации содержания обучения старшеклассников, с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями;
- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Слайд 11 Одно из важных условий - наличие высококвалифицированных педагогических кадров.
Профильной школе нужны учителя с новым профессиональным мышлением, учителя, которые могут на практике обеспечить:
вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса;
практическую деятельностную направленность образования;
процесс самоопределения учеников
Слайд 12Самоопределение старших школьников
В рамках введения профильного обучения предполагается формирование
нового содержания образования, обеспечение его вариативности. Данные изменения достигаются за счет профильных и элективных курсов: представляет собой совокупность последовательных операций, направленных на получение ими знаний о человеке, о мире профессионального труда, соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности, и включает несколько этапов: изучение интереса старших подростков к будущему профилю обучения; формирование представлений о себе и мире профессий старшими школьниками; приобретение знаний, способствующих овладению выбранной профессией; соотнесение старшими школьниками себя с профессией.
Слайд 14Роль учителя
Учитель помогает школьникам осознать им склонности и способности,
направляет развитие их профессиональных интересов. Он помогает родителям разобраться в трудности правильного выбора профессии их ребенком. Учитель должен уметь в зависимости от педагогической ситуации, от своих собственных возможностей, интересов и способностей школьников подобрать комплекс школьников подобрать комплекс педагогических средств, методов воздействия на личность, чтобы достичь цели профориентации, реализовать тот широкий круг задач подготовки молодежи к выбору профессии, которые призвана решать школа.
Слайд 16
Ни теория, ни метод сами по себе не могут обеспечить
успех учебно-воспитательного процесса. Главная фигура в этом процессе — педагог. Его личность, его подготовка и мастерство решают успех дела. Педагогическая деятельность — одна из сложнейших областей человеческой деятельности и в то же время — одна из наиболее распространенных. Поэтому постоянно актуальными остаются проблемы профессиональной пригодности, становления и развития личностных и профессиональных качеств учителя и повышение его педагогического мастерства.
Слайд 17ПРОБЛЕМЫ ПРОФОТБОРА И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ
Ни теория, ни метод сами
по себе не могут обеспечить успех учебно-воспитательного процесса. Главная фигура в этом процессе — педагог. Его личность, его подготовка и мастерство решают успех дела. Педагогическая деятельность — одна из сложнейших областей человеческой деятельности и в то же время — одна из наиболее распространенных. Поэтому постоянно актуальными остаются проблемы профессиональной пригодности, становления и развития личностных и профессиональных качеств учителя и повышение его педагогического мастерства.
Слайд 18Анализируя психологическую природу учительского труда, Л.С. Выготский писал: Всякая теория воспитания
предъявляет свои собственные требования к учителю. Для педагогики Руссо учитель — только сторож и охранитель ребенка от порчи и дурных влияний. Для Толстого это должен быть непременно добродетельный человек, который своим личным примером заражал бы ребенка. Для аскетической педагогики воспитатель — тот, кто умеет исполнять заповедь: Ломай волю твоего ребенка, чтобы он не погиб.
Слайд 19Важнейшими характеристиками целостной модели современного учителя можно назвать следующие: философско-методологическая зрелость,
обеспечивающая широкий кругозор; чувство межпредметных связей и перспектив социально-экономического развития общества; готовность учителя к смене парадигм и принципов организации труда, развития науки и техники; установка и готовность учителя (и студента — будущего педагога) к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию себя как специалиста и как личности.
Слайд 20Как отмечают специалисты в области психологии труда и профессиональных способностей, проблемы
профориентации, профобучения, профотбора, профаттестации и многие другие, связанные с профессиональным становлением личности, необходимо анализировать и решать в рамках единого концептуального аппарата.
Слайд 21Методики для профотбора и профориентации
Слайд 221. Диагностика структуры сигнальных систем (Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова)
.
На основе относительного преобладания у человека первой или второй сигнальной системы определяются специфические типы высшей нервной деятельности: художественный (преобладание первой сигнальной системы), мыслительный (преобладание второй сигнальной системы) и средний (относительно одинаковая роль обоих систем). По результатам диагностики выдаются рекомендации о том, какой вид трудовой деятельности более всего подходит испытуемому.
Слайд 232. "Дифференциально-диагностичекий опросник" (ДДО)
. Методика предназначена для отбора на различные типы
профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова (человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знак, человек-художественный образ). Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.
Слайд 243. "Карта интересов", опросник разработан А. Е. Голомштоком
. Тест используется в
целях профориентации при приеме на работу. Может применяться для обследования как подростков, так и взрослых. Исходя из структуры ответов определяется степень выраженности интереса к определенному виду профессиональной деятельности (биология, география, геология, медицина, легкая и пищевая промышленность, физика, химия, техника, электро- и радиотехника, металлообработка, деревообработка, строительство, транспорт, авиация, морское дело, военные специальности, история, литература, журналистика, общественная деятельность, педагогика, юриспруденция, сфера обслуживания, математика, экономика, иностранные языки, изобразительное искусство, сценическое искусство, музыка, физкультура и спорт).
Слайд 254. "Карта интересов", модификация О.Г. Филимоновой
. Опросник А.Е. Голомштока представлен достаточно
широко в разных источниках. В его основе лежит перечень направлений, по которым составлены вопросы к учащимся. Этот опросник уже долгое время публикуется без изменений и устарел как с точки зрения перечня направлений деятельности, так и с точки зрения формулировки вопросов. При его проведении в аудитории возникают смешки и недоумение, что и побудило автора к некоторому его усовершенствованию. В новом перечне направлений деятельности появились такие популярные сейчас виды деятельности, как информационные технологии, социология, философия, бизнес.
Слайд 265. "Матрица выбора профессии"
. Данная методика разработана Московским областным центром профориентации
молодежи. С помощью 2-х вопросов и таблицы можно выявить профессию наиболее близкую интересам и склонностям опрашиваемого.
Слайд 276. Опросник для определения профессиональной готовности Л. Н. Кабардовой
. По результатам
испытуемого делается вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен (человек-знаковая система, -техника, -природа, -художественный образ, -человек).
Слайд 287. "Ориентация" анкета И.Л. Соломина
. Анкета пригодна для самооценки профессиональных интересов
и способностей молодых и взрослых людей, очень проста в применении и обработке. Определяется преимущественная склонность и способность к одному из пяти типов профессий (человек-человек, -техника, -знаковая система, -художественный образ, -природа) и соответствие двум классам: исполнительские и творческие.
Слайд 298. Оценка профессиональной направленности личности учителя
. Методика разработана для определения степени
включенности учителя в профессию, определения механизмов, через которые профессиональная деятельность воздействует на личность, выявления типических педагогических деформаций личности.
Слайд 309."Профессиональные намерения"
. Все вопросы методики группируются по пяти направлениям, а ответы
свидетельствуют об уровне сформированности и осознанности каждого из них (жизненные планы, увлечения и проф.намерения, знания о профессии, оценка своей пригодности к профессии, эффективность профориентационной работы).
Слайд 3110. "Якоря карьеры" методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э.Шейн, перевод
и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова)
. Данный тест предназначен для определения выраженности карьерной ориентации. Можно использовать для профессиональной ориентации подростков и взрослых.