Слайд 1Роль семьи в воспитании ребёнка с нарушением слуха
Выполнил:
Учитель-логопед
Т.Н. Ковина
г. Березники,
2016 г.
Слайд 2Семейное воспитание детей с нарушением слуха возникло раньше общественного. Сурдопедагоги говорили
о необходимости раннего обучения ребёнка в семье ещё в XVIII-XIX вв. Идею раннего воспитания в семье пропагандировали Н.А., Е.Ф., Ф.А. Рау в 30-40 гг. , в 50-60 гг. Б.Д. Корсунская, в 60-70 гг. А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард.
Слайд 3Стратегии воспитания и проблемы взаимоотношения в семьях
Адекватное отношение к ребёнку –
ребёнок воспринимается в семье как здоровый. В семье создаётся установка на формирование с учётом возможностей ребёнка тех же ЗУН, которыми обладают слышащие дети.
Неадекватное отношение к ребёнку – родители освобождают ребёнка от обязанностей, воспринимают его , как человека, нуждающегося в постоянной помощи.
Слайд 4Благоприятное отношение складывается в тех семьях, где члены семьи понимают проблемы
ребёнка, не забывая о потребностях и других. Именно в семье формируется и развивается гармоничная личность и определяются особенности взаимоотношений. Рождение ребёнка с проблемами изменяет жизнь семьи, родители испытывают растерянность и стресс.
Слайд 5Этапы работы с семьями
оказать поддержку родителям
создать комфортную семейную среду
создать условия
для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка
формировать адекватные взаимоотношения между родителями и детьми
Слайд 6Цели психолого-педагогической работы
Снижение внутреннего дискомфорта у родителей
Содействие улучшения супружеских и детско-родительских
отношений
Формирование у родителей адекватных представлений о потенциальных возможностях ребёнка
Слайд 7Задачи работы сурдопедагога с семьями
разработка и реализация комплексных программ
оказание помощи родителям
ознакомление родителей со специальной литературой
знакомство родителей с содержанием, формами, методами воспитания и обучения детей
оказание помощи родителям по социальной адаптации и реабилитации ребёнка с нарушением слуха
Слайд 8Формы психолого-педагогической работы с семьями
консультивно-рекомендательные
лекционно-просветительские,
практические занятия
индивидуальные и групповые занятия
организация
«круглых столов», конференций, утренников, праздников
демонстрация родителям приёмов работы с ребёнком
конспектирование уроков
выполнение домашних заданий
чтение специальной литературы
реализация творческих замыслов
Слайд 9Задачи в семье
Сохранение, укрепление и развитие физического, психического и нравственного здоровья
ребёнка
Развитие познавательной деятельности
Формирование бытовых, коммуникативных, трудовых и учебных умений
Развитие творческих способностей, развитие кругозора
Формирование слухового восприятия и усвоение устной речи
Формирование словесной речи при использовании остаточного слуха
Развитие речевого общения
Формирование социального, межличностного, культурного опыта
Слайд 10Физическое воспитание в семье
Обучение основным движениям
выполнение общеразвивающих упражнений с предметами и
без предметов
развитие пространственной ориентировки и координации движений
формирование правильной осанки — таково содержание работы по физическому воспитанию в семье
Родители могут успешно вести эту работу, сочетая упражнения с разнообразными играми детей на прогулках, занятиях в спортивном уголке
Слайд 11Трудовое воспитание в семье
воспитание гигиенических навыков и поведения в быту
хозяйственно-бытовой труд,
направленный на выполнение некоторых обязанностей в семье
расширение представлений о труде взрослых
труд в природе, предполагающий участие ребенка в работе на участке, уходе за комнатными растениями
ручной труд, в процессе которого дети учатся изготовлять поделки из бумаги, картона, природного материала
Слайд 12Познавательное развитие в семье
игры и упражнения по развитию зрительного восприятия (зрительное
внимание, запоминание, формирование целостного образа предмета, развитие восприятия цвета, формы, величины, пространственных отношений),
развитие наглядно-действенного, наглядно-образного, элементов логического мышления
развитие воображения