Слайд 1Роль педагога в формировании личности ребёнка: развитие позитивной Я-концепции
Я – это
Я.
Я – это замечательно!
Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А.И.
Слайд 2 Цель подлинного воспитания –
вывести на поверхность вашего существа
бесконечные источники внутренней мудрости.
Р. Тагор
Слайд 3Я-концепция - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая
как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит своё взаимодействие с другими людьми и относится к себе.
(Психологический словарь)
Слайд 4 Материальное
Духовное
Социальное
Физическое
Я
Слайд 5Я-концепция - динамическая система представлений человека о себе, которая складывается из
осознания им своих качеств: физических, интеллектуальных, нравственных.
На основе Я-концепции личность строит свое поведение.
Слайд 6Основа
Я-концепции
3
компонента
Слайд 7То, каким человек видит самого себя, то, каким, как он думает,
видят его другие, каким он хотел бы видеть себя в будущем, каким видит себя в прошлом, - все эти образы пребывают в сознании человека, складываясь в его Я-концепцию.
Слайд 8Структура самосознания
3
модальности самоустановок
Слайд 9Образ «Я» формируется в течение всей жизни человека и оказывает влияние
на восприятие данным человеком себя, других, окружающего мира.
Слайд 10Классификация видов
Я-концепции
Я
Слайд 11Классификация
видов
Я-концепции
Отрицательная
Слайд 12Классификация
видов
Я-концепции
Амбивалентная
Слайд 13Классификация
видов
Я-концепции
Положительная
Слайд 14 познавательный потенциал
нравственный потенциал
физический потенциал
эстетический потенциал
коммуникативный
потенциал
позитивно ориентиро-ванная личность
Слайд 15Базовый потенциал позитивно ориентированной личности
Нравственный
потенциал
нравственная воспитанность (мотивация, самооценка, система ценностей,
становление мировоззрения);
правовая культура;
гражданско-патриотическая позиция.
Слайд 16Базовый потенциал позитивно ориентированной личности
Познавательный
потенциал
обучаемость;
обученность;
сфера склонностей и интересов;
мотивация к обучению.
Слайд 17Базовый потенциал позитивно ориентированной личности
Коммуникативный
потенциал
навыки и умения межличностного взаимодействия.
Слайд 18Базовый потенциал позитивно ориентированной личности
Физический
потенциал
сформированность навыков и потребности к здоровому
образу жизни;
формирование идеологии здоровья как жизненной необходимости.
Слайд 19Базовый потенциал позитивно ориентированной личности
Эстетический
потенциал
развитие потребности воспринимать все прекрасное, гармоничное
в окружающем мире;
формирование стремления к созидательной деятельности.
Слайд 20Факторы, влияющие на формирование
положительной Я-концепции
Слайд 21Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места
среди других людей.
От самооценки зависит взаимоотношение человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.
Слайд 23Содержание Я-концепции является одним из наиболее важных результатов воспитания и обучения,
то есть того, что составляет содержание и формы социализации ребенка.
Слайд 24Как сформировать у ребёнка адекватную самооценку.
(Дж.Кэнфилд, Г.Уэлс «100 путей развития позитивной
Я-концепции в классе»)
1. Я-концепцию ребенка возможно изменить
Многие дети любят тот или иной предмет постольку, поскольку учитель имеет влияние на этого ребёнка, добр к нему, сопереживает ему в трудностях и радостях учёбы.
В то же время педагог, с уст которого не сходит насмешка и сарказм, зачастую отвращает учеников от своего предмета.
Слайд 25Как сформировать у ребёнка адекватную самооценку.
(Дж.Кэнфилд, Г.Уэлс «100 путей развития позитивной
Я-концепции в классе»)
2. Изменить Я-концепцию нелегко
Изменения происходят в течение длительного периода времени.
Это не должно разочаровывать педагога. Изменения происходят незаметно, медленно накапливаясь в сознании и чувствах ребёнка о самом себе.
Слайд 26Как сформировать у ребёнка адекватную самооценку.
(Дж.Кэнфилд, Г.Уэлс «100 путей развития позитивной
Я-концепции в классе»)
3. Усилия, направленные на ведущие ценности,
оказывают наиболее сильное влияние
Если педагог хочет помочь ребёнку достичь успеха в учёбе, он должен обратить внимание на то, что значимо для ребёнка кроме учёбы, и помочь ему почувствовать себя компетентным, принятым, привлекательным благодаря тем позитивным качествам, которые у ребёнка уже имеются.
Слайд 27Как сформировать у ребёнка адекватную самооценку.
(Дж.Кэнфилд, Г.Уэлс «100 путей развития позитивной
Я-концепции в классе»)
4. Полезен самый разнообразный опыт
Множество разнообразных успешных шагов необходимо сделать человеку, чтобы повысить свою самооценку.
Важно развивать у ребёнка самые разнообразные таланты, хвалить его за малейшее продвижение.
Слайд 28Как сформировать у ребёнка адекватную самооценку.
(Дж.Кэнфилд, Г.Уэлс «100 путей развития позитивной
Я-концепции в классе»)
5. Связывайте воедино успехи и усилия ребёнка
Хвалите за хорошо выполненную работу.
Связывайте талант ребёнка с его способностью быстро обучаться.
Слайд 29Человек, имеющий адекватную самооценку, положительную Я-концепцию, создаёт вокруг себя атмосферу честности,
ответственности, сострадания.
Он способен в трудную минуту попросить помощи у других, способен принять самостоятельное решение, совершает обдуманные поступки.
Слайд 30Условия формирования позитивной
Я–концепции ребёнка
Я
Слайд 32Характеристики педагога, имеющего низкую самооценку
отрицательное реагирование на тех, кто, по его
мнению, его не любит;
установление жёсткой дисциплины;
завышение требований.
Слайд 33Характеристики педагога, имеющего высокую самооценку
способность к эмпатии, внимание к потребностям детей;
умение
придать личностную окраску преподаванию, общению с учащимися;
владением стилем лёгкого, неформального общения;
эмоциональная уравновешенность;
умение создать в классе атмосферу тепла, взаимного доверия.
Слайд 34Позитивное восприятие педагогом самого себя является одним из важнейших критериев эффективности
его работы и способствует формированию у детей адекватной
Я-концепции.
Слайд 35Условия развития позитивного самовосприятия ребёнка
умение педагога найти индивидуальный подход к ребёнку;
в
центре внимания - эмоциональная жизнь ученика;
максимальная вовлечённость ребёнка в разнообразные виды деятельности;
умение ставить достижимые цели и помогать в целеполагании ученику;
принимать ребёнка таким, какой он есть;
создавать для детей ситуацию успеха;
внушить ученику, что успех обязательно придёт к нему;
быть аккуратным в высказываниях, касающихся внешности ребёнка;
не обращайтесь к ребёнку по фамилии.
Слайд 36
Я-
концепция
наблюдение
тестирование
беседа
Слайд 37Доверие между педагогом и обучающимся позволяет ребёнку выражать свои истинные чувства
и мысли открыто.
Такая атмосфера позволяет обсуждать общие ценности, ожидания, планы, достижения.
Без установления доверительных отношений возможности педагога невелики.
Слайд 38Как Я-концепция влияет на учебные успехи ребёнка?
Слайд 39Ребёнок весь день подвергается непрерывной оценке, находится в ситуации соперничества, сравнения
себя с другими.
Взрослый может выбирать вид деятельности, в котором он наиболее компетентен и который ему больше нравится. У ученика такой возможности практически нет, он не может отказаться от выполнения учебных заданий.
Слайд 40Ребёнок оценивается сквозь призму успешности решения школьных задач.
Слайд 41Оценка ребёнка посредством решения учебных задач
Ребёнок с высоким уровнем обученности
популярен;
окружён
уважением;
имеет друзей:
внутренне свободен и открыт миру;
испытывает определённое эмоциональное благополучие.
Слайд 42Оценка ребёнка посредством решения учебных задач
Ребёнок с низким уровнем обученности
живёт
с чувством страха;
выражает протест, агрессию;
деформирована положительная самооценка.
Слайд 45Насколько педагог искренен и открыт к восприятию ребёнка, настолько в дальнейшем
сам растущий человек будет учиться принимать и уважать себя. Только дух поддержки, доверия, принятия ребёнка без осуждения поможет ему начать «строить» свою позитивную Я-концепцию.