Слайд 1 Региональный семинар (круглый стол) "Историческое краеведение: вопросы содержания, методики и
технологии преподавания на уроках и во внеурочной деятельности"
Историко-художественный музей г. Калининграда
(4 декабря 2017 г. )
Слайд 2«Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной
через изучение истории родного края как личностный результат освоения учащимися основной образовательной программы ФГОС»
Ступакова Нина Ивановна,
учитель истории и обществознания,
МАОУ ШИЛИ, г. Калининград
Слайд 3«Любовь к своей Родине - это не нечто отвлечённое; это и
любовь к своему городу,
к своей местности, к памятникам её культуры, гордость своей историей».
Академик Д.С.Лихачёв
Слайд 4Урок-экскурсия в музей
«Блиндаж Ляша»
«Краеведение учит людей любить
не
только свои родные места, но и приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки»
Д.С. Лихачев.
Слайд 5Цели:
- ознакомление учащихся с военно-исторической операцией «Штурм Кенигсберга» по материалам
музея;
- формирование практических навыков комплексной работы с различными видами исторических источников (карты-схемы, военные фотографии, дневники, письма, воспоминания, макеты, фотокопии, экспозиции, музейные коллекции, музейные предметы, экспонаты и т.д.);
Слайд 6- развитие логического мышления, коммуникативно-речевых умений и навыков;
- использование приобретенных
знаний и умений в повседневной жизни;
- воспитание интереса, уважения и бережного отношения к культурному и историческому наследию;
- воспитание патриотизма.
Слайд 7Задачи:
научить учащихся воспринимать музейную информацию и музейные источники как часть истории
и культуры;
- дать возможность использовать полученную информацию при выполнении заданий (составление путеводителя по музею); написание исторического сочинения.
Слайд 8Методические приёмы
─ Методические приёмы организации урока:
уч - ся делятся
на группы и получают задания;
ответственные в группах получают оценочный лист, где подводят результаты работы каждого своего уч-ся.
Слайд 9Ход урока:
1. Организация урока:
Учитель выступает в роли экскурсовода музея;
2. Уч –
ся получают творческие задания:
составление карты Кёнигсберга;
маршруты двух парламентёрских групп; анализ печатных материалов музея;
описание экспонатов.
Слайд 10Словарь музейных терминов
Центральное ядро словаря составляют базовые понятия музееведения:
музей, музееведение,
музейный мир, музейный предмет, музейный объект, социальные функции музея, музейные залы, музейный экспонат, музейная редкость , музейный фонд, музейные ценности.
Слайд 11Этапы урока
Урок готовится и проводится в 3 этапа:
• 1-й этап: учитель
предлагает в качестве опережающего задания освоение теоретического материала и терминологии;
• 2-й этап - урок непосредственно в музее;
• 3-й этап - предполагает самостоятельную творческую работу по предложенным темам.
Слайд 12Экспозиции музея
трагедия немецкого гражданского населения в период штурма города Кёнигсберга;
участие немецких
антифашистов в боях за город;
судьба немецких военнопленных после окончания штурма города Кёнигсберга и Восточно-Прусской операции;
результаты поисков безвестных могил погибших в период боевых действий на территории Восточной Пруссии и увековечивание памяти погибших.
Слайд 13Краткая историческая справка
Музей «Бункер» расположен в бывшем немецком одноэтажном железобетонном бомбоубежище,
построенном в начале 1945 года. Состоит из двух монолитных блоков, строительный материал – цемент, песок, гранит, стекло. Длина убежища – 42 метра, ширина – 15 метров, глубина – 7 метров. В нем 21 помещение. Сооружение было электрифицировано, оборудовано системой связи, водоснабжения, канализации и подачи свежего воздуха.
Слайд 14Открытие музея
В марте 1945 г. штаб немецко-фашистских войск под командованием генерала
Отто Ляша переехал в этот бункер. С этого времени подземное бомбоубежище стало называться командным пунктом генерал Ляша.
Музей в этом бункере был открыт в 1968 году. Основная часть экспозиции посвящена штурму города-крепости Кёнигсберг советскими войсками с 6 по 9 апреля 1945 года. Здесь представлены 5 диорам Кёнигсберга периода активных боев по взятию советскими войсками города.
Слайд 16Вечером 9 апреля 1945 года, когда бои продолжались только в центре
города Кёнигсберга, в бункер, к коменданту немецко-фашистского гарнизона генералу Ляшу советское командование направило две группы парламентеров.
Первая группа состояла из трех человек: гвардии подполковника Яновского П.Г., капитанов Федорко А.Е., Шпитальника В.М. Вторую группу фронтовых разведчиков-парламентеров возглавлял майор
Круглов А.Я.
Слайд 17Обе группы парламентёров участвовали в переговорах с генералом Ляшем на условиях
полной капитуляции, после чего благополучно вернулись в расположение советских войск.
Но в этом бункере советским парламентерам пришлось пережить тяжелые, драматичные события.
Слайд 19В 2-х помещениях восстановлена обстановка немецкого штаба периода штурма и обороны
города Кёнигсберга, а именно: кабинет генерала Ляша и кабинет начальника штаба немецкого гарнизона полковника Зюскинд-Швенди.
Здесь побывали обе группы советских парламентеров.
Слайд 20Фотография – ещё один источник познания
Слайд 22Творческие работы
Выдержка из сочинения ученика:
«… взятие Кенигсберга, которое явилось одним из
самых важных этапов Восточно-Прусской операции, имело большое значение для истории. Неудача при штурме неизвестно как могла бы повлиять на дальнейшее развитие событий. Неизвестно, закончилась бы тогда война, куда бы покатился мир и где бы сейчас были мы все, если бы, конечно, вообще были. Без взятия этого важного для фашистской германии города-крепости нельзя было двигаться на Берлин и думать о капитуляции Германии. Советские солдаты и офицеры были настоящими патриотами своей Родины, их действия на Прусской земле были верны и решительны. Они самоотверженно сражались за то, чтобы наше великое государство не было стерто с лица Земли. Мы будем верно хранить память об этих ужасных событиях и героических подвигах советских солдат».
Слайд 23Давно прошло утрат отчаянье,
Но память бережно хранит
Красноречивое молчанье
Одетых в бронзу и гранит.
Мы позабыть о них не вправе.
Пусть пламя чистое горит –
Неугасимо говорит.
Слайд 30Рукопожатие
поколений
(внук Келлера Ф.А. –
«Первой шашки России»)
Слайд 31Кровь императорской
династии в
Первой Мировой
Слайд 32Историческая карта Калининграда
10 «Г» класс
2 - 4 июня
Под руководством
Ступаковой
Нины Ивановны
Слайд 48Экспедиция к месту высадки
разведгруппы «Джек» в 1944
Слайд 51Погружение в предмет
(коса Фрише – Нерунг)
Проезжаем мимо памятника А.
Космодемьянскому, возлагаем цветы герою
Слайд 52В городе Балтийске (Пиллау) нас встречает одноклассник с подгото-вленным рассказом о
своём славном городе, который в разное время посещали Петр Первый и Иосиф Бродский.
Проводим экскурсию у памятника Петру I и Елизавете Петровне. К экскурсоводу подходят с вопросами гости нашей области. Мы выступаем от имени прошлого.
Слайд 53Возложение цветов к памятнику
Герою Советского Союза
ст.л. Катину Н.А.
Слайд 54«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и
приучает интересоваться историей, искусством,
литературой, повышать свой культурный уровень.
Это самый массовый вид науки.»
Д.С.Лихачёв
Слайд 55Скульптурные памятники Калининграда ( скульптурная композиция, монумент, скульптурные группы) Автор: Ступакова
Нина Ивановна, учитель истории МАОУ ШИЛИ г. Калининграда;
Скульптурные памятники Калининградского региона (Кёнигсберг – Калининград) Подготовка к ВПР по истории Автор: Ступакова Нина Ивановна, учитель истории МАОУ ШИЛИ г. Калининграда
Слайд 56Презентация "Подготовка к ВПР по истории 11 класс (Памятники культуры Калининградского
региона)
Мой сайт доступен в Интернете по двум адресам:
Основной: https://infourok.ru/user/stupakova-nina-ivanovna
Дополнительный:
учительский.сайт/Ступакова(лепшеева)-Нина-Ивановна