Слайд 1Рефлексия.
Виды. Приёмы. Формы.
Подготовила: Михалева Н.А.
учитель начальных классов
Слайд 2Определение рефлексии
Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — это обращение внимания
субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. (источник – Википедия).
Рефлексия – это размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ. (толковый словарь Ожегова).
Рефлексия в педагогике – самоанализ деятельности и её результатов. (статья в газете Первое сентября).
Слайд 3
Цель рефлексии - вспомнить, выявить и осознать основные компоненты
деятельности, её смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты.
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока.
Слайд 4
Виды рефлексии.
- По содержанию
- По форме деятельности
- По цели
Слайд 5Формы рефлексии
- Ситуативная
- Ретроспективная
- Перспективная
Ситуативная рефлексия
Анализ ситуации, складывающейся в данный конкретный
момент. Помогает координировать деятельность в точном соответствии с меняющимися условиями.
Ретроспективная
Возможность оценить уже произошедшие события и результаты своей деятельности.
Перспективная
Размышления о предстоящей деятельности, эффективное планирование своей работы.
Слайд 6Классификация по содержанию
Символическая или Устная
Умение связно высказывать свои мысли, описывать свои
эмоции и состояние.
Письменная
Этот вид рефлексии уместен на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материала или большой темы.
Классификация по форме деятельности
Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.
Слайд 7Классификация по цели
Эмоциональная
Другое название – сенсорная. Сюда можно включить символьную классификацию.
Основной
вопрос – «Какое у тебя настроение?»
Рефлексия деятельности
При проверке д/з, на этапе закрепления материала, при защите проекта.
Основные вопросы – «Что у меня получилось в результате?» и «Что мне нужно сделать, чтобы добиться успеха?»
Рефлексия содержания материала
При подведении итогов урока или темы.
Основной вопрос – «Что я узнал и чему научился?»
Слайд 8
Формы и приёмы рефлексии на уроке.
Для проведения рефлексии на уроках в
начальной школе по ФГОС предлагаются различные упражнения, приведем их примеры. Наиболее простыми являются задания с эмоциональной окраской. Они используются на начальном этапе формирования рефлексивных умений.
Целью таких упражнений является дать символьную оценку своей деятельности и ее результатов.
Слайд 9Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Слайд 10«СОЛНЦЕ И ТУЧКА»
Доволен своей работой на уроке.
Не доволен, много не сумел
сделать
Были отдельные моменты, когда я испытывал трудности.
Слайд 11
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и
зеленого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку:
желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;
зеленого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
Слайд 12Рефлексия содержания учебного материала
Сегодня на уроке я научился…
Своей работой на уроке
я …
Урок заставил меня задуматься о …
А особенно мне удалось …
Я понял, что …
Мне было интересно, потому что …
Для меня стало открытием, что …
Мне показалось важным …
Слайд 13«Плюс. Минус. Интересно»
Плюс
Минус
Интересно
Слайд 14«БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ»
Красный - восторженное;
Оранжевый - радостное, тёплое;
Жёлтый - светлое, приятное;
Зелёный -
спокойное;
Синий - неудовлетворённое, грустное;
Фиолетовый - тревожное, напряжённое;
Чёрный - упадок, уныние.
Слайд 15«БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ»
"Я доволен"
"У мня всё получилось"
"Я не доволен"
"У мня
не получилось что - либо"
Слайд 16«Шесть шляп»
Белая шляпа. Искать в обсуждаемой проблеме только факты. Никаких эмоций
и чувств, только факты. Нейтральная.
Красная шляпа. Анализировать проблему с позиции чувств, нужно рассказать нам, что почувствовали, какие испытали чувства при решении проблемы. Эмоции.
Черная шляпа. Нужно попытаться предостеречь нас, найти возможные риски и опасности при решении проблемы. Негатив.
Слайд 17«Шесть шляп»
Желтая шляпа. Искать только всё самое хорошее, смотреть на содержание
проблемы только с положительной позиции. Оптимист.
Зелёная шляпа. Попытайтесь уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложить нам творческие идеи при решении проблемы. Креатив.
Синяя шляпа. Контроль над процессом мышления, осмысленность и рефлексия в процессе решения проблемы. Анализ.
Слайд 18«Пять пальцев»
Для этого упражнения достаточно раздать детям чистые белые листы бумаги.
Им необходимо обвести свою ладошку и на каждом пальце написать короткие ответы на соответствующие вопросы:
- мизинец (мыслительная деятельность) — Какие получил опыт и новые знания?
- безымянный (близость цели) — Достиг ли поставленной цели?
- средний (состояние духа) — Какое преобладало настроение?
- указательный (услуга, помощь) — В какой помощи нуждаешься?
- большой (бодрость, физическое состояние) — Каким было физическое состояние?
Слайд 19Рефлексия деятельности
Лесенка успеха
Слайд 20«Дерево успеха»
3-4 ошибки
Нет ошибок
1 ошибка
Слайд 21«Поезд»
Словарная
работа
Фонети
ческий
разбор
Изучение нового
материала
Работа в
группах
Слайд 23"Острова"
На большом листе бумаги рисуется карта с изображением островов со
следующими названиями: остров Неуверенности, остров Вдохновения, остров Удовлетворения, остров Накопления знаний, остров Размышления, остров Пустоты, Бермудский треугольник и т.д. Карта вывешивается на доске. Ученики рисуют или уже готовые кораблики прикрепляют в соответствующем районе, который отражает его душевное эмоционально-чувственное состояние после состоявшегося мероприятия. После помещения своего «настроения» на бумаге можно его проанализировать. (Каждый из участников имеет право нарисовать на карте остров со своим названием).
Слайд 24«ОСТРОВА»
остров «Неуверенности»
остров «Вдохновения»
остров «Удовлетворения»
остров «Накопления знаний»
остров «Размышления»
Бермудский треугольник
остров «Пустоты»
Слайд 25ДИАМАНТА
Диаманта - это стихотворная форма из
7 строк, первая и
последняя из которых понятия с противоположным значением.
Схема построения:
строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных) строчка 3:действие (3 причастия или глагола)
строчка 4: ассоциации (4 существительных)
строчка 5: действие (3 причастия или глагола)
строчка 6: определение (2 прилагательных)
строчка 7: тема (существительное)
Онегин
равнодушный , надменный,
скучающий, иронизирующий, непонятный,
свет, Петербург, сплин, дуэль,
восторгающий, мечтающий,
ревнующий,
томный, романтичный,
Ленский.
Слайд 26С и н к в е й н
Это способ творческой рефлексии,
который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. Слово происходит от французского “5”.
Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или
расширяющий смысл темы или предмета
(одно слово).
Слайд 27Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова
молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!