Слайд 1п
Развитие УУД учащихся в проектной деятельности
Слайд 2КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
Образование
– уникальный сплав индивидуальности человека и присвоенной им культуры;
–
приобретается самостоятельно, можно только содействовать образованию, помогая реализовать свою тенденцию развития;
- выступает в качестве механизма развития, если становится для человека реальной деятельностью (а не транслятором сведений), форма и содержание которой будет отвечать его интересам и способностям;
Слайд 3КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
Образование
– в образовательных учреждениях образование не осуществляется, для учащихся
отсутствует представленность культуры, результат которой (знания) им представляют, культура не может быть освоена, без включения в нее, то есть когда человек не производит действий, соответствующих культуре;
– в учебниках представлены не знания, а сведения о них;
- на самом деле передаются не знания, а формы организации обучения и нормы поведения, отношения, понимание границ ответственности и безответственности, то есть то, что является культурой данной системы обучения;
Слайд 4КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
Образование
– основной критерий образованности – наличие средств для осуществления
самостоятельной деятельности и мышления в той или иной культурной традиции;
– ключевые вопросы образования:
чему я учу еще на материале математики, русского языка, окружающего мира и т.д.;
что необходимо изменить для реализации «скрытого содержания».
Слайд 5РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ
ПРЕДМЕТНЫЕ – конкретные элементы социального опыта,
изучаемого в рамках учебного предмета
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ – способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях (универсальные способы деятельности)
ЛИЧНОСТНЫЕ – система ценностных отношений к себе, другим, процессу обучения и его результатам
Слайд 6УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ)
Личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и
ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях:
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
смыслообразование (установление связи между целью деятельности и ее мотивом, какое значение и какой смысл для меня имеет обучение);
нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания.
Слайд 7УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ)
Познавательные – общеучебные:
самостоятельное выделение и формирование познавательной
цели;
поиск и выделение необходимой информации;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
выбор наиболее эффективных способов решения задач;
рефлексия способов и условий действий;
смысловое чтение;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
моделирование (графическая или знаково-символическая форма предъявления информации);
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих эту модель.
Слайд 8УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ)
Познавательные – логические:
анализ объектов с целью выделения
признаков;
синтез;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Познавательные – постановка и решение проблем:
формулирование проблем;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера
Слайд 9УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ)
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
постановка
вопросов;
разрешение конфликтов;
управление поведением партнера;
умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Слайд 10УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ)
Регулятивные – обеспечивают учащимся организацию их учебной
деятельности:
- целеполагание;
планирование;
прогнозирование;
контроль;
коррекция;
оценка;
саморегуляция.
Слайд 11ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
МЕТАСТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Слайд 12СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(КРИТЕРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Наличие осознанной, то есть имеющей личностный смысл цели;
Наличие
программы, плана достижения этой цели;
Наличие периодически осуществляемой рефлексии
Слайд 13РЕФЛЕКСИЯ
Способность занимать в сознании «внешнюю» позицию по отношению к «своему Я»
и мышлению;
Осуществляется в проблемной ситуации и параллельно производимой деятельности, выполняя роль самоконтроля;
В мышлении позволяет отличать «объект мысли» от способов и процедур его порождения;
Делает возможным анализ оснований производимых действий;
Позволяет в ситуации коммуникации реконструировать основания высказывания, что и позволяет понять его суть.
Слайд 14ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?
Традиционная система обучения;
Проблемное обучение;
Проектное обучение
Слайд 15ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?
Самореализация:
Цель: Собственное развитие
План: План по собственному развитию
Рефлексия: Рефлексия собственного роста
Слайд 16МЕТАСТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Результативный план;
Обратная связь;
Генетический план
Слайд 17РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ПЛАН
Основной R – опыт деятельности – что будет уметь учащийся
в результате обучения: что будет уметь делать учащийся, в каких условиях, с какими объектами.
Промежуточные результаты:
R - знание – какие мыслительные операции будет производить обучаемый, над какими объектами (содержание);
R – навык – в каких условиях обучаемый сможет выполнять мыслительные операции (уровень).
Слайд 18ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Организация образовательного процесса на возрастных особенностях.
Если:
Предшкола – это подготовка к
школе;
Школа – это подготовка в ВУЗ;
ВУЗ – это подготовка к работе;
Работа – это подготовка к пенсии;
Пенсия - это?
Детство – это?
Слайд 19УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ)
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
постановка
вопросов;
разрешение конфликтов;
управление поведением партнера;
умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Слайд 21ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ
Не одностороннее движение информации от субъекта к объекту, а активный
обмен значимой информацией, которая понята, осмыслена, переработана
Обмен информацией предполагает воздействие на партнера, в целях изменения его поведения
Слайд 22ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ
Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь когда оба
участника общения обладают единой или схожей системой кодирования и декодирования
В условиях коммуникации периодически возникают коммуникативные барьеры, которые носят социальный и психологический характер
Слайд 23МНОГОКРАТНОЕ ПЕРЕКОДИРОВАНИЕ
ТЕКСТ
вторичный
ТЕКСТ
внешний
ТЕКСТ
код интеллекта
Инновационный подход
1. Структура
2. Текст
Традиционный подход
1. Текст
2. Структура
ПОНИМАНИЕ
Слайд 24ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ
Меняют рабочее место, пересаживаются;
Говорят;
Пишут;
Слушают;
Рисуют;
И т.д.
Слайд 25СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
Задают вопросы;
Отвечают на вопросы;
Обмениваются мнением;
И т.д.
Слайд 26ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
Вносят дополнение или поправки в изложение учителя;
Выступают как один из
источников опыта;
Сами находят решение проблемы;
И т.д.
Слайд 27МЕЖЛИЧНОСТНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ
Эмпатия – умение сопереживать;
Уважение – принятие учащихся как конструктивной личности;
Искренность
– умение учителем открыто проявлять свои чувства;
Конкретность коммуникации – умение точно описать свои переживания и желания
Слайд 28УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ)
Познавательные – общеучебные:
самостоятельное выделение и формирование познавательной
цели;
поиск и выделение необходимой информации;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
выбор наиболее эффективных способов решения задач;
рефлексия способов и условий действий;
смысловое чтение;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
моделирование (графическая или знаково-символическая форма предъявления информации);
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих эту модель.
Слайд 29УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ)
Познавательные – общеучебные:
самостоятельное выделение и формирование познавательной
цели;
поиск и выделение необходимой информации;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
выбор наиболее эффективных способов решения задач;
рефлексия способов и условий действий;
смысловое чтение;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
моделирование (графическая или знаково-символическая форма предъявления информации);
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих эту модель.
Слайд 30УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ)
Познавательные – логические:
анализ объектов с целью выделения
признаков;
синтез;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Познавательные – постановка и решение проблем:
формулирование проблем;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера
Слайд 31ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Познавательные исследовательские действия (поиск информации, исследование); сложные формы
опосредования познавательной деятельности; переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение); формирование элементов комбинаторного мышления как одного из компонентов гипотетико-дедуктивного компонента; работа с научными понятиями и освоение общего приема доказательства как компонента воспитания логического мышления.
Слайд 32СИСТЕМА УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Создание условий для возникновения вопросов
и проблем у учащихся (стимулирование творческого звена мыслительного процесса)
Рефлексия мыслительного процесса, достижение высокого уровня понимания решения
Обеспечение эмоционального благополучия детей
Удовлетворение познавательной потребности
Удовлетворение потребности в межличностном общении
Развитие способности к самоуправлению своей деятельностью – рефлексивной саморегуляции
Дифференциация и индивидуализация содержания обучения
Дифференциация и индивидуализация помощи учителя учащимся
Слайд 33ЗАДАЧА О ЛЮБОПЫТНОЙ МУХЕ
Из пунктов А и В выезжают навстречу друг
другу два велосипедиста. Они движутся с одинаковой скоростью по 15 км/ч. Когда между ними остается 300 км, с плеча велосипедиста «А» слетает «любопытная» муха и летит навстречу велосипедисту «В»; так как она летит со скоростью 20 км/ч, она встречается с ним раньше, чем велосипедист «А». Заинтересованная пробегом муха летает от одного велосипедиста к другому, пока они не встретятся. Спрашивается, какой путь проделала муха?
Слайд 34ОБУЧЕНИЕ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ
Одним их важнейших познавательных универсальных действий названо умение
решать проблемы или задачи.
Данное универсальное умение формируется на основе общего приема решения задач, который в свою очередь рассматривается как модельное универсальное действие для всей системы познавательных действий
Слайд 35ОБЩИЙ ПРИЕМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
«включает: знания этапов решения (процессов), методов (способов) решения,
типов задач, оснований выбора способа решения, а также владение предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями[1]».
[1] Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – с.. 91.
Слайд 36КОМПОНЕНТЫ ОБЩЕГО ПРИЕМА
1) Анализ текста задачи (семантический, логический, математический);
2) Перевод
текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств;
3) Установление отношений между данными и вопросом;
4) Составление плана решения;
5) Осуществление плана решения;
6) Проверка и оценка решения задачи.
Слайд 37ФОРМИРОВАНИЕ ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ ОБЩЕГО ПРИЕМА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
- фиксированным набором типов задач,
которые выступают в качестве ключевых;
- формированием умения решать эти ключевые задачи в логике укрупнения дидактических единиц (прямые и обратные задачи);
- сопровождение четкими алгоритмами их решения и описанием процесса рассуждения (анализ текста и моделирование, механизм перевода в знаково-символическую форму).
Слайд 38ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КЛЮЧЕВЫХ ЗАДАЧ
?
I –
II –
I –
II – на (в) > (<), чем
Слайд 39ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КЛЮЧЕВЫХ ЗАДАЧ
на (в)
I –
II –
Было –
Действие –
Стало (осталось) -
Слайд 40ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КЛЮЧЕВЫХ ЗАДАЧ
Всего –
Часть –
Сколько составляет -
Слайд 41РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
▲ х ■ = ●
▲= ● : ■
■ =● : ▲
Слайд 43РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
1) Cоставь таблицу, запиши заголовки в столбцы и строчки.
2) Заполни
таблицу значениями. В клетках, значения которых не известны, поставь вопрос.
3) Начни анализ задачи с главного вопроса (пример рассуждения смотри дальше).
4) Решение идет по строчкам, используя взаимосвязь между элементами.
Помни, что решить можешь лишь ту строчку, где одно неизвестное.
5) В таблице, рядом с вопросом, по ходу решения, записывай найденные значения.
6) Поочередно заполни все клетки таблицы с вопросами.
Слайд 44РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
«Дальше рассуждай, начиная с главного вопроса задачи так: «Чтобы найти,
сколько всего камней у Вани, нужно знать, сколько камней в коробках I вида и в коробках II вида. Так как у Вани, всего одна коробка II вида, то всего в них камней 4. Но мы не знаем, сколько камней в коробках I вида. В строке, соответствующей коробкам первого вида одно неизвестное, значит, можно воспользоваться взаимосвязью между элементами таблицы и найти, сколько камней в коробках I вида. А затем найти, сколько всего камней у Вани.
Запиши решение задачи.»
?
Слайд 45Способ учебной работы
Отражает своеобразие преобразования научной информации, заданной для усвоения, которая
обычно предъявляется всем одинаково, а усваивает ее каждый на своем уровне.
Слайд 46Содержание субъектного опыта
Предметы, представления, понятия;
Операции, приемы, правила выполнения действий (умственных и
практических);
Информационные коды (когнитивные - схемы, эмоциональные - личностные смыслы, установки, стереотипы)
Все составляющие могут быть представлены по-разному, обязательно во взаимосвязи
Слайд 47Личностно-ориентированное обучение
Функция субъектного опыта – с его помощью «наводится порядок» в
восприятии действительности через своеобразную избирательность, обеспечивающую индивидуальное видение бытия. Субъектный опыт делает всех учеников разными, неповторимыми.
Цель личностно-ориентированного обучения – максимально раскрыть эти различия, а не нивелировать их.
Слайд 48Условия, «вынуждающие» ученика действовать правильно (П.Я.Гальперин)
Слайд 49МОРАЛЬНЫЕ ИНСТАНЦИИ (Л.И.Божович)