Слайд 1Процесс усвоения понятий на уроках биологии
ГБОУ РС(Я) ПУ №20 г.Ленск
Преподаватель
Кайдалова
Татьяна Вениаминовна
Слайд 2Развитие мышления учащихся - одна из центральных задач образования. Роль учителя
- вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, с помощью различных форм и методов обучения, позволяющих использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели- творческо-поисковой работе учащихся.
Слайд 3 На начальном этапе обучения организовать работу учащихся, направленную на усвоение
понятий можно так:
1. Предложить прочитать определение понятий в учебнике.
2. Пересказать это определение своими словами
3. Выбрать ключевые слова или существенные признаки
4. Составить схему, содержащую ключевые слова, и используя их, сформулировать определение понятия.
Слайд 4В теме «Происхождение и развитие жизни на Земле» ключевыми словами являются:
Автотрофы,
гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты
1.Учащиеся анализируют текст по заданной теме, выбирают ключевые слова (понятия).
2.Проводят аналогии (ассоциации).
Например: слово автотрофы ассоциируется со словом автомобиль слово аэробы со словами: аэробус, аэропорт.
3.Проводят анализ понятий, данных в тексте (с помощью учителя). Автотрофы – авто - «сам», «трофикос»- пища, аэробы - « аэрос» - воздух, эукариоты - «кариос» - ядро.
4.Дают определение понятиям, на основе проведённого анализа слов.
Автотрофы - организмы, которые синтезируют органические вещества из неорганических. (сам создаю пищу)
Гетеротрофы - организмы, которые питаются готовыми органическими веществами.
Аэробы- организмы, живущие в воздушной среде (содержащей кислород).
Анаэробы- организмы, живущие в бескислородной среде.
Эукариоты – ядерные организмы.
Прокариоты - безъядерные организмы.
5. Выстраивают понятия в схему, на основе бинарных оппозиций( т.е. противостоящих сторон жизненных явлений). Получают смысловой ориентир темы.
Автотрофы- гетеротрофы
Аэробы- анаэробы
Прокариоты- эукариоты.
Слайд 56. Закрепляют понятия. (Для этого уч-ся предлагаются задания, при выполнении
которых, они должны выбрать признаки, существенные для данного понятия).Например: составляют синквейн к понятию « автотроф»
А ) Автотроф( существительное)
Б) Продуцирующий, самопитающийся (два прилагательных)
В) Улавливает, аккумулирует, создаёт (три глагола)
Г) Растения синтезируют органические вещества. (предложение из четырёх слов).
Д) Продуцент (вывод).
7. Усваивают, изучаемые понятия в постоянном преобразовании( получая набор определённых, специально сконструированных заданий).Например в теме: «Фотосинтез» учащимся предлагается построить логическую цепочку из слов связок , возникает блок- схема для данной темы.
Растения- автотрофы- продуценты – фотосинтез – пластиды – хлоропласты - хлорофилл.
Слайд 68. По мере накопления конкретных сведений возникает необходимость организовать познавательную деятельность
учащихся на выполнение заданий, способствующих систематизации и обобщению изучаемых понятий. Это можно сделать в темах: «Состав и структура сообщества», «Круговорот веществ и поток энергии в пищевых цепях». При этом пищевые цепи выстраивают в виде треугольных пирамид по уже известным понятиям и вводят новые понятия для того чтобы определить экологическую роль растений, животных и бактерий в общем круговороте веществ и энергии.
животные
гетеротрофы
консументы
растения
бактерии
автотрофы
сапрофиты
продуценты
редуценты
Слайд 7 Углубление понятия
происходит всякий раз с изучения новой теории, при этом целесообразно использовать такие задания, при выполнении которых уч-ся осознают движение познания ко все более глубокий сущности. Например уч-ся предлагается написать мини- сочинение по теме: « Происхождение Жизни на Земле», с использованием изученных понятий.
Пример сочинения:
Первыми живыми организмами на Земле были прокариоты: вначале гетеротрофные, а затем и автотрофные бактерии и цианеи. Возникновение фотосинтеза привело к накоплению в воде и атмосфере свободного кислорода, благодаря чему возник и начал развиваться процесс дыхания -одна из основ прогрессивной эволюции живых организмов Земли. Для прокариот, не имеющих оформленного ядра, основным материалом служит мутационная изменчивость. В конце архея возникают эукариотные организмы, имеющие оформленное ядро, что резко повысило их возможности приспособления в условиях среды, вспедствие появления комбинативной изменчивости. Генетическое разнообразие одноклеточных эукариот обусловило разнообразие в строении их клеток, что проявилось в возникновении разных типов одноклеточных организмов, колониальных и многоклеточных с их разделением функций между клетками и способностью осваивать новые среды обитания.
Слайд 8Работа с понятиями по такой схеме учит детей принципам диалектического мышления,
установлению причинно-следственных связей, развивает образное и логическое мышления
Достоинства способа подачи:
1. Высокая работоспособность учащихся на уроке.(самостоятельная аудиторная работа).
2. Экономия учебного времени ( при прохождении новых тем) т.е. элементы опережающего обучения.
3. Лучшее запоминание.
4. Краткость записи (в виде блоков и схем).
5. Использование на любом этапе урока (входной контроль-актуализация знаний, выходной контроль-проверка знаний).
6. Использование различных форм работы при усвоении понятий (фронтальная, групповая, бинарная ,индивидуальная).
7. При подготовке к зачёту.
8.В качестве домашнего задания (внеаудиторная самостоятельная работа)
Вывод:
Понятие –это итог познания предмета, явления. Биология - определённая система понятий, благодаря им учащиеся глубже познают окружающий мир в его существенных связях, что способствует формированию целостной научной картины мира.