Слайд 1УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СОЛЬНОГО
ПЕНИЯ»
МУЗЫКАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ И ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛНЫХ ШКОЛ. ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ: СЦЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ.
АВТОР: Г.В.ТУГАНАШЕВА, ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХОРЕОГРАФИИ
МБОУ ДОД
«Черемушкинская детская школа искусств»
г. Саяногорска
Республики Хакасия
2015 год
Слайд 2Пояснительная записка
При формировании профессиональных навыков эстрадного певца имеют значение не
только занятия вокалом, ансамблем и другими музыкальными дисциплинами, но и основами сценического движения.
В связи с тем, что в программах по ФГТ отсутствует аналогичная программа по сценическому движению, а занятия по этому предмету востребованы, была создана данная программа.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся детских школ искусств, обучающихся на отделении «Эстрадный вокал» и построена таким образом, что предусматривает возможность воспитания и раскрытия сценических способностей учащихся.
Учебный предмет "Сценическое движение" неразрывно связан со всеми предметами общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Эстрадный вокал" и направлен на создание плодотворного и целесообразного обучающего и репетиционного процесса, нацеленного на рост навыков и умений в различных вокальных сферах творческого самовыражения.
Слайд 3 Цель программы заключается в том, чтобы
уделить особое внимание развитию специальных сценических способностей.
Задачи:
1. Образовательные:
Овладение учащимися основных танцевальных движений, стилем и манерой исполнения;
Воспитание музыкального слуха учащихся на образцах вокального репертуара;
Приобретение учащимися опыта творческой деятельности и публичного выступления;
Разработка процесса обучения в музыкально-эстетическом, исполнительском, сценическом развитии учащихся любого возраста в соответствии с их индивидуальными особенностями;
Снятие психологических и мышечных зажимов.
2. Развивающие:
Развитие моторико-двигательной и логической памяти;
Развитие двигательно-танцевальных способностей, артистизма;
Развитие фантазии, двигательной памяти, внимания, чувства ритма, чувства пространства и времени, чувства слова.
3. Воспитательные:
формирование навыков здорового образа жизни, коммуникативные навыки и культуры поведения;
стимулирование интереса к различным видам искусства;
воспитания внимательности, инициативности, стремление к саморазвитию.
Слайд 4Освоение программы по предмету «Сценическое движение» рассчитано на 4 года. Основной
формой учебной работы является урок, проводимый в форме индивидуального занятия педагога с учеником, продолжительностью 40 минут. Рекомендуемый объем часов: 1- 4 классы – 1-2 часа в неделю.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета «Сценическое движение».
Слайд 5Методы обучения
метод организации учебной деятельности: словесный (объяснение, беседа, рассказ), наглядный (показ,
наблюдение, демонстрация приемов работы), практический;
репродуктивный метод (неоднократное воспроизведение полученных знаний);
эвристический метод (нахождение оптимальных вариантов исполнения);
метод стимулирования и мотивации (формирование интереса ребенка);
аналитический (сравнение и обобщение, развитие логического мышления);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
исследовательский (овладение детьми методами самостоятельной творческой работы).
Слайд 6Учебно-тематический план для каждого года обучения
Слайд 7Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы
по учебному предмету «Сценическое движение» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
умение подготовить концертно-сценический номер или фрагмент под руководством преподавателя;
умения использовать выразительные средства для создания художественного образа;
навыков владения средствами танцевальной выразительности;
умения вырабатывать логику поведения на сцене, целесообразность действий;
умения координироваться в сценическом пространстве;
навыков по владению психофизическим состоянием;
знания основных эстетических и стилевых направлений в области вокального искусства;
навыков репетиционной и концертной работы;
использовать навыки по применению полученных знаний и умений в практической работе на сцене при исполнении концертного номера;
навыков анализа собственного исполнительского опыта.
Слайд 9Требования по годам обучения
Настоящая программа отражает
разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику.
1 класс
Приобретение навыка: ритмических движений, распределять сценическую площадку. Умение исполнять движения.
2 класс
Изучение движений и их разнообразных вариаций, что способствует улучшению памяти и сообразительности, умение сосредотачиваться, необходимое в дальнейшем в исполнении вокального номера. Усложнение движений, их соединение между собой, умение перейти от одного движения к другому.
3 класс
Воспитание у детей навыков танцевальных движений, которые помогают создавать образы. Изучение и понимание образного содержания исполняемого произведения.
4 класс
Усложнение техники танцевальных движений и развитие у детей умения выразить образ в пластике движения. Обладать устойчивыми навыками культуры поведения, общения, чувством ответственности при выступлении на любой сценической площадке.
Слайд 10Формы контроля
Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется регулярно (каждый 2-3 урок) и
предполагает использование пятибалльной системы оценивания. Основной формой учета успеваемости ученика в течение учебного года является четвертная оценка, определяемая педагогом. В конце года на основе четвертных выставляется итоговая оценка.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося, усвоение им образовательной программы и проходит в форме зачета или концерта класса.
Зачет или концерт класса проводится в конце первого полугодия и предполагает публичное исполнение программы, состоящей из одного-двух произведений.
Слайд 11Kpитерии оценок
По итогам исполнения программы
на контрольном уроке выставляется оценка по пятибалльной системе:
Слайд 12Методические рекомендации
В основе учебного предмета
«сценическое движение» лежат следующие методические принципы:
единство технического и художественно – эстетического развития учащегося;
постепенность и последовательность в овладении сценическим движением;
принцип эмоционального положительного фона обучения;
индивидуальный подход к учащемуся.
Слайд 13СОЦИАЛЬНЫЕ АКЦИИ
социально-педагогические - выступления на различных уровнях мероприятиях
патриотические – исполнение
патриотического репертуара, участие в конкурсах и концертах на патриотическую тему
социокультурные – исполнение репертуара разных народов, русского и регионального компонента, актуализирующие значимость народных праздников, традиций и обычаев
Слайд 15Описание материально-технических условий для реализации учебного предмета
специально оборудованное помещение (зрительный
зал) с необходимым оборудованием (пианино или роялем, осветительными приборами, музыкальной и компьютерной техникой);
хореографический зал, оборудованный специальным напольным покрытием, станками, зеркалами, пианино;
помещения для работы с аудио - и видеоматериалами;
удобная, нескользкая обувь, ввиду обеспечения техники безопасности на занятиях и свободы движения в процессе работы;
компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
фонотека;
использование сети Интернет;
материальная база для создания костюмов, реквизита и декораций.
Слайд 16Рекомендуемый список литературы
Буренина А.И. «Ритмическая мозаика», Санкт-Петербург, 2000
Вербицкая А.В.
«Основы сценического движения» в 2-х ч., Ч 1. М., 1982, Ч.2..М., 1983
Кох Н.Э. «Уроки сценического движения», М., 1999
Морозова Г.В. «Основы сценического движения», Л., 1970
Немеровский А.Б. «Программа по сценическому движению», 1987 г