Слайд 1
Федеральный закон
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
(№ 120-ФЗ)
Социальный педагог: Тевс М.А.
Слайд 2Историческое и современное состояние проблемы
В 70-90г.г. 20 века профилактике правонарушений,
и, прежде всего правонарушений несовершеннолетних и молодежи, придавалось большое значение не только на словах. В эту деятельность было включено множество государственных и общественных организаций. Власти в
центре и на местах курировали
и направляли эту активность.
Слайд 3Проводилась масштабная и во многих отношениях эффективная работа с лицами, склонными
к противоправному поведению. Меры строгого контроля в сочетании с необходимой социальной помощью чаще всего приводили к желаемому результату.
Слайд 4Большое внимание уделялось планированию профилактических мероприятий на всех уровнях. В рамках
системы МВД была создана специализированная профилактическая служба. Советы профилактики существовали на всех крупных и средних производственных предприятиях. Однако в тот период многие научные выводы и рекомендации несли на себе жирную печать прежней идеологии и политики
Слайд 5В настоящее время, в современной России такой системы нет вовсе. Ее
здание разрушено не до фундамента, а начиная с фундамента. Известные процессы 90-х годов разметали те формальные и неформальные структуры, которые занимались хорошо или плохо предупредительной деятельностью "на местах", и в первую очередь – индивидуальной профилактикой преступлений и иных правонарушений подростков и молодежи.
Слайд 6В результате оказался недопустимо
ослабленным профилактический
потенциал государства,
обозначилась
опасность дезорганизации
социального контроля над
преступностью.
Слайд 7Современный этап
Новый этап в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи начался
с изменением и принятием нового закона в этом направлении .
ФЗ РФ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних"
от 24.06. 1999г. № 120.
Слайд 8Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития
существенно ослабили институт семьи , ее воздействие на воспитание детей . Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде наркотиков и различных психотропных препаратов , алкоголя .
И, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних.
Слайд 9Целью профилактики является поиск и установление гуманного подхода к решению вопросов
предупреждения и пресечения преступности среди несовершеннолетних, проведение комплекса работ по выявлению и устранению причин возникновения криминального поведения подростков. Несовершеннолетние являются наиболее криминальной категорией населения.
Слайд 10За последние 10 лет численность больных наркоманией среди несовершеннолетней молодежи возросла
в 17 раз. Ежегодно в стране выявляется более 300 тысяч уголовных дел среди несовершеннолетних школьников, причем 100 тысяч из них совершается детьми , не достигшими возраста уголовной ответственности.
Слайд 11Кроме того , имеются проблемы, решение которых назрело давно. Среди них
- насилие в семье , проблемы детей-жертв вооруженных и межнациональных конфликтов; продолжается рост числа социальных сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…
Слайд 12 Анализ причин роста безнадзорности среди детей и подростков свидетельствует о
том, что ее истоки лежат, прежде всего,
в семье
(пьянство, ссоры, драки, длительное невнимание родителей к интересам и проблемам своего взрослеющего ребенка).
Приобщение подростка родителями к употреблению спиртных напитков , наркотиков и др.), а также в плохой организации совместной профилактической деятельности всех служб по месту жительства и социальных учреждений.
Слайд 13Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений рассматривается сегодня как система социальных, правовых
и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий распространения преступности среди несовершеннолетних . Все настойчивее звучит мысль о необходимости оформления целостной социальной политики в отношении несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении.
Слайд 14 Важнейшие профилактические задачи, стоящие перед каждым педагогическим коллективом образовательных учреждений:
содействие
ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов, контроль за соблюдением законодательства РФ и субъектов РФ в области образования несовершеннолетних;
формирование законопослушного поведения детей и подростков;
оказание социально-психологической и педагогической помощи детям и семьям, нуждающимся в ней;
выявление детей и семей, находящихся в социально- опасном положении;
профилактика раннего семейного неблагополучия.
Слайд 15 Нормативно-правовая база по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних:
Кодекс Российской
Федерации об административно-правовых нарушениях
(с изменениями на 1 декабря 2007 года) (извлечение со ст.ст.5.35.;6.1.;6.8.;6.9.;6.10.;6.11.;6.12.;6.13.;7.27.;19.13.;20.1.;20.20.;20.21.;20.22.);
Федеральный закон от 24.06.1999 г №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
( с изменениями от 13.01.2001 г.,07.07.2003 г.,29.06.22.08.,1,29.12.2004 г.)(извлечение ст. с 1 по 8.1.; с 9 по 31.; 31.1;31.2.;31.3. ; включительно ; 32);
Слайд 16Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
Конституция РФ;
Гражданский
кодекс РФ№51-ФЗ (ч.1);№14-ФЗ (ч.2);
Семейный кодекс РФ № 223-ФЗ от 29.15.1995 г.;
Основы законодательства РФ об охране здоровья №55487-1 от 22.07.1993 г.;
Федеральный закон РФ «Об образовании» №3266-1 от 10.01.2003 г. (с изменениями и дополнениями);
Федеральный закон РФ «Об утверждении федеральной программы развития образования»№51-03 от 15.03.2000 г;
Слайд 17Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей»№159-ФЗ от 21.12.1996 г.;
Федеральный закон РФ « О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» № 98-ФЗ от 26.05.1995 г.;
Указ Президента РФ «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 года (национального плана действий в интересах детей)» № 942 от 14.09.1995 г.;
Слайд 18Указ Правительства РФ «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и
безнадзорности несовершеннолетних на 2002 г. » № 154 от 13.03.2002 г.;
Письмо Министерства образования РФ «О мерах по выявлению и учету детей в возрасте 6-15 лет ,не обучающихся в ОУ» №419/ 25-8 от 21.03.2002 г.;
Письмо Министерства образования РФ «Минимальный социальный стандарт РФ. Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в ОУ общего образования» № 30-51-914/ 16 от 15.12.2002 г.;
Программа развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 г.;
Слайд 19Закон определяет категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа,
основания проведения такой работы.
Устанавливает полномочия, обязанности и основные направления деятельности в данной области , учреждений и органов, осуществляющих данную деятельность.
Слайд 20Определены принципы производства по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной
ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.
Установлены гарантии соблюдения прав несовершеннолетних.
Слайд 21 Глава I. Общие положения
Глава II. Основные направления деятельности органов
и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Глава III. Производство по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа
Глава III.I. Рассмотрение материалов о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел
Глава IV. Заключительные положения.
Слайд 22Согласно ст.1 Федерального Закона № 120-ФЗ индивидуальная профилактическая работа – деятельность
по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Слайд 23несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
безнадзорный - несовершеннолетний, контроль
за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
Слайд 24беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
несовершеннолетний,
находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо
не отвечающей
требованиям к
его воспитанию
или содержанию,
либо совершает
правонарушение
или антиобществен-
ные действия;
Слайд 25Статья 5. Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа
1.1)
безнадзорных или беспризорных;
2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
3) содержащихся в социально - реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
Слайд 26
4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо
употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
Слайд 277) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в
связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
Слайд 289) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны
меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
11) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
Слайд 2912) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений
закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
Слайд 30
13) осужденных за совершение преступления небольшой или сред. тяжести и освобожденных
судом от наказания с прим. принудительных мер воспитательного воздействия;
14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
Слайд 31Статья 8. Права лиц, в отношении которых проводится индивидуальная
профилактическая работа
1. Несовершеннолетним, их
родителям или иным законным представителям, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, обеспечиваются права и свободы, гарантированные Конституцией1. Несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, обеспечиваются права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребенка, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Слайд 32 ПАМЯТКА :
В соответствии со ст.9 ФЗ №120 (1999 г.) необходимо
информировать:
ПРОКУРАТУРУ – о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних;
КДН И ЗП - о нарушенных правах несовершеннолетних на образование, труд ,отдых, жилище и т. д. ,а также недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
ОПЕКУ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке ,
представляющей угрозу жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ- о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью ,а также о семьях, находящихся в социально-опасном положении;
ОДН- о выявлении родителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними или вовлекающих их в совершение преступлений или антиобщественных действий ,а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;
Слайд 33Система профилактики
КДН и ЗП
Органы и управлен.
соц.защиты
Органы и управлен.
образования
Органы опеки
и попечительства
Органы
внутренних дел
Службы
занятости
Органы и управлен.
здравоохранения
Органы и управлен.
по делам молодежи
Слайд 34Приказ 569 МВД России
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИКАЗ
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ
26 мая 2000 г.
N 569
Слайд 35Заключение
Государство обеспечивает свою безопасность всей совокупной мощью, то есть обеспечение национальной
безопасности – долг всех государственных органов, а не отдельных ведомств. Задача состоит в том, чтобы органы государственной власти и государственного управления всех уровней осознавали свою обязательную
сопричастность к решению
проблем обеспечения
Слайд 36Заключение
национальной безопасности и не старались переложить эту функцию только на силовые
структуры. Конечная цель обеспечения безопасности является предупреждение преступности в целом и молодежной среде в частности.