Слайд 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №37 Проект
«Приобщение ребенка -
дошкольника к миру художественной литературы»
Проект подготовил:
Старший воспитатель
Гусева Александра Александровна Заведующий МБДОУ д/с № 37
Астахова Галина Николаевна
г. Красногорск, 2015 г.
Слайд 2Чтение книги – особый вид деятельности, относящийся
к одному из средств
формирования Человека в человеке.
Взрослые должны удерживать позиции книги в духовном мире детей.
Забота о детском чтении – это забота о будущем России
и поэтому надо осознать проблему чтения, как общегосударственную
проблему развития культуры, науки, благосостояния нации.
Слайд 3
В настоящее время возникла серьезная проблема: у детей
падает интерес к книге. Уже в дошкольном возрасте ее место занимает телевидение, компьютерные игры, другие технические средства, которые во многих случаях не могут заменить книгу. Падение интереса к чтению является фактором сегодняшней жизни.
Слайд 4Наши исследования этой проблемы показали следующее:
Слайд 5
Чтобы избежать таких проблем, следует начать знакомить ребенка с книгой как
можно раньше – за долго до того, как он пойдет в школу и сам научится читать. « Только книга может обогатить мир ребенка, сделать его интересным, полным необычайных открытий и наслаждений новым знанием. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, ждать праздника ума и души от общения с нею».
Слайд 6Цель: Формирование у детей устойчивого интереса к общению с детской книгой
Задачи:
Вырабатывать
потребность ежедневного общения с художественной литературой;
Учить детей уважать книгу, бережно относиться к ней;
Воспитывать внимательного вдумчивого слушателя;
Обратить внимание родителей к проблеме
"нечитающей нации".
Слайд 7Цель : Определение уровня сформированности интереса к книге
Методы:
• Опрос детей
• Анкетирование родителей. Тема: «Семейное чтение», «Книга в семье».
Этапы работы:
I этап - Диагностический
Слайд 8II Этап – Методическая работа
Цель : Поиск резерва развития интереса у
детей к книге, процессу чтения, общению с литературой
Задачи:
Изучить теоретические основы детской литературы и методики приобщения детей к книге.
Определить систему работы с детьми, родителями
Слайд 9III Этап – Практическая работа
Цель : овладение и реализация на практике
деятельного подхода к литературному образованию дошкольников в процессе продуктивной читательской деятельности.
Задача:
Подобрать интересные формы приобщения детей к книге
Слайд 11Изучив теоретические основы детской литературы и методики приобщения детей к книге,
мы определили систему работы с детьми и родителями, разработали перспективный план и продолжаем его реализовывать.
Слайд 12ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ МБДОУ Д/С № 37, ПОСВЯЩЕННЫЙ ГОДУ ЛИТЕРАТУРЫ
НА 2014
– 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Слайд 151. Организация книжного уголка (библиотеки) в группах
(Для воспитателей мы провели в
2015 году конкурс книжных уголков)
Слайд 182. Сотрудничество с детской библиотекой, со школой.
Ежегодно мы проводим экскурсию в
детскую библиотеку, и к памятным датам великих писателей сотрудники библиотеки проводят мероприятия для дошкольников на базе нашего детского сада и в библиотеке.
Слайд 193. Театрализация литературных произведений
К. Чуковский «Муха – Цокотуха»
Слайд 21С. Михалков «Три поросенка»
«Заяц – хваста»
Слайд 23В нашем детском саду ежегодно проходит театральный фестиваль «Что за прелесть
эти сказки…», где наши дошколята показывают разные сказки, на которые мы приглашаем родителей, бабушек, дедушек, братишек и сетрёнок, а также гостей из других детских садов. За последние несколько лет на сцене нашего детского сада ребята драматизировали множество сказок, такие как:
С. Я. Маршак «Кошкин дом»
Д. Н. Мамин – Сибиряк «Ворона и канарейка»
«Теремок в осеннем лесу»
Слайд 24«Три медведя»
«Осенние хлопоты лесных жителей»
К. Чуковский «Федорино горе»
«Как солнечный лучик познакомился
с Зайкой и Барбосом»
«Колосок»
«Кто сказал «Мяу»
«Репка»
«Колобок»
«Рукавичка»
«Волк и семеро козлят»
«Последнее яблоко»
«Зимовье зверей» и многое другое
Слайд 254. Подбор разных игр: (дидактические , сюжетно -ролевые)
Слайд 26Наши воспитатели в течении года работали над проектами,
посвященными году литературы. Темы
проектов были выбраны в соответствии с возрастными особенностями группы и посвящены книгам-юбилярам. (см. приложение 1)
С. Я. Маршак «Вот какой рассеянный», 85 лет книге
Е. Благинина «Посидим в тишине», 75 лет
В. В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»,
90 лет книге
Сказки Г. Х Андерсена , 210 лет
Б. Житков «Рассказы о животных», 80 лет
А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»,
185 лет
Слайд 27Театрализация произведений по книгам-юбилярам
Е.Благинина «Посидим в тишине», младшая группа
Слайд 28С. Я. Маршак «Вот какой рассеянный», средняя группа
Слайд 29В. В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»,
подготовительная
группа
Слайд 30Про такого говорят:
«Он хороший мальчик!»
Слайд 315. Проведение фольклорных музыкальных праздников с участием родителей
Сегодня одной из самых
актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, прибаутках, пестушках, припевках, закличках; формирование у детей интереса к детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей.
Слайд 326. Использование художественного слова в организации режимных моментов ( на прогулке,
рассматривая осенний листок совсем нетрудно вспомнить стихи об осени……или умывая малыша, вспомнить детские потешки…….
Слайд 337. Очень часто к нам на занятия приходят герои сказок………
Слайд 348. В рамках года литературы мы провели тематическую неделю, посвященную книгам…..
Воспитатели совместно с детьми подготовили интересные газеты о любимом авторе…..
Слайд 36Конкурс для детей и родителей «Книжка малышка»
Наше «Чудо – дерево»
Слайд 37Выставка рисунков «Я рисую сказку….»
Слайд 38Выставка сказок
Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят
на зорьке в туманах
Мир озарив чудесами
Сказки летят над лесами
Слайд 39В этом году мы провели районный семинар для руководителей и старших
воспитателей МБДОУ и МСКОУ Красногорского муниципального района на тему «Приобщение ребенка – дошкольника к миру художественной литературы», на котором мы поделились своим опытом.
Наши воспитанники читали стихи
Педагоги проводили мастер –класс по созданию «Книжки – малышки»
Педагоги проводили открытые занятия
Музыкальные руководители совместно с воспитателями и детьми подготовили сказочное представление
«Хорошая книга –
Мой спутник, мой друг.
С тобой интересней
Бывает досуг!»
Слайд 40Программа районного семинара
(Материал см. в приложении 2)
Слайд 41Музыкальная композиция «Не будите сказку…»
Сказка Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»
Мастер – класс
для гостей семинара
«Книжка –малышка»
Презентация проекта «Сказки народов России»
Слайд 42
9. Проведение конкурсов чтецов в ДОУ ко дню матери, ко Дню
Космонавтики, ко Дню защитника Отечества, ко Дню Победы.
Слайд 4310.Проведение праздников и досугов
Слайд 44«Бал цветов», на котором дошкольники в стихах воспевали красоту природы…..
Слайд 45Привлекаем родителей к участию в театрализованных играх
Слайд 46В этом году наши воспитатели совместно с дошкольниками принимали участие, а
также занимали призовые места в районных и международных конкурсах:
Районный конкурс стихотворений по профессиям «Кем быть?»
1 место в Международном конкурсе «Педагог по призванию» в номинации «Актерское мастерство» со сказкой «Дюймовочка»
3 место в Международном конкурсе «Педагог по призванию» в номинации «Педагогические проекты» с проектом «Мир сказок Андерсена»
1 место в Международном конкурсе «Педагог по призванию» в номинации стенгазета «Творчество Е. А. Благининой»
1 место в Международном конкурсе «Педагог по призванию» в номинации «Литературное творчество»
1 место в Международном конкурсе «Педагог по призванию» в номинации «Народные традиции и промыслы» с проектом «Сказки народов России»
(копии дипломов см. в папке приложение 3)
Слайд 47Наше время – время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий.
Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложное и великое – это книга.
Художественная литература служит действенным средством всестороннего развития дошкольника, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику. Хорошая книга глубоко затрагивает чувства ребёнка, её образы оказывают большое воздействие на формирование личности. Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь — в годы отрочества душа подростка будет пустой.
Слайд 48В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества
и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение.
С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя».
Слайд 49Кто же вводит дошкольника в мир книги? Этим занимаются родители и
педагоги детских садов. Библиотека и школа — последующий этап формирования читателя. Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения. Ведь он не только решает задачу приобщения дошкольников к книге, формирования интереса к процессу чтения, но и выступает как пропагандист книги, как консультант по вопросам семейного чтения, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного слова на ребёнка.
Слайд 50Показателем успешности литературного образования дошкольников служит:
Только совместная работа по
принципу "педагог - ребенок - родитель"
способствует достижению положительных результатов
в литературном образовании дошкольников