Слайд 1Теоретические основы организации контроля качества и испытаний
(МДК 01.01)
Тема 1 Продукция. Показатели
качества продукции
Преподаватель:
Федорова Людмила Александровна
Слайд 2Продукция
Продукция – это результат производственной деятельности предприятия / организации.
Слайд 3Продукция
Продукция – это совокупность:
продукции (вещественных изделий);
работ (невещественная форма, но вещественный результат;
например, ремонтные работы – результат новые обои, натяжные потолки и т.д.).
услуг (невещественная форма / невещественный результат – интернет услуги, сотовая связь и т.д.);
Слайд 4Виды продукции по степени готовности
Слайд 5Незавершенное производство (НЗП) – это продукция (работы), находящиеся на данный момент
в процессе изготовления (выполнения).
Слайд 6Полуфабрикаты (ПФ) – это продукция, изготовление которой завершено в данном подразделении
предприятия, но которые подлежат дальнейшей обработке в другом подразделении (цехе, участке).
Слайд 7Готовая продукция (ГП) – это изделия, производственный цикл изготовления которых полностью
завершен, изделие полностью укомплектовано, соответствует всем необходимым стандартам (ТУ, ОСТам, ГОСТам), принято отделом технического контроля (ОТК), снабжено документом, удостоверяющим его качество (сертификатом), и передано на склад готовой продукции.
Слайд 8Определите вид продукции по степени готовности:
Слайд 9Как определить качественную продукцию?
?
Слайд 10Что определяет качество автомобиля?
Год выпуска
Объем двигателя
Пробег
Расход топлива
Время разгона
Цена
Производитель
……….
Слайд 11ГОСТ 15467-79 "Качество продукции. Термины" :
Качество продукции (услуги) – это совокупность
свойств продукции (услуги), характеризующая ее способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Каждый потребитель формирует свои требования к качеству продукции.
Слайд 12ГОСТ 15467-79 "Качество продукции. Термины" :
Свойство продукции (услуги) - объективная особенность
продукции (услуги), которая проявляется при ее создании, эксплуатации, использовании по назначению или потреблении (оказание услуги).
Например: производительность станка, температура внутри камеры холодильника, своевременная поставка продукции, время разгона автомобиля, размер одежды и т.д.
Слайд 14Простые свойства не могут быть разделены на более мелкие свойства.
Сложные свойства
могут быть разделены на более мелкие свойства.
К каким свойствам относится ремонтопригодность?
Слайд 16Количественное или качественное выражение свойств продукции называется показателем качества продукции.
Показатель
качества продукции имеет:
наименование (качественная характеристика товара);
значение (результат количественного измерения.)
Пример: масса изделия, гарантийный срок службы изделия, дата изготовления, грузоподъемность автомобиля, объем памяти и т.п.
Свойства продукции
Слайд 17Показатели качества продукции
1. Единичные
2. Комплексные
1.1 Базовые
1.2 Относительные
2.3 Обобщенные
2.1 Групповые
2.2 Интегральные
Слайд 181. Единичные показатели качества
Единичные показатели качества – это показатели качества продукции,
характеризующие одно из ее свойств.
Пример: класс стирки (для стиральных машин, объем морозильной камеры (для холодильников), диагональ экрана (для мониторов и телевизоров), время разгона до заданной скорости (для автомобиле) и т.д.
Значения единичных показателей качества для оцениваемой продукции определяются:
из НТД на оцениваемую продукцию (техническое задание, ГОСТы и т.д.);
на основе данных испытаний и измерений.
Слайд 191.1 Базовый показатель качества - показатель качества объекта, принятый за эталон
при сравнительных оценках качества.
За базовый показатель качества могут быть приняты:
показатели качества продукции, представляющей национальный или мировой уровень качества;
показатели качества продукции, рекомендуемые международными организациями по качеству;
показатели качества существующей мировой и национальной техники (при аттестации - лучшее или среднее).
Слайд 20Выбор базовых показателей зависит от целей оценки:
выбор наилучшего варианта конструкции,
аттестация продукции,
контроль качества продукции,
анализ динамики качества продукции
и т.д.
Слайд 21qi = Qбаз/Qоцен
qi = Qоцен/Qбаз
1.2 Относительный показатель качества (q) -
отношение единичного показателя качества оцениваемого объекта к базовому показателю качества, выраженное в относительных единицах или процентах.
или
(1)
(2)
Формула (1) используется, когда Qоцен - должен увеличиваться при улучшении качества.
(Например: срок службы, производительность, точность, КПД и т.д.)
Формула (2) используется, когда Qоцен должен снижаться при улучшении качества.
(Например: себестоимость, трудоемкость, потери, нелинейные искажения и т.д.).
Слайд 22Если q i ≥ 1, то уровень качества продукции
выше или равен уровню качества эталона
Если q i ˂ 1, то уровень качества продукции ниже качества эталона
При оценке качества продукции:
Слайд 232. Комплексные показатели качества
Комплексные показатели качества - показатели качества продукции, характеризующие
несколько ее свойств.
Пример: температура плавления металла, вязкость краски, пищевая ценность продукта, и т.д.
Слайд 242.1 Групповой показатель качества - показателя качества, относящегося к группе свойств
объекта
Пример - % брака на производстве, абсолютная успеваемость в группах (качество обучения), средняя заболеваемость гриппом в регионах (качество мед обслуживания в регионе) и т.д.
Слайд 252.2 Интегральный показатель качества - отношение суммарного положительного эффекта от эксплуатации
или потребления продукции к суммарным затратам на его создание и эксплуатацию или потребление.
Интегральный показатель качества - это экономический эффект, полученный от работ по внедрению новой продукции, нового оборудования или новых процессов.
Затраты
Прибыль
Слайд 262.3 Обобщенный показатель качества - представляет функцию от единичных показателей
и характеризует совокупность свойств продукции, по которой принимают решение о качестве продукции в целом.
Обобщенный показатель может характеризовать:
комплексный уровень качества продукции (включая экономический показатели);
технический уровень продукции.
Слайд 27Расчет обобщенного показателя качества молока
Обобщенные показатели качества молока:
Кбаз = 9*3,2+4*2,8+3,7*4,7+3,62*0,14 =
57,9
Коцен = 9*3,8+4*2,7+3,7*5,2+3,62*0,17 = 64,85
Слайд 28Выводы о качестве продукции:
оцениваемый образец молока превосходит базовый образец по
обобщенному показателю качества в 1,12 раза. Отставание выявлено по содержанию белков .
qi = Коцен/Кбаз = 64,85/57,9 = 1,12
Расчет относительного показателя качества молока:
Слайд 29Последовательность расчета комплексного обобщенного показателя качества продукции:
Определить единичные показатели качества продукции;
Определить
коэффициенты весомости* для каждого показателя качества;
Провести экспертную оценку (в баллах) каждого показателя качества;
Рассчитать среднее арифметическое значение для каждого показателя качества;
Рассчитать средневзвешенный показатель для каждого показателя качества (умножить среднее арифметическое значение показателя на коэффициент весомости);
Суммировать полученные значения.
*Коэффициент весомости показателя качества продукции – это количественная характеристика значимости данного показателя среди других показателей качества данной продукции.