Слайд 1
Автор
Морозова Е.И.
Краткий обзор книги
«Проблемные дети и дети-сироты»
Советы воспитателям
и опекунам
Слайд 3
Деятельность ребёнка и его общение с взрослыми и со сверстниками
– это основные движущие причины его развития.
Психологические портреты проблемных детей
Возможные отклонения или искажения в деятельности и общении приводят к нарушениям в формировании личности и поведения.
Слайд 4
1. «НЕУДАЧНИКИ»
Основной псхологической особенностью при этом неблагоприятном варианте развития личности является
повышение уровня тревоги, проявляющееся в неуверенности в себе, постоянном беспокойстве, волнении.
К повышению уровня тревоги приводит любое неблагополучие условий жизни ребёнка, отрицательная оценка его окружающими, трудности в общении.
Повышенный уровень тревоги наблюдается у большинства детей-сирот, перенесших глубокую психологическую травму, семейные драматические события или материнскую депривацию.
Слайд 5
1. «НЕУДАЧНИКИ»
Основой для вывода о том, что у ребёнка наблюдается
синдром неудачника, служит сочетание следующих данных:
* низкие достижения ребёнка. Взрослые (родители, учителя) оценивают детскую деятельность, в целом как неуспешную.;
* высокий уровень тревоги и беспокойства, неуверенность в себе. Как правило, наиболее бесполезной сферой является школьно-учебная;
* установка на исполнительность, высокая значимость для ребёнка оценок, дающихся взрослыми.
Слайд 6
1. «НЕУДАЧНИКИ. СОВЕТЫ»
Чтобы избавить ребёнка от синдрома неудачника, нужно:
* обеспечить ему
ощущение успеха;
* снизить ценностное значение школьных отметок (ноне знаний);
* хвалить ребёнка не за результат, а за любую попытку его достижения;
* обязательно найти хоть какую-нибудь сферу, в которой ребёнок может оказаться успешным, реализовать себя.
Слайд 7
2. «МЕЧТАТЕЛИ»
Развитие по данному типу происходит у детей, которые не
получают достаточного внимания со стороны взрослых. Это может объясняться отсутствием семьи или неблагополучием в ней, а также повышенной потребностью во внимании к себе.
Для ребёнка-мечтателя характерно повышение уровня тревоги. Оно и является тем барьером, который мешает ребёнку разворачивать демонстративное поведение, так как он опасается негативной реакции окружающих.
Слайд 8
2. «МЕЧТАТЕЛИ»
Уход от реальности характеризуется сочетанием следующих показателей:
* пассивность ребёнка,
выражающаяся в разных формах, успеваемость при этом может быть как низкой, так и высокой;
* проявления демонстративности принимает мягкие, социально приемлемые, негрубые формы;
* склонность к фантазированию;
* повышенный уровень тревожности.
Слайд 9
2. «МЕЧТАТЕЛИ». СОВЕТЫ
Во-первых, активное воображение ребёнка надо вернуть из мира
фантазий, направив его на решение реальных творческих задач.
Во-вторых, в этой реальной творческой деятельности ему необходимо постоянно обеспечивать эмоциональную поддержку, внимание, ощущение успеха.
Слайд 10
3. «УМНИКИ»
Дети с этим вариантом развития, интеллектуализмом, отличаются хорошим логическим
мышлением при недостаточности эмоциональной сферы, образных представлений, воображения, восприятия. Как правило, отстаёт и двигательная сфера.
Слайд 11
3. «УМНИКИ»
Сочетание симптомов, характерное для интеллектуализма:
* высокий уровень развития логического
мышления;
* недоразвитие образной и эмоциональной сферы;
* низкий уровень самостоятельности ребёнка;
* трудности в общении со сверстниками, предпочтение общения со взрослыми.
Слайд 12
3. «УМНИКИ». СОВЕТЫ
В случае появления черт интеллектуализма следует хоть немного
«разбавить» умственные занятия чем-то более эмоционально насыщенным.
Слайд 13
4. «ГОВОРУНЫ»
Вербализм («словесность») – это значительно более выраженный, чем интеллектуализм,
тип дисгармоничного формирования личности.
Вербализм характеризуется преобладанием речевого развития над другими психическими процессами – в том числе, и над логическим мышлением.
Слайд 14
4. «ГОВОРУНЫ»
При вербализме у детей могут отмечаться следующие трудности:
* неожиданно
низкая успеваемость;
* неорганизованность;
* трудности в общении со сверстниками или с учителем;
* нарушения правил поведения в школе, связанные с неумением ребёнка управлять своими действиями.
Слайд 15
4. «ГОВОРУНЫ». СОВЕТЫ
Общая рекомендация такова: начинать коррекционные занятия, восполняющие дошкольные
проблемы. Следует помнить, что:
* с ребёнком необходимо заниматься рисованием, лепкой и другими «детскими» занятиями на доступном ему уровне;
* нужно ограничивать речевой поток и стимулировать продуктивную деятельность.
Слайд 16
5. «ПУТАНИКИ»
Социальная дезориентация их проявляется в том, что для ребёнка-путаника
резко затруднено овладение правилами поведения. В итоге возникает неуправляемость, возможны агрессивные действия, мелкое воровство, ребёнок может ломать ценные вещи.
Выясняется, что происходит это от непонимания запретов, а не от их сознательного нарушения.
Слайд 17
5. «ПУТАНИКИ»
Социальная дезориентация проявляется в странном поведенческом сочетании:
* ребёнок нарушает
социальные нормы вследствие недостаточной чувствительности к их сути (ребёнок «не понимает, что можно, а чего нельзя», «не удаётся объяснить ему, как нужно себя вести»);
* отсутствует сознательная направленность на подобные нарушения.
Слайд 18
5. «ПУТАНИКИ». СОВЕТЫ
Основные рекомендации при социальной дезориентации состоят в следующем:
необходимо свести запреты к минимуму (запрещать нужно только наиболее грубые проявления);
* очень важно поддерживать и повышать самооценку ребёнка;
* всегда помнить, что ребёнок нарушает правила не намеренно, а из-за того, что он плохо чувствует и недостаточно понимает ситуацию;
* оказывать ребёнку помощь в налаживании общения со сверстниками;
* необходимо постоянно разъяснять ребёнку-путанику возможные варианты поведения в различных конкретных ситуациях, вырабатывая у него стандартные, общепринятые нормы поведения.
Слайд 19
6. «АКТЁРЫ»
В основе демонстративного поведения лежит повышенная потребность ребёнка во
внимании к нему окружающих.
Для привлечения внимания могут использоваться самые разные средства: кривлянье, нарочитое нарушение правил поведения, подчёркнуто «идеальное» поведение и даже подчёркнутая застенчивость.
Слайд 20
6. «АКТЁРЫ»
Нередко для привлечения к себе дополнительного внимания такие дети
«эксплуатируют» свои соматические заболевания: подчёркнуто демонстрируют имеющиеся симптомы, ведут себя так, как будто их болезнь значительно более тяжела, чем это есть в действительности.
Ребёнок-актёр склонен также преувеличенно демонстрировать свои страхи, утомляемость, волнение, депрессию.
Слайд 21
6. «АКТЁРЫ». СОВЕТЫ
Необходимо:
* помнить, что загнанная внутрь, нереализуемая потребность во
внимании к себе может породить серьёзные нарушения в развитии личности;
* не допускать фиксации ребёнка на своих болезнях;
* помогать ребёнку, найти те формы активности, в которых потребность его во внимании может успешно удовлетворяться;
* искать сферы деятельности, в которых ребёнок сможет себя реализовать;
* поддерживать устойчивую позитивную самооценку, которая побуждает ребёнка преодолевать трудности и неудачи, добиваться высоких достижений.
Слайд 22
7. «НЕГАТИВИСТЫ»
У детей с особенно высокой потребностью во внимании к
ним, т.е. с ярко выраженной демонстративностью, часто складывается негативное самопредъявление.
Главное проявление негативного самопредъявления состоит в том, что ребёнок привлекает внимание окружающих к себе с помощью постоянного нарушения правил поведения.
Слайд 23
7. «НЕГАТИВИСТЫ»
Вывод о том, что у ребёнка сложилось негативное самопредъявление, может
быть сделан при сочетании следующих данных:
* сознательное нарушение ребёнком правил поведения, чтобы вызвать к себе внимание в виде наказания или замечания;
* яркая демонстративность, нарочитость при нарушении правил;
* отсутствие очевидных причин нарушения правил, таких как высокая импульсивность, низкий уровень самоконтроля, взрывчатость.
Слайд 24
7. «НЕГАТИВИСТЫ». СОВЕТЫ
* Основной принцип – это чёткое распределение, регуляция внимания
к ребёнку по формуле: внимание уделяется ему не тогда, когда он плохой, а тогда, когда он хороший.
* Особенно важно, чтобы взрослые отказались от ярких эмоциональных реакций в ответ на проступки ребёнка, ибо их-то он и добивается.
* Основной способ наказать «негативиста» за его проделки – это лишить его общения. А главная награда – это любящее, открытое, доверительное отношение.
* Очень важно помнить, что ребёнка с негативным самопредъявлением ни в коем случае нельзя оставлять вообще без внимания.
Слайд 25
ВЫВОД:
Помните: от того, как вы относитесь к ребёнку, и от того,
как реагируете на его поступки, зависит как его самоощущение, так и его поведение.
Слайд 26
Подготовила
Пономарева Н.П.
Спасибо за внимание!
Учитель трудового обучения
МКОУ «СКОШ»
ноябрь 2017