Слайд 1Мансур (Ушурма)Мансур (Ушурма) Шейх
Слайд 2Отец Мансура Шаабаз был родом из чеченского села Элистанжи. Некоторое время
семья жила в селе Хаттуни, затем обосновалась в селе Алды. Там в 1760 году и родился великий чеченец, первый имам Кавказа Шейх Мансур, которому суждено было прославить не только свой род, но и весь чеченский народ.
Слайд 3 Настоящее имя Мансура - Ушурма. 'Мансур' в переводе с арабского означает
'победа', 'победоносный'. Это имя дал ему народ. С раннего детства мальчик интересовался религией, читал и почти наизусть знал Коран. Был на редкость способным и развитым, но молчаливым и впечатлительным.
Слайд 4Получив начальное духовное образование в Чечне, Мансур едет в Дагестан -
главный исламский центр на Северном Кавказе - и продолжает изучение Ислама. Его, как одного из самых способных муталимов (учеников), направляют на учебу за границу, где помимо религии он изучает и другие науки. Особенно интересовало Мансура военное дело.
Слайд 5
Известно, что Ушурма участвовал в народно-освободительном движении курдов.
'Шейх Мансур впервые появился
в Курдистане в городе Амеди. Примерное благочестие, которое так чтится на Востоке, красивая наружность и беспредельная скромность вместе с пылкими призывами к молитве и покаянию довершили образ для полного увлечения толпы.
Слайд 6Высокого роста, красивый, стройный брюнет с бледным лицом и пылкой речью.
Фанатик. Имя его стало грозой для русских. Могучая речь и пылкая до самозабвения проповедь молодого миссионера, при его красивой выдающейся наружности, быстро завели ему поклонников обоего пола', - пишет историк Г. Прозрителев.
Слайд 7Еще свежи были в памяти события 1774 года, когда чеченцы, доведенные
до отчаяния карательными экспедициями императорской России, подняли восстание, жестоко подавленное царской армией под руководством командующего Кавказской линией генерала Якоби. Но обстановка в Чечне, да и на всем Кавказе, с каждым днем осложнялась.
Слайд 8В 1783 году чеченцы и ингуши восстают против кабардинских и кумыкских
феодалов, совершают удачные набеги на русские поселения. С целью наказать чеченцев, в марте того же года царские войска под командованием полковника Коха вторглись в село Атаги и сожгли его. Чеченцы же в это время ударили по русскому батальону, находившемуся в Ханкальском ущелье, чтобы уничтожить его прежде, чем подоспеет Кох со своим отрядом.
Слайд 9Однако Кох успел придти на помощь батальону, и в результате боя
обе стороны понесли большие потери. Эта карательная акция еще больше обозлила чеченцев. Они продолжали набеги на русские поселения. В такое тяжелое для чеченцев время Шейх Мансур возвращается из-за границы домой и начинает свою религиозно-политическую деятельность.
Слайд 10Легенда повествует о чудесном знамении, определившем дальнейшую судьбу Ушурмы из Алдов.
Однажды
во сне ему явились два таинственных всадника, и именем Аллаха велели проповедовать народу истины Ислама. Когда он хотел возразить им, что вряд ли сможет убедить людей, то всадники сказали: 'Иди! Аллах будет вещать твоими устами, а народ поверит всему, что ты скажешь'.
Слайд 11Мансур, став на несколько дней затворником, долго молился. И когда почувствовал
готовность, появился на крыше своего дома и созвал односельчан. Поведав взволнованному народу об увиденном сне, он начал проповедовать истины Ислама, указывая на то, что чеченцы забыли о них и отсюда все их беды. Его страстные речи, простые и доходчивые, объяснения мудрых религиозных предписаний, заинтересовали людей.
Слайд 12 Мансур быстро обрел популярность в народе, увидевшем в нем посланника
Бога. Его односельчане-алдынцы первыми укрепились духом: отказались от вредных привычек, прекратили распри, перестали курить и пить. Мансура окружили почетной стражей, которая находилась при нем постоянно.
Слайд 13Весть о новом пророке неслась по всем аулам. Чеченцы съезжались в
Алды, чтобы взглянуть на него, услышать его горячую проповедь. О нем ходили легенды. Слава о Мансуре разлетелась по всему Кавказу. Он начал проповедовать газават - священную войну за независимость Чечни.
Слайд 14Чечня и Дагестан воевали вместе. История сохранила письма - воззвания Шейха
Мансура к дагестанцам:
'Всем общинам, мусульманам и мусульманкам, всем верующим на Востоке и Западе, вечное спасение да будет с вами все ночи и дни! Знайте, о верующие, развращенность, привычка к спиртным напиткам и употребление табака, сделали наших вождей небрежными.
Слайд 15 Сейчас явился человек, чтобы наставлять людей на верный путь. Покайтесь
и внемлите доброму совету раньше конца вашей жизни; во славу Бога, как он сказал: 'Только те, кто кается, кто верует и делает доброе дело, только те блаженны'. Наполните сердца ваши страхом Божьим. Молите прощения всех ваших ссор и раздоров, ваших злословий и сплетен. Будьте справедливы к тем, кто оскорблен. Прощайте преступников во славу Бога.
Слайд 16Не плачьте, не сокрушайтесь над умершими, не одевайтесь в траур ради
умерших. Не пейте алкоголь, не курите. Возвратитесь к Богу, творите милосердие. Мы пренебрегали законами Бога. Подчинимся Его законам, отбросим все, что Он нам запретил, и подготовим себя к битве. Бог сказал: 'бейтесь с неверными, уничтожайте многобожие'.
Слайд 17Пророк говорил: 'Не отпускайте того, кто обращается к вам с грустью,
кто разочарован, и старайтесь вырвать своих ближних, братьев и сестер из рук врагов. Будьте милосердны и дайте немного от вашего добра для Божьего дела, по Божественному слову. Тот, кто подает на Божье дело, уподобляется зерну, которое дает семь колосьев. Сила исходит только от Бога, Всевышнего и Всемогущего.
Слайд 18Бог посылает победу тем, кто прославляет религию, и покидает того, кто
от нее отворачивается. Да пошлет Он нам торжество над неверными!'
Обещая своим последователям все блага жизни, какими их себе представляли горцы, Мансур предрекал кару тем, кто не пойдет за ним.
Слайд 19'Кто не поверит моим словам, - говорил он, - и останется
в прежнем заблуждении, тот не удостоится быть среди войска. И такие люди принуждены будут возвратиться в свои дома, где встретят их малолетние дети, станут укорять их и плевать в глаза. Пристыженные детьми, пойдут они за войском, но не найдут его, точно также, как не сыщут и своих домов. Оставшись без крова, они будут искать убежища в казацких станицах'.
Слайд 20
Большинство чеченцев поверили Мансуру, и словно сбылось пророчество: в ночь с
12 на 13 февраля 1785 года, почти весь Северный Кавказ, поразило сильнейшее землетрясение. Толчки ощущались на территории Чечни, в Моздоке, Екатеринодаре, Георгиевске, Кабарде и других местах. Через три недели, 4 марта, вновь произошло сильное землетрясение, также охватившее весь Северный Кавказ. Стихийное бедствие люди восприняли как проявление Божьего гнева, предсказанного Мансуром.
Слайд 21Ряды сторонников пророка стали быстро пополняться. Поход против русской военной экспансии
под знаменем имама был неизбежен. Из оперативных донесений и рассказов очевидцев, власти уже знали о Мансуре и об угрозе, исходящей от него, и были встревожены движением, охватившем всю Чечню.
Слайд 22Кизлярский комендант Вешняков, озабоченный этим, в рапорте на имя генерал-майора Пеутлинга
от
9 марта 1785 года докладывает, что 'все горские деревни чрезвычайно верят Мансуру и привязанность имеют к нему'.
Слайд 23Обеспокоенные царские власти послали своих лазутчиков и они принесли тревожные вести.
Все в один голос подтвердили, что Мансур пользуется у горцев непререкаемым авторитетом и собрал вокруг себя много людей. Власти насторожились и решили усилить крепости Кизляр, Владикавказ и Григориополис, перебросив туда дополнительно солдат и казаков с орудиями.
Слайд 24Повторяемые с Кавказа известия о появившемся там лжепророке и народном от
него волнении, как бы ни были темны и необоснованны, тем не менее требуют уважения. Не оказывая, впрочем, наружной заботы, - писал князь Г. Потемкин генерал-поручику П. С. Потемкину, - которое может послужить к ободрению восставших горцев, прикажите стянуть некоторое число войск к реке Сунже, где находится главное сборище лжепророка.
Слайд 25Единый страх, таковым движением произведенный, будет удобен к разогнанию сей сволочи.
Страх лазания и надежда мзды имеют в тех народах сильное движение'.
Власти были перепуганы не на шутку. Предписывалось 'не дать самой малой искре произвести пламень'. Они не только готовились к отражению атак войска Мансура, но и принимали все меры, чтобы сбить накал движения мятежного Шейха, старались разными способами убедить народ не идти за пророком.
Слайд 26Царизм притеснял народ, истреблял горцев, а любое проявление их недовольства жестоко
подавлял. У чеченцев не было сильного лидера, способного оказать притеснителям сопротивление. Шейх Мансур призывал народ встать под священное знамя газавата, и горцы пошли за ним, связав с именем имама свои мечты о свободе. За короткий срок ему удалось собрать под свои знамена более двадцати тысяч горцев.
Слайд 27Шейх Мансур сознательно положил жизнь на алтарь служения своему народу. Полностью
отдавая себе отчет о мере ответственности, пренебрегая тяготами и лишениями, начал он походы против русских. Главной целью первого имама Чечни было объединить все горские народы. Этого и боялась Россия. Чрезвычайно обеспокоенный таким развитием событий и желая еще в зародыше подавить восстание, князь Потемкин в сентябре 1783 года направляет в Чечню карательный отряд, под командованием известного полковника Пьери.
Слайд 28Он сделал марш-бросок в Алды, чтобы захватить или убить руководителя повстанцев.
Для усиления отряда Потемкин предал ему батальон кабардинцев, две роты Томского полка, и сотню терских казаков с двумя тяжелыми орудиями. 6 октября происходит кровопролитное сражение в Ханкальском ущелье. Войска полковника Пьери овладевают ущельем. В это же время в селах Валерик, Гехи, Гойты, Рошни-Чу, идут бои чеченцев с отрядом генерала Соколова.
Слайд 29На переправе через реку Сунжу, когда отряд Пьери прорубал в лесу
просеку, его заметили трое горцев. Двоих убили каратели. Третьему удалось скрыться. Он и станет главным виновником всего, что случится в последствии с отрядом Пьери. Но пока, оставив на переправе охрану, войско направилось уничтожать смутьяна Мансура.
Слайд 30Во избежание кровопролития, алдынцы предложили русским мир, но Пьери отказался вести
переговоры и напал на аул. Мансур со своими воинами ушел. Село было взято штурмом, так как жители оказывали сопротивление, полностью разграблено и предано огню. В плен был взят мальчик, который впоследствии станет генерал-майором русской армии, Александром Чеченским, героем Отечественной войны 1812 года. Однако главная цель карателей - захватить живым или убить вождя повстанцев, не была достигнута.
Слайд 31Считая, что чеченцы достаточно наказаны, Пьери повернул отряд обратно за Сунжу,
не подозревая, что в пути его ждет возмездие. В лесу, между Алдами и Сунжой, у переправы, каратели были окружены чеченцами и почти полностью уничтожены. Полковник Пьери был убит, майор Комарский, смертельно ранен. Оставшиеся в живых солдаты бежали. Горцы преследовали их, брали в плен, топили в Сунже.
Слайд 32Любопытный исторический факт: в числе пленников оказался 20-ти летний адъютант полковника
Пьери- уроженец Кизляра, унтер-офицер, князь, Петр Иванович Багратион, будущий знаменитый полководец России, герой Отечественной войны 1812 года.
За злодеяния, учиненные карателями в селе Алды, чеченцы мстить пленным не стали - Шейх Мансур категорически запретил это делать.
Слайд 33На следующий день в ставку русских на противоположном берегу Сунжи с
миром явились горцы. Двое из них несли на носилках раненого офицера - это был Багратион.
Удивленные благородным жестом мятежников, русские спросили:
А что, Мансур отдает офицера без выкупа?
Я за настоящих мужчин выкуп не беру, - ответил горец, и вместе со своими товарищами ушел.
Слайд 34Русские, узнав, что перед ними находится сам Мансур, были потрясены.
В этом
бою погиб брат Мансура. В руки чеченцев попали многочисленные трофеи, много оружия, в том числе и артиллерия. Это было первое крупное поражение царских войск на Кавказе.
Весть о печальной участи карательного отряда разнесется по всему Кавказу. Сотни, тысячи приверженцев Мансура устремятся под его знамена. После столь убедительной победы, народ провозгласит Шейха Мансура имамом Кавказа.
Слайд 35В 1785 году Масур женился на скромной девушке из села Гойты.
Свадьба не была пышной: мулла обвенчал их, друзья пришли разделить радость и взглянуть на невесту. Нужно отметить, что Мансур был противником всяких торжеств и увеселений.
Слайд 36В это время, под влиянием проповедей Мансура, Чечня преображалась. По примеру
алдынцев во всех селах стали избавляться от курения, прекратили изготавливать бузу - традиционный хмельной напиток горцев. В центрах сел появились шесты, на которые привязывались всякие находки - деньги и прочие предметы. Люди становились добрее друг к другу, прощали кровников, почти все соблюдали пост, ходили в мечети, жили интересно. И если бы не притеснения со стороны русских, народ вообще не знал бы горя. Но Россия не желала мира на Северном Кавказе. Обе стороны готовились к новым схваткам.
Слайд 37После разгрома Пьери Шейх Мансур объявил о своем намерении изгнать русские
войска с Кавказа и с этой целью предпринял поход на Кизляр - оплот царской администрации на Тереке. В июле 1785 года его отряды обрушились на Каргинский редут, который находился в нескольких верстах от Кизляра.
Слайд 38Несмотря на отчаянное сопротивление русского гарнизона, чеченцы подожгли прилегающие к укреплению
деревянные постройки. Пожар, охвативший эти строения, перекинулся на само укрепление, затем на пороховой погреб. Редут взлетел на воздух, похоронив под развалинами последних защитников. Это была еще одна блестящая победа Шейха Мансура. Таких удачных походов у имама будет немало.
Слайд 39
Окрыленный военными успехами, Мансур снова идет на Кизляр. В богатом Кизляре
с армянскими лавками, полными товаров были сосредоточены русские войска (по некоторым данным, около трех тысяч человек). Тем не менее, узнав о намерении горцев, жители Кизляра всполошились и поддались панике. Легенды о чеченском пророке, смерть Пьери, гибель Каргинского редута, решение Мансура идти на Кизляр - все это повергло жителей города в глубокое уныние.
Слайд 42Доктор философских наук, профессор А.Д. Яндаров убежден:
'Мансур, несомненно, одна из самых
ярких, самобытных, героических фигур, выдвинутых чеченцами в долгой, героической, жертвенной борьбе за свою свободу и независимость, фигура, еще дале*ко не оцененная, неразгаданная.
Он был обманут 'Семирамидой Севера", одной из самых раз*вратных и аморальных блудниц на царском престоле, обещанием сохранить жизнь и свободу.
Слайд 43Это была первая, хотя и не последняя жертва, которую возложил чеченский
народ на алтарь своей свободы, жертва великая и незабвенная.
В плеяде выдающихся деятелей, когда-либо выдвинутых чеченским народом, составляющих его гордость, славу и надежду. Мансур навсегда останется звездой первой величины. Личная трагедия Мансура объяснялась тем. что он намного опередил свое время. Мансур погиб, но в плане широкой исторической перспективы в благодарной памяти народа жертва Мансура не была напрасной. Имя его свято и незабываемо'.
Слайд 44
Шейх Мансур возглавил борьбу народа за независимость не ради славы и
богатства. 'Я беден. Все мое имение состоит из двух лошадей, двух быков и одной хижины... Я не был ни эмиром, ни пророком, никогда так себя не называл. Но не мог воспрепятствовать, чтобы народ меня таковым не признавал, потому что образ бытия моего казался ему чудом'. - сказал Мансур во время допроса в 1791 году.
Слайд 45Антиколониальное движение горцев под руководством Шейха Мансура имело огромное значение для
всего последующего освободительного движения народов Кавказа. Шейх Мансур доказал, что народ может и должен бороться за свою независимость, показал своим последователям, как надо воевать, а если надо - и умирать. 'Мансур - родоначальник и провозвестник основных идей национально-освободительного движения.
Слайд 46Он не только предвосхитил основные идеи национально-освободительного движения, но и на
практике проверил стратегию и тактику вооруженной борьбы'. - пишет А.Д. Яндаров. И чем сильнее разгорается эта борьба, тем пристальнее мы. чеченцы, вместе с другими свободолюбивыми народами Кавказа всматриваемся в прошлое, восхищаясь делами великого чеченца Шейха Мансура, отдавшего свою жизнь во имя нашей свободы.