Слайд 1Применение здоровьесберегающих технологий на уроках фортепиано с учащимися младших классов
Комплексы упражнений
МАОУ ДО «Центральная детская школа искусств Анадырского района»
Преподаватель фортепиано О.А. Халаева
Слайд 2Первая часть
Первая часть комплекса упражнений направлена на формирование правильной осанки, которая
подчас становится своего рода «зеркалом души» и отражает не только физическое, но и психическое состояние ребенка, его настроение и характер. На современном этапе развития образования очень большой процент детей имеет проблемы с осанкой, вследствие чего данный комплекс упражнений просто необходим. Он состоит из четырех упражнений, которые приучают владеть своим телом, снимать излишние напряжения, чувствовать «зажимы» и освобождаться от них.
Слайд 3Упражнение 1
Для девочек
«Новая и сломанная кукла»
«Новая кукла» - стоять
или сидеть как кукла на витрине (с напряженной спиной) – до двадцати секунд, затем полностью расслабиться (кукла сломалась) - от 5 до 10 секунд. Выполнять от трех до шести раз.
Для мальчиков
«Солдатик и медвежонок» - представить нового оловянного солдатика, всегда стоящего прямо и ровно и мягкого, ленивого, толстенького медвежонка.
Слайд 4Упражнение 2
Для девочек
«Балерина»
Чуть прогнутый корпус. На вдох подняться на носки и
одновременно плавно приподнять руки вверх, скрестить их над головой и развести в стороны. На выдохе руки свободно падают и раскачиваются до полной остановки. Педагог в это время проверяет, расслаблены ли мышцы плеч (подставляя под плечи ребенка ладони). Упражнение помогает распрямить туловище, научиться ощущать руки «из корпуса», а также освобождать мышцы рук от зажимов.
Для мальчиков
«Робот»
Робот стоит, подняв руки (все тело до кончиков пальцев напряжено). Завод кончился – постепенно падают, «выключаются» пальцы рук, кисти, руки, туловище. Ребенок наклоняется и качает расслабленными руками. Педагог проверяет – расслаблены ли руки.
Слайд 5Упражнение 3
«Шейка»
Мягкими, ласковыми касаниями рук (обязательно теплых!) педагог осторожно помогает ребенку
делать небольшие плавные круговые движения головой. Они позволяют снять напряжение с шейных мышц. Надо постараться, чтобы ученик мог самостоятельно совершать такие движения, не напрягая шею.
Слайд 6Упражнение 4
«Паровозик»
Спокойные, плавные вращательные движения в плечевых суставах, имитирующие колеса
паровозика (руки согнуты в локтях, кисти зажаты в кулачки). Можно изображать большой и маленький паровозики, в соответствии с чем меняется амплитуда вращательных движений.
Слайд 7Вторая часть
Вторая часть комплекса упражнений дифференцирует работу крупных мышц Упражнения активизируют
работу мышц плече-лопаточного отдела, появляется ощущение «целостности» движений рук «из корпуса».
Слайд 8Упражнение 1
«Мельница»
Руки и тело свободные. Вращательные движения рук «из корпуса» в
плечевых суставах, правой и левой рукой попеременно и вместе, вперед и назад. В этом упражнении важно, чтобы руки не были напряжены, поскольку его цель – не разработать мышцы рук, а лишь уметь их расслаблять и совершать движения расслабленными руками.
Слайд 9Упражнение 2
«Шалтай-болтай»
Ученику необходимо встать прямо; руки опустить свободно вниз, слегка нагибаясь
при этом вперед. Педагог дает задание начать покачивать руки, то навстречу друг другу, то, скрещивая и разводя их в стороны. Одновременно с этим, наклон увеличивать, а затем, постепенно распрямляясь, возвращаться в исходное положение. Педагог должен проверить степень расслабленности рук ребенка, подбросив их вверх. Руки, при этом должны свободно и быстро упасть. В рамках этого упражнения необходимо целенаправленно работать над полным расслаблением мышц рук, мягко раскачивая их, прося «отдать» их педагогу.
Слайд 10Упражнение 3
«Боксик»
Для того чтобы почувствовать руку «из корпуса», ребенок имитирует движения
боксера, с силой выбрасывая руки вперед, как бы угрожая противнику. При этом, ни в коем случае, нельзя поднимать плечи. Упражнение очень полезно для ощущения целостности рук.
Слайд 11Упражнение 4
«Дирижер»
Ребенок «дирижирует» под музыку (в домашних условиях родителям можно включать
записи любимых произведений ребенка). Это упражнение помогает включить в работу все мышцы, вырабатывает плавность и пластичность движений. Важно следить за правильным дыханием, тогда плечи остаются в покое, не поднимаются. Грудные мышцы расправлены. Ни в коем случае нельзя сутулиться! Это упражнение способствует развитию пианистических движений и правильному дыханию.
Слайд 12 Упражнение 5
«Полет большой красивой птицы»
Ученик свободно размахивает руками, имитируя полет
большой, красивой, нежной птицы (например, лебедя). Педагогу необходимо выделить слова: «нежной», чтобы движения рук были плавными; «большой» - большая амплитуда движений; «красивой» - чтобы добиться изящества в движениях.
Слайд 13Упражнение 6
«Стирка»
Ученик представляет, что стирает какую-либо вещь. Постирал – надо
стряхнуть. Во время упражнения педагог говорит: «Если стряхивать хорошо – брызги разлетаются далеко, а если стряхивать зажатыми руками – все брызги падают на живот. Значит, будешь мокрым ходить. И когда играешь на рояле – звуки, как брызги: играешь свободными руками – звуки далеко в зал летят, а играешь зажатыми – они все здесь, у тебя остаются. И их никто не услышит».
Слайд 14Третья группа
Третья группа упражнений чрезвычайно важна для воспитания пианиста. Предлагаемый комплекс упражнений
нормализует кровообращение в подушечках пальцев и помогает ощутить целостность всей руки.
Слайд 15Упражнение 1
«Маленькие пластилиновые шарики»
Это упражнение вырабатывает чувствительность кончиков пальцев. Ребенок катает
воображаемые пластилиновые шарики между 1 – 2, 1 – 3, 1 – 4 и 1 – 5-м пальцами.
Слайд 16Упражнение 2
«Марширующие гномы»
Пальцы «шагают», как гномы шагают ножками. Работают 2 и
3 пальцы, 2 и 4, 3 и 1, 2 и 1, 2 и 5, 3 и 5, 1 и 5, 4 и 3. Преподаватель, а дома мама, дает команду, какими пальцами шагать. Можно рассказать историю о забавных гномах, которые шагают ножками, сидя на стульчиках. Обратить внимание ребенка на то, что ноги гнома шагают, колени согнуты, а сидит он спокойно, не подпрыгивая. Ученику становится понятно, что кисть остается в спокойном состоянии, а двигаются только согнутые пальцы.
Слайд 17Упражнение 3
«Кружкѝ»
Рисование в воздухе кружков поочередно 2, 3, 4 и 5-м
пальцами (сначала в одну, а потом в другую сторону). Рука при этом должна быть полностью расслаблена. Особенно нужно следить за рисованием кружка 1-м пальцем. Он должен работать легко, без напряжения, не сгибаться в суставе.
Слайд 18Упражнение 4
«Вешалка»
Зацепиться за открытую крышку клавиатуры кончиками пальцев (одними подушечками, не
сгибая суставы) и почувствовать свободу висящих рук. Для проверки ощущения раскачивать руки во все стороны (ведь вешалка раскачивается, но не падает, так как держится за крючок). Чтобы убедиться в том, что цепкий кончик пальца способен выдержать вес руки, мы предлагали ученикам зацепиться кончиками пальцев за такие же цепкие кончики пальцев педагога и раскачать этот сцепленный, «висячий мост».
Слайд 19В рамках урока описываемые упражнения снимают накопившееся мышечное напряжение, усталость детей
после общеобразовательной школы. В домашних же условиях они способствуют повышению общего тонуса исполнительского аппарата учеников и развивают физические возможности ребенка для исполнения технически сложных произведений