Презентация, доклад Применение ИКТ в преподавании общественных дисциплин

Содержание

В наш информационный век значительная часть современных детей живет в пространстве «экранной культуры», где наиболее привычным способом получения информации является ее просмотр на экране компьютера, он больше

Слайд 1Применение ИКТ в преподавании общественных дисциплин
Русских Ксения Алексеевна
преподаватель общественных дисциплин
1 квалификационная

категория

«...очень важно научиться пользоваться
всеми новыми технологиями.
Это задача номер один не только для учащихся,
но и для учителей - вся переподготовка
должна быть ориентирована на использование
современных технологий».
Д.А. Медведев

Применение ИКТ   в преподавании общественных  дисциплин Русских Ксения Алексеевнапреподаватель общественных дисциплин1 квалификационная категория«...очень важно

Слайд 2 В наш

информационный век значительная часть современных детей живет в пространстве «экранной культуры», где наиболее привычным способом получения информации является ее просмотр на экране компьютера, он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств.
цель:
сделать занятия современными,
приблизить занятия к мировосприятию современного ребёнка,
установить отношения взаимопонимания,
взаимопомощи между преподавателем и
обучающимся.

В наш информационный век значительная часть современных детей

Слайд 3Анкетирование педагогов ГБОУ СПО ССУЗ СМТ
Не знакомы с понятием информационно-коммуникативные технологии

– 0%
Знакомы, но не в полной мере – 60%
Знакомы – 40 %
Какими техническими средствами Вы владеете?
1. Все респонденты владеют навыками использования цифрового фотоаппарата, аудиомагнитофона, DVD-плеера.
2. 80 % умеют пользоваться принтером.
3.80% - используют компьютер.
4. 40% респондентов используют видеокамеру.
5. 40% - сканером.
6. 50% -пользуются проектором.
7. Планшет-20%
7. Никто не умеет пользоваться интерактивной доской.
Кроме того, мы опросили, какими техническими инструментариями владеют педагоги.
В настоящий момент 80% педагогов в своей работе используют приложения Microsoft Word,
40% педагогов используют Интернет ресурсы,
30 % педагогов умеют работать в приложении Microsoft Excel,
30% умеют пользоваться Microsoft PowerPoint, Paint
5% программой Photoshop.
Ни один педагог не умеет создавать в сети Интернет собственные Web-страницы.


Анкетирование педагогов ГБОУ СПО ССУЗ СМТНе знакомы с понятием информационно-коммуникативные технологии – 0%Знакомы, но не в полной

Слайд 4Мультимедийные энциклопедии и библиотеки
Главное достоинство мультимедийных энциклопедий состоит в том, что

в них обычно в удобной для пользователя форме представлены большой массив фактической информации и богатый наглядный материал. В современных энциклопедиях, есть не только статичные изображения, но и видео-, аудио- и анимационные ролики, присутствуют элементы интерактивного взаимодействия. Например «Консультант-Плюс», сайт «Музей русских гимнов».
Эти ресурсы предназначены как для применения в учебном процессе, так и для самостоятельного использования обучающимися. Работа с изданиями облегчает восприятие, понимание и запоминание информации, обеспечивает повышение интереса к предмету.

Мультимедийные энциклопедии и библиотекиГлавное достоинство мультимедийных энциклопедий состоит в том, что в них обычно в удобной для

Слайд 5Готовые обучающие ресурсы


Рынок готовых обучающих ресурсов сегодня достаточно обширен и разнообразен.

На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ учебного назначения (дидактического инструмента), размещенных на ПК, CD .
Незаменимыми в работе преподавателя общественных дисциплин являются готовые обучающие ресурсы на СD-дисках. Зачастую такие издания содержат разнообразный методический и дидактический материал, интерактивное тестирование для контроля знаний обучающихся, задания различных типов, в том числе и различных типов сложности, флеш – задания, дикторские тексты и многое другое. Такие СD диски, как «Энциклопедия истории России», «Рефераты по истории», «Учебно-методический комплекс «Обществознание» и тому подобные издания созданы в помощь преподавателям общественных дисциплин.

Готовые обучающие ресурсыРынок готовых обучающих ресурсов сегодня достаточно обширен и разнообразен. На сегодняшний день существуют десятки разнообразных

Слайд 6Презентации
— один из самых распространенных видов обучающих ресурсов, призванных (в первую

очередь) помочь в объяснении нового материала, а также для повторения и обобщения материала.
Вместе с тем преподаватель может создавать либо собственные, авторские презентации, либо в готовую презентацию при желании внести необходимые улучшения.
Подготовка презентаций - творческий процесс, часто совместная деятельность педагога и обучающегося.
Презентации эффективно используются на различных этапах занятия и во внеурочной деятельности, что позволяет быстрее и глубже воспринимать изучаемый материал.
При создании собственных презентаций необходимо учитывать некоторые правила, которые помогут избежать ряда типичных ошибок и создать действительно «полезный» материал.
Презентации— один из самых распространенных видов обучающих ресурсов, призванных (в первую очередь) помочь в объяснении нового материала,

Слайд 7Электронная почта
Простейшим видом телекоммуникаций является электронная почта, значение которой заключается в

следующем:
стимулирует и облегчает обмен опытом среди преподавателей различных учебных дисциплин; общение между преподавателями и обучающимис;
повышает интерес обучающихся к учебному курсу, в котором используется;
расширяет коммуникативную практику обучающихся;
делает возможным использование новых методических приёмов, основанных на сопоставлении собственных данных обучающихся и тех, что получены по электронной почте.


Электронная почта	Простейшим видом телекоммуникаций является электронная почта, значение которой заключается в следующем:стимулирует и облегчает обмен опытом среди

Слайд 8Интернет
Огромные возможности предоставляет сеть Интернет и для педагогов. Сегодня Интернет

— неотъемлемая часть не только нашей жизни, но и образовательного процесса. Если рассматривать ресурсы Интернета с точки зрения их полезности для преподавателя, то можно выделить следующие группы:
1) официальные ресурсы;
2) универсальные энциклопедии, справочники и библиотеки (например, Википедия; «Мир энциклопедий» по адресу: http://www.encyclopedia.ru/, электронная библиотека Альдебаран http://www.aldebaran.ru/.
3) специализированные исторические ресурсы (например, Историческая библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова ; «Всемирная история» http://www.historic.ru/, «История России. Всемирная, мировая история» и др.)
4) методические ресурсы (например, сайт журнала «Преподавание истории в школе» http://pish.ru/; Портал «Всероссийского интернет-педсовета» http://pedsovet.org/; приложение к газете «Первое сентября» «История» и сайт «Я иду на урок истории» http://his.1september.ru/; электронные коллекции «Исторические документы» Российского общеобразовательного портала http://historydoc.edu.ru/ и др.)
Интернет может выступать в качестве гигантской справочной при организации экскурсий и подобных мероприятий (например, сайт «Музеи России» http://museum.ru/). На этих сайтах содержится большое количество сценариев, уроков, олимпиад, исторических вечеров, разработок тестов и контрольных работ и др.
5) ресурсы по наглядности (например, сайт Министерства образования и науки Челябинской области).
Преподавание общественных дисциплин предполагает использование широкой базы источников, которая не всегда имеется в библиотеках.
Возможности ИКТ по хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки учебников, дополнить и углубить их содержание.
Имея доступ к Интернету, всегда есть возможность пополнить свою коллекцию цифровых ресурсов, а информационные технологии помогают решить проблему хранения и каталогизации материалов.

Интернет 	Огромные возможности предоставляет сеть Интернет и для педагогов. Сегодня Интернет — неотъемлемая часть не только нашей

Слайд 9Видеоматериалы и анимация
Современные технологии позволяют успешно использовать в мультимедийном уроке

фрагменты видеофильмов. Использование видеоинформации и анимации может значительно усилить обучающий эффект. Именно фильм, а точнее небольшой учебный фрагмент, в наибольшей степени способствует визуализации учебного процесса, представлению анимационных результатов, имитационному моделированию различных процессов в реальном времени обучения. Там, где в обучении не помогает неподвижная иллюстрация, может помочь многомерная подвижная фигура, анимация, кадроплан, видеосюжет и многое другое.
Достоинства использования видеоносителей неоспоримы, и прежде всего, их оперативность и маневренность, возможность повторного применения, использование стоп-кадра. Просмотр создает эффект присутствия, подлинности фактов и событий.

Видеоматериалы и анимация Современные технологии позволяют успешно использовать в мультимедийном уроке фрагменты видеофильмов. Использование видеоинформации и анимации

Слайд 10К видеоматериалам предъявляются общие дидактические требования:
высокий эстетический уровень и эмоциональное воздействие;
познавательная

значимость;
фактологическая достоверность;
связь художественных образов с реальной жизнью;
подбор материала, наиболее целесообразного для эффективного решения поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Необходимо продумать, какие видеоматериалы целесообразно использовать на уроке, а какие на факультативных занятиях и во внеклассной работе. Так, фрагменты художественных фильмов лучше показывать во внеурочное время, используя их в большей степени для решения воспитательных задач.
Особенность видеофильмов заключается в том, что они могут изображать коммуникативные ситуации наиболее полно. Демонстрация видеофильма не должна представлять собой просто развлечение, а должна быть частью целенаправленного учебного процесса, отвечающего всем требованиям методики преподавания общественных дисциплин. Например, при изучении темы "Россия в начале XX века" можно использовать видеофрагмент фильма С. Говорухина "Россия, которую мы потеряли".
Различные аудио-записи, компьютерные компакт-диски, кинофильмы при правильном использовании на уроках значительно улучшают процесс обучения. При этом следует помнить о том, что наглядность в отрыве от устных объяснений преподавателя теряет свою значимость.

К видеоматериалам предъявляются общие дидактические требования:высокий эстетический уровень и эмоциональное воздействие;познавательная значимость;фактологическая достоверность; связь художественных образов с

Слайд 11 ИКТ — сделай сам: полезные программные оболочки Любой заинтересованный в

результатах своего труда преподаватель, начавший использовать информационные компьютерные технологии, рано или поздно начинает искать программные инструменты, позволяющие ему создавать собственное обеспечение, максимально отвечающее требованиям конкретного урока.

Программа создания презентаций MS Power Point.
Данный вид деятельности дает возможность педагогу проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Подготовка презентаций - серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия обучающегося.
Программа Power Point, обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления учебного материала. При использовании презентаций, созданных в программе Power Point, тему урока можно представить на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса, что дает возможность обучающимся во время рассказа преподавателя сконцентрировать на них внимание. Эта технология позволяет экономить время на уроке, не стоять спиной к группе, выводить информацию постепенно, дополняя текст рисунками, портретами политических деятелей, картами, схемами, таблицами, заданиями, графиками, диаграммами, фотографиями и видеосюжетами, музыкальными фрагментами.
Объяснение материала сопровождается видеорядом, который может быть представлен анимацией, рисунками, видеоматериалами, фотографиями, необходимыми картами и схемами. Фотографии, видеоматериалы, звуковое оформление позволяют нам создать на уроке атмосферу изучаемой эпохи, явления; помочь обучающимся ощутить реальность происходившего, что существенно повышает мотивацию к обучению.

ИКТ — сделай сам: полезные программные оболочки  Любой заинтересованный в результатах своего труда преподаватель, начавший

Слайд 12Программа Microsoft Excel
Табличные процессоры или электронные таблицы предназначены, в основном, для

обработки числовых данных.
Тем не менее, возможности табличного процессора Excel в процессе обучения общественным дисциплинам так же весьма разнообразны. С помощью этого офисного приложения, можно создавать графики и диаграммы в ходе изучении различных аспектов развития нашего общества и страны, в которых фигурируют количественные показатели (объём производства, уровень безработицы, и др.).
Excel позволяет обрабатывать статистические данные экономического и социологического характера, проводить сравнительный анализ таких данных и пр.


Программа Microsoft Excel		Табличные процессоры или электронные таблицы предназначены, в основном, для обработки числовых данных. 		Тем не менее,

Слайд 13 Программа обработки изображений Microsoft Office Picture Manager
Основные операции, которые производятся с

изображениями постоянно, — это:
настройка яркости и контраста;
обрезка изображения;
изменение размера;
конвертация в другой графический формат;
трансформация (особенно после сканирования, когда изображение нужно не только обрезать, но и повернуть).
Программа оптического распознавания текста АBBYY Fine Reader.
Эта программа не может быть непосредственно применена в учебном процессе, но способна резко сократить время на подготовку к урокам. Основное назначение программы ABBYY Fine Reader состоит в том, чтобы на основе достаточно сложного алгоритма перевести текст, введенный в компьютер с помощью сканера или цифрового фотоаппарата, в текстовый формат.


Программа обработки изображений Microsoft Office Picture ManagerОсновные операции, которые производятся с изображениями постоянно, — это: настройка яркости

Слайд 14ИКТ- занятие: как использовать ИКТ в обучении?

При этом применение информационных технологий

в обучении должно базироваться на данных физиологии человека:
в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала,
1/3 часть увиденного,
1/2 часть увиденного и услышанного,
3/4 части материала, если ребенок активно участвует в процессе.

Восприятие материала на слух - дело трудное, требующее от обучающихся сосредоточенного внимания и волевых усилий. Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что при неумелом ведении урока учащиеся могут лишь внешне «присутствовать на занятиях, а внутренне - думать о своем или же совсем оставаться без мысли в голове».
ИКТ- занятие: как использовать ИКТ в обучении?				При этом применение информационных технологий в обучении должно базироваться на данных

Слайд 15Урок с мультимедийной поддержкой (урок демонстрационного типа)
(используется один компьютер, им

пользуется учитель в качестве «электронной доски»).
2. Урок с компьютерной поддержкой (в классе несколько компьютеров, за которыми обучающиеся работают группами или по очереди).
На таких уроках целесообразно давать задания, выполняя которые учащиеся работают с учебной программой, которая наряду с научно-познавательным текстом, рисунками включает задания для практической работы, тренировочные и контрольные упражнения. Таким образом, можно провести индивидуальный и полный анализ уровня знаний учащихся и дать им объективную оценку, а также выявить слабые места в усвоении знаний учащимися.На уроках с компьютерной поддержкой рекомендуется проводить тестирование.
3. Урок, интегрированный с информатикой.
Задачи такого урока: отрабатывать учебный материал, используя ИКТ, Рекомендуется интегрированные уроки проводить в компьютерном классе, где у обучающихся организован доступ к компьютерам.
4. Урок с использованием Интернет-ресурсов.
Примерный алгоритм проведения урока:
на этапе подготовки к уроку - проанализировать электронные информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях;
при объяснении нового материала на уроке - использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты изучаемых процессов и явлений, демонстрации опытов, видео-экскурсии), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, символьные объекты. При этом учителю необходимо комментировать информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами;
при закреплении пройденного материала - предложить учащимся работу с текстом электронного учебника или учебного пособия, электронными хрестоматиями, справочниками, словарями, задачниками и т.д. На этом этапе рекомендуется использовать фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся. Для организации дифференцированного обучения учителю целесообразно заранее на основе использования этих ресурсов разработать задания для учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Раздаточный материал может быть подготовлен как в электронном, так и бумажном виде.
5. Нетрадиционные формы урока.
Мультимедийная лекция, виртуальная лаборатория, виртуальная экскурсия и др. Подобная организация образовательного процесса предполагает его класса в работу с ИКТ с использованием дифференцированных и индивидуализированных форм.


ВИДЫ УРОКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

Урок с мультимедийной поддержкой (урок демонстрационного типа) (используется один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски»).

Слайд 16Методические приёмы
Вводная мотивация и предварительное обобщение
Вводная мотивация является обязательным элементом

структуры учебного процесса.
Здесь реализуется возможность средствами ИКТ сопоставить, структурировать и интегрировать различные виды информации и формы ее предъявления — условно-графическую (схемы, графики, карты), изобразительную (картины, наглядные изображения, реконструкции), видео- и аудиоинформацию. Также вводная мотивация на начальном этапе урока должна сопровождаться предварительным обобщением (в той или иной форме), и здесь ИКТ также являются незаменимым помощником.
Например, перед изучением периода правления Н. С. Хрущева, предлагается обучающимся в качестве опережающего домашнего задания:
в Электронной библиотеке Исторического факультета МГУ (http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html) найти наиболее значимые документы по теме;
найти материалы, отражающие наиболее важные события темы урока, на сайте http://www.oldgazette.ru/ и составить по одному из них краткий план выступления либо презентации;
используя материалы сайта «Хронос», составить хронологию основных событий по теме урока в виде таблицы и т. д.
 

Методические приёмы Вводная мотивация и предварительное обобщение		Вводная мотивация является обязательным элементом структуры учебного процесса.  		Здесь реализуется

Слайд 17Объяснение, изучение нового материала.
Существуют различные методы преподнесения новой информации: рассказ,

объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала.
Восприятие материала на слух - дело трудное, требующее от учащихся сосредоточенного внимания и волевых усилий. Недаром еще К.Д. Ушинский отмечал, что при неумелом ведении урока учащиеся могут лишь внешне "присутствовать на занятиях", а внутренне - думать о своем или же совсем оставаться "без мысли в голове
Каким же образом можно предупредить пассивность обучающихся при устном изложении учебного материала и обеспечить активное восприятие и осмысление ими новых знаний? Определяющее значение в решении этой задачи имеют информационно-коммуникативные технологии. Уникальные возможности ИКТ можно использовать при составлении сводных текстовых таблиц, схем, конспектов.
По ходу урока педагог, находясь рядом с главным компьютером, заполняет таблицу, схему, а обучающиеся вместе с ним выполняют эту работу в своей тетради.
1. Любая информация, представленная на компьютере, воспринимается обучающимися с огромным интересом. Это позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся.
2. Объяснение нового материала на компьютере происходит индивидуально для каждого обучающегося. При желании он может вернуться на несколько шагов назад и прослушать объяснение заново.
Объяснение, изучение нового материала. 		Существуют различные методы преподнесения новой информации: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и

Слайд 18«Свободный поиск».
Двум или трем «бригадам» обучающихся может быть дано задание

«свободного поиска» правовых ресурсов в российской части Интернета с помощью поисковых систем и электронных каталогов, с последующим устным или письменным обзором (докладом, стенгазетой) о том, что было найдено.
Эту работу можно провести в форме соревнования, и тогда победит тот, кто сделает обзор лучше, шире, интересней. Задачу можно усложнить, если студенты хотят поупражняться в английском языке: можно провести поиск правовых ресурсов в англоязычной части.

«Свободный поиск». Двум или трем «бригадам» обучающихся может быть дано задание «свободного поиска» правовых ресурсов в российской

Слайд 19«Реферат»
Студенту или мини-группе дается тема и задание написать реферат с использованием

ресурсов Интернета. Один из интересных сайтов, посвященных правовой экономике: http://www.libertarium.ru

«Реферат»		Студенту или мини-группе дается тема и задание написать реферат с использованием ресурсов Интернета. Один из интересных сайтов,

Слайд 20«Найди ответ на вопрос»
Существует множество сайтов, посвященных правовым вопросам, например, сайты,

связанные с торговлей недвижимостью, защитой прав потребителей, и др. Предлагается такая методика:
1) Выбирается тема (экология, правозащита, защита прав потребителей и т.д.). Дети формируют группы по интересам. Их задача на первом этапе — поговорить с родителями, соседями, возможно, провести небольшой опрос и написать список реальных проблем. Например: «Жильцов дома № 8 волнует вопрос, что им отравляет воздух ближайшая бензоколонка», «Бабушка купила сапоги, подошва через неделю отклеилась, а магазин их обменивать отказывается» и т. д.
2) Проводится обсуждение проблем/вопросов, из них выбираются и формулируются самые интересные.
3) Обучающиеся «отправляются» на соответствующие сайты в Интернет и внимательно смотрят, нет ли в «горячей линии» или в «консультациях юриста» ответа на их вопрос; если ответа нет, задают свой вопрос там, где есть возможность, и получают квалифицированный ответ.
4) Обучающиеся делают доклады по результатам поиска. Лучшим будет признан результат, который приведет к решению выбранной проблемы (в идеале хорошо бы довести дело до конца: например, помочь бабушке обменять сапоги).

«Найди ответ на вопрос»Существует множество сайтов, посвященных правовым вопросам, например, сайты, связанные с торговлей недвижимостью, защитой прав

Слайд 21 «Найди ошибку!»
Интернет предоставляет право людям с самыми разными убеждениями высказывать

свои мнения: в том числе крайние точки зрения, ошибочные и даже противозаконные.
Например, в Интернете можно найти немало сайтов с совершенно неграмотными советами о том, как уклониться от службы в армии. Предлагается найти эти «советы», проанализировать их с точки зрения закона, сравнить с информацией на страничке Комитета солдатских матерей и, если потребуется, обсудить возникший вопрос в формуле «Наши права». Эксперты из Комитета солдатских матерей и юристы сети правозащитных организаций всегда готовы разъяснить, в чем состоит ошибка.
По результатам исследования можно подготовить сообщения.
«Найди ошибку!»Интернет предоставляет право людям с самыми разными убеждениями высказывать свои мнения: в том числе крайние

Слайд 22Методические приемы использования ИКТ на занятиях
Работа с понятиями.  
Заполнение

схем.
Чтение текста.
Соотношение определений и соответствующих им понятий.
Заполнение таблиц.
Работа с документами.
Сравнение.
Использование презентаций на уроке.
Использование видеоинформации и анимации
Проверка знаний.
Организация самостоятельной деятельности обучающихся.


Методические  приемы  использования ИКТ на занятиях Работа с понятиями.  Заполнение схем. Чтение текста. Соотношение определений

Слайд 23 Информационно-коммуникационные технологии способны:
стимулировать познавательный интерес к дисциплинам;
сделать занятие более ярким;
придать

учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, при этом у обучающихся развиваются как общие, так и специальные компетенции;
индивидуализировать и активизировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность обучающихся;
сформировать эмоционально - положительное отношение к дисциплине;
расширить образовательный и воспитательный потенциал изучения дисциплин;
повысить уровень использования наглядности на уроке и производительность труда;
устанавливать межпредметные связи с информатикой;
повысить профессионализм педагога,
стимулировать желание совершенствовать работу.

Информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к дисциплинам; сделать занятие более ярким;придать учебной работе проблемный, творческий,

Слайд 24СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА  ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть