Слайд 1Приёмы и методы технологии РКМ
Слайд 21. «Синквейн»
2. «Диаманта»
3. «6 шляп мышления»
4. «Кубик Блума»
5. «ПОПС – формула»
6.
«Райтинг» – прием оценивания
Слайд 3
«Синквейн» и «Диаманта» – это методические приемы, которые подразумевают составление стихотворения,
состоящего из 5 и 7 строк. При использовании этих приемов происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Эти приемы активируют умственную деятельность учащихся, развивают умение находить и выделять в изучаемой теме наиболее существенные элементы, анализировать их, делать выводы и коротко их формулировать.
Слайд 4Приемы «Синквейн», «Диаманта»- эффективные способы развития речи.
Достоинства приемов:
- развивается образное
мышление;
- развиваются творческие способности;
- развиваются коммуникативные навыки и умение лаконично и емко выражать свою мысль;
- вырабатывается способность к анализу и синтезу;
- расширяется словарный запас.
Слайд 5Приём «Синквейн»
Правила построения синквейна
1 строчка – тема (слово – существительное)
2 строчка
– 2 слова, описывающие тему
(2 прилагательных или причастия)
3 строчка – действия, относящиеся к теме (3 слова –глаголы)
4 строчка – Предложение
5 строчка – Итог, резюме (1 слово – синоним к теме)
Слайд 6Пример синквейна
Пример синквейна
Свет
Яркий, теплый
Горит, озаряет, мерцает
Необходим людям
Сияние
н
Слайд 7Прием «Диаманта»
Применяется для раскрытия сути понятий, противоположных по значению
Слайд 8Диаманта
Принцип составления диаманты
1и 7 строчки : тема (существительное)
2 строчка:
определение (2 прилагательных)
3 строчка: действие (3 глагола)
4 строчка: 2 словосочетания, относящиеся к обеим темам
5 строчка действие (3 глагола)
6 строчка: определение (2 прилагательных)
Слайд 9Пример диаманты
Онегин
Равнодушный, надменный
Скучает, хандрит, иронизирует
Холодный Онегин, пылкий Ленский
Восторгается, мечтает, ревнует
Романтичный, томный
Ленский
Слайд 10ПОПС – формула
Прием, позволяющий выпускникам легко справиться с написанием эссе по
обществознанию, сочинения ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Разработана профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном
Слайд 11Структура формулы ПОПС
П – позиция (собственное мнение)
«Я считаю, что…», «Я согласен
с …», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает внимания»
О - обоснование, объяснение своей позиции
« Потому что…», «Так как…»
П – примеры (собственный опыт, знания из курса истории, обществоведения или литературы и т.д.)
«Я могу доказать это на примере…», «Например, …)
С – следствие, выводы
«Таким образом,…», «Подводя итог,…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод, что…»
Слайд 12Прием «6 шляп мышления»
Впервые был предложен английским психологом и писателем Эдвардом
де Боно. Прием помогает развивать параллельное мышление, увидеть ситуацию с различных точек зрения, представить многогранность проблемы и выбрать наиболее оптимальный путь ее решения.
Слайд 13Белая- нейтральная. Участники этой группы оперируют только фактами. Доказывают, почему все
произошло именно так, а не иначе.
Желтая- позитивная, радостная, солнечная. Участники группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.
Черная – негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.
Красная – эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.
Зеленая – творческая, креативная. Участники предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.
Синяя – оценочная. Группа оценивает предложения всех групп и находят оптимальное решение.
Слайд 14Белая – факты из истории создания произведения, объяснить, почему выбран именно
такой жанр.
Желтая – найти аргументы, почему это произведение можно считать заслуживающим внимания.
Черная – обосновать негативное восприятие главного героя. Либо доказать, что это произведение неактуально в наши дни.
Красная – рассказать об эмоциях, чувствах, впечатлениях от прочитанного.
Зеленая – доказать, что произведение актуально (чему учит, к чему призывает автор).
Синяя - эксперты
Слайд 15Прием «Кубик Блума»
Разработан американским ученым Бенджамином Блумом. Предложенная им теория разделяет
образовательные цели на 3 блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Эти цели можно обозначить блоками «Знаю», «Творю», «Умею».
Назови
Почему
Объясни
Предложи
Придумай
Поделись
Слайд 16Классификация вопросов
Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление,
термин, героев и т.д.
Почему. Установление причинно-следственных связей.
Объясни. Уточняющие вопросы, помогающие увидеть проблему в разных аспектах.
Предложи. Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи.
Придумай. Творческие вопросы, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Поделись. Вопросы, помогающие выразить ощущения, чувства, эмоции ученика.
Слайд 17Белая шляпа:
1. Назовите героев произведения.
2. Составьте портрет больного, лежащего у
окна
Красная шляпа:
1. Какое настроение вызвал фильм?
2. Проанализируйте последний эпизод. Какие чувства он рождает?
Желтая шляпа:
1. Что вам понравилось в фильме?
2. Как больной, лежащий у окна, относился к жизни, к своей судьбе?
Черная шляпа:
1. Что вам не понравилось в фильме?
2. Как больной, лежащий у двери, относился к жизни, к людям?
Зеленая шляпа:
1. Что бы вы хотели изменить в фильме?
2. Какое продолжение можно было бы придумать?
Синяя шляпа:
1. Зачем был создан этот фильм?
2. Нужны ли подобные произведения?
Слайд 18Назови
- героев произведения
- автора
Почему
- больной, лежащий у окна, рассказывал другому
о том, чего не видел?
- у героев нет имен?
Объясни
- поступки больного, лежащего у двери
Предложи
- как бы вы поступили на месте больного, лежащего у двери?
- как бы вы по-другому назвали этот фильм?
Придумай
- свою концовку фильму
Поделись
- своими впечатлениями от увиденного фильма