Слайд 1ГКОУ РО детский дом № 1
г. Ростова-на-Дону
Воспитатель: Абрамова Н.А.
Первая квалификационная категория
Слайд 2Программа духовно-нравственного развития и воспитания «Шаг навстречу»
Модуль «Гражданско-правовое воспитание»
Слайд 3Нравственно-правовое воспитание
В процессе работы по нравственно-правовому воспитанию мы стремимся научить детей
уважать законы РФ, уметь использовать их в жизненных ситуациях, осуществлять раннюю профилактику правонарушений
Слайд 4Задачи нравственно-правового воспитания:
создать основу для формирования современного правового мышления;
способствовать формированию социальных,
нравственных и правовых ценностей;
сформировать социально-правовую активность;
повысить уровень правового сознания;
систематически воздействовать на сознание и культуру поведения воспитанников.
Слайд 5Воспитание правовой грамотности
Исходными элементами правового воспитания является правовая грамотность:
- общее
знакомство с правовыми основами государства;
- видами права и нормами, регулирующими отношение людей на основе закона.
Правовое сознание, правовая грамотность становятся действенной силой, когда взаимодействуют с сознанием – гражданским и нравственным.
Слайд 6Формирование законопослушного поведения воспитанников детского дома
Система мер целенаправленно
формирует:
- установки гражданственности;
- уважение и соблюдение права;
- профилактику правонарушений;
- активную жизненную позицию;
- умение реализовывать правовые знания.
Слайд 7Раздел программы «Шаг навстречу»
«Гражданско-правовое воспитание»
Данная программа – модульная. Программа предполагает как
проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий, так и возможность внеурочных занятий, так и возможность организовать занятия блоками – «интенсивами» (сборы, слеты, фестивали, походы, экспедиции)
Слайд 8
Каждый из модулей предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности подростков и
направлен на решение своих педагогических задач
Слайд 9Мотив как отражение внутренней сути поступка – подведение детей к пониманию
своей ответственности за выбор поступка. Нравственные качества как результат поведения согласно нравственным нормам
Слайд 10Особенности программы:
Комплексный подход в отборе содержания образования младших, средних и старших
воспитанников
Использование принципа заповеди при организации работы: «Не причини вреда себе, не причини вреда другим».
Слайд 11Образность и доступность речи педагога
Опора на непосредственные детские впечатления, возрастной жизненный
опыт, зрительные и эмоциональные ассоциации
Использование игровых ситуаций, сюрпризных моментов с целью активизации творческих способностей
Слайд 12
Свою работу мы строим на основе законодательной базы, нами учитывались особенности
детского коллектива воспитанников
Слайд 13Цели и задачи
раздела «Гражданско-правовое воспитание» программы
«Шаг навстречу»
Актуальность программы:
Сегодня крайне важно
возрождение в российском обществе патриотизма, становление молодого человека и воспитание его в полноценного представителя современного общества
Слайд 14Программа призвана реабилитировать детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации,
с использованием технологии сотрудничества, приемов игрового, трудового и правового воспитания в условиях единого реабилитационного пространства
Слайд 15Задачи:
Воспитание гражданственности, патриотизма
Воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Воспитание нравственных
чувств и этического сознания
Создание основы для формирования современного правового мышления
Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни через правовое просвещение
Слайд 16Реализация данной программы осуществляется по следующим модулям:
Модуль 1 «Самоопределение в сфере
«Общество»
Слайд 17Цели и задачи:
Дать элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его
институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах. Представления о возможностях участия граждан в общественном управлении.
Планируемый результат:
Приобретение воспитанниками знаний по основам правовой культуры, усвоение основ для формирования современного правового мышления, способствующих формированию социальных, нравственных и правовых ценностей.
Слайд 18Модуль 2
«Личность. Общество. Государство»
Цели и задачи:
Воспитывать:
Элементарные представления о правах и
обязанностях гражданина России.
Интерес к общественным явлениям, пониманию активной роли человека в обществе.
Ценностное отношение к своему языку и культуре.
Интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России.
Знакомство с основными понятиями правоспособности, правозащиты.
Сформировать понятия о неразрывной связи прав и обязанностей, чувства ответственности перед обществом, окружающими.
Слайд 19Планируемый результат:
Приобщение воспитанников к традициям и культуре России.
Воспитание чувства гордости и
уважения к истории Отечества.
Приобщение к истинным ценностям Своего Отечества.
Приобретение воспитанниками необходимых социокультурных навыков, знаний по основам правовой культуры, навыков гражданина Отечества.
Приобретение активной жизненной позиции.
Слайд 20Модуль 3 «Законы морали и государства»
Цели и задачи:
Сформировать социально-правовую активность и
умения в применении положений законов.
Повысить уровень правового сознания.
Сформировать знания взаимосвязи права и морали правомерного поведения.
Слайд 21Планируемый результат:
Приобретение воспитанниками системы знаний в области прав и законов.
Формирование умений
пользоваться этими знаниями.
Уважать и соблюдать права и законы.
Жить по законам морали и государства.
Слайд 22Модуль 4 «Я и право»
Цели и задачи:
Сформировать ценностно-правовые ориентации, которые являются
социально-значимым механизмом.
Повышать знания о правовых ценностях, превращать их в личные убеждения.
Воздействовать на сознание и культуру поведения воспитанников, вырабатывать у них чувство уважения к праву и привычки соблюдения права.
Слайд 23Планируемый результат:
Приобретение воспитанниками знаний по основам правовой культуры.
Осознавать нравственные ценности в
жизни: справедливость, правдивость.
Формирование положительной мотивации воспитанников на исполнение законов, правил, учебную деятельность.
Слайд 24Модуль 5 «Твои права и обязанности»
Цели и задачи:
Сформировать понятия о неразрывной
связи прав и обязанностей
Дать понятия:
Правовой статус
Права и обязанности от рождения до 18 лет
Административная ответственность несовершеннолетних
Уголовный кодекс РФ
Ознакомить подростков с правами и обязанностями Российского законодательства в области труда, здравоохранения и образования
«Твое жилищное право»
Слайд 25Планируемый результат:
Приобретение воспитанниками эмоционально – ценностного неприятия преступных действий.
Сформировать умение отстаивать
свое право на защиту.
Содействовать осознанию воспитанником Российского законодательства в ситуации привлечения его к ответственности.
Слайд 26Реализация программы предполагает создание открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник детского
дома разделяет ключевые смыслы нравственных идеалов и ценностей, стремясь к их реализации:
В практической жизнедеятельности;
В содержании и построении занятий и бесед;
В способах организации совместной деятельности взрослых и детей, в характере сотрудничества взрослого и ребенка.
Слайд 27Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к
праву становится личным убеждением ребенка.
В рамках правового воспитания уделяется внимание понятиям «доброта», «порядочность», «мораль», «моральный облик», «кодекс чести». В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры и формирования законопослушного поведения.
Слайд 28Воспитательная функция права
Воспитательная функция права исходит из того, что идеалом поведения
человека в правовом демократическом обществе является активное и сознательное исполнение норм нравственности и права.
На этом основывается взаимодействия педагогической и юридической наук:
педагогика движется от воспитания нравственных норм к правовым;
юриспруденция – от правовых норм к нравственным.
Слайд 29Педагогика и юриспруденция решают единую задачу формирования в человеке нравственно-правовой культуры.
Центральной для педагогики является воспитательная функция права
Слайд 30Взаимодействие права с другими видами детской деятельности
Осознания цели правового воспитания помогает
педагогически осмыслить его место в целостном воспитательном процессе, осознать взаимосвязи с другими видами детской деятельности.
Слайд 31Познание правовых отношений доступно воспитаннику в таких видах деятельности, как участие
в труде, самоуправление, физкультурные мероприятия, соревнования, конкурсы, концерты, олимпиады, десанты.
Слайд 32Ребенок осознает «свои права и обязанности» сквозь призму представлений
желаемого и должного;
допустимого
и нежелательного;
возможного и запретного.
Слайд 33Младшие воспитанники продолжают свое «правовое воспитание» через учебный процесс; в воспитании
их морально-правовых чувств огромную роль играют музыка, изобразительное искусство, творчество
Слайд 34Разучивание песен о Родине, изображение жизни общества в рисунках, изучение традиций
Слайд 35Дети вовлекаются в творческие объединения, кружки, вовлекаются в детское проектирование. В
детском доме 10 кружков, из них 4 спортивные секции
Слайд 36Наши победы и достижения, кубки, грамоты, медали, похвальные листы, титулы и
короны
Слайд 37Наши победы и достижения, кубки, грамоты, медали, похвальные листы, титулы и
короны
Слайд 38В результате реализации программы воспитанники детского дома должны:
уметь пользоваться этими
знаниями;
уважать и соблюдать права и законы;
жить по законам морали и государства.
Слайд 39В результате реализации программы
мы добились:
снижения численности правонарушений среди воспитанников;
формирования положительной мотивации несовершеннолетних на исполнение правил, законов, учебную деятельность
Слайд 40Информационно-просветительская деятельность предполагает осуществление цикла мероприятий:
проведение лекций, бесед, консультаций;
диагностическая работа;
социологические опросы;
изучение
личностных особенностей воспитанников детского дома;
проведение семинаров, круглых столов, организация встреч
Слайд 41Проведение семинаров, круглых столов, организация встреч
Слайд 42Информационно-просветительская деятельность предполагает осуществление цикла мероприятий:
дискуссий для воспитанников с привлечением общественных
организаций, правоохранительных органов, прокуратуры
Слайд 43Правовые знания нужны ребятам не сами по себе, а как основа
поведения в различных жизненных ситуациях, а активная жизненная позиция позволяет развить творческий, гражданский и правовой потенциал. Что в итоге способствует успешной социализации детей
Слайд 46Учимся вести себя в обществе
Уникальность воспитания правовой культуры,
формирование законопослушного поведения детей
и
подростков заключается в создании благоприятного климата, в снижении количества правонарушений и воспитании активной жизненной позиции, что позволяет воспитаннику гармонично
влиться в общество
Слайд 47Учимся этикету
и хорошим манерам
Слайд 48Вырабатываем мировоззрение
и гражданскую позицию
Слайд 49Приобретаем качества личности,
новые знания и навыки,
жизненный опыт
Слайд 50Приобретаем качества личности,
новые знания и навыки, жизненный опыт
Слайд 51Приобретаем качества личности,
новые знания и навыки, жизненный опыт
Слайд 52Учимся жить по законам морали
и государства
Слайд 53Учимся осознавать нравственные
ценности в жизни:
ответственность;
честность;
справедливость
Слайд 54Учимся осознавать нравственные
ценности в жизни
Слайд 55Спасибо за внимание!
До новых встреч!