Презентация, доклад Подготовка и оформление исследовательских работ

Содержание

Цели и задачи исследовательской работыНаучно-исследовательские работы обучающихся представляют собой самостоятельно проведённое исследование обучающегося, раскрывающее его знания и умение их применять для решения конкретных практических задач.Работа должна носить логически завершённый характер и демонстрировать способность обучающегося грамотно пользоваться

Слайд 1.

Научно-исследовательская работа школьников
Шохина Н.Н., учитель географии
МБОУ Пичаевской СОШ
В

презентации использованы материалы:
1) Н.Г. Давыдовой, директора АНО «Института консалтинга экологических проектов»;
2)В. И. Алёхиной, методиста ТОГБОУ ДО «Центра развития творчества детей и юношества»

Если мозг не засевать зерном,
то он зарастет чертополохом.
Д.Ж. Герберт
поэт XVII века.

.    Научно-исследовательская работа школьников  Шохина Н.Н., учитель географии МБОУ Пичаевской СОШВ презентации использованы

Слайд 2Цели и задачи исследовательской работы
Научно-исследовательские работы обучающихся представляют собой самостоятельно проведённое

исследование обучающегося, раскрывающее его знания и умение их применять для решения конкретных практических задач.
Работа должна носить логически завершённый характер и демонстрировать способность обучающегося грамотно пользоваться специальной литературой, терминологией, ясно излагать свои мысли, аргументировать предложения.
Задачами исследовательской (творческой) работы являются:
Развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности и их применение к решению актуальных практических задач.
Проведение анализа существующих в отечественной и зарубежной науке теоретических подходов, входящих в сферу выполняемого исследования.
Проведение самостоятельного исследования по выбранной проблематике.
Демонстрация умений систематизировать и анализировать полученные в ходе исследования данные.
Привитие интереса к научной деятельности

Цели и задачи исследовательской работыНаучно-исследовательские работы обучающихся представляют собой самостоятельно проведённое исследование обучающегося, раскрывающее его знания и

Слайд 3Занятие научно-исследовательской работой – это:
получение новых знаний;
возможность реализовать свой творческий потенциал;
возможность

участвовать в конференциях, конкурсах, олимпиадах, круглых столах, что способствует всестороннему развитию личности человека и приносит не только моральное удовлетворение, но и материальное поощрение;
получение навыка публичного выступления перед аудиторией;
способность легко выражать мысли на бумаге;
помогает найти свою нишу в современном обществе.


Занятие научно-исследовательской работой – это:получение новых знаний;возможность реализовать свой творческий потенциал;возможность участвовать в конференциях, конкурсах, олимпиадах, круглых

Слайд 4

Как подготовить научно-исследовательскую работу?
Как проводить научное исследование?
Как определить и уточнить тему?
Как

изучать литературу?
Как определить гипотезу?
Как сформулировать цель и задачи исследования?
Как определить методы исследования?
Как оформить работу?
Какие требования к защите результатов исследования?

Основные вопросы над которыми надо работать

Как подготовить научно-исследовательскую работу?Как проводить научное исследование?Как определить и уточнить тему?Как изучать литературу?Как определить гипотезу?Как сформулировать цель

Слайд 51. Подготовка к проведению научного исследования
2. Проведение научного исследования
3. Оформление научно-исследовательской

работы
4. Защита результатов исследования

Этапы работы над исследованием

1. Подготовка к проведению научного исследования2. Проведение научного исследования3. Оформление научно-исследовательской работы4. Защита результатов исследованияЭтапы работы над

Слайд 6
Сбор информации

Сбор информации

Слайд 7
Объектная область исследования — это сфера науки и практики, в которой

находится объект исследования.

Объект исследования — это определенный процесс или явление действительности, порождающее проблемную ситуацию. Объект - это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность.

Предмет исследования — это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предмет исследования должен характеризоваться определенной самостоятельностью, которая позволит критически оценить соотносимую с ним гипотезу. В каждом объекте можно выделять несколько предметов исследования

Разберёмся с понятиями …

Объектная область исследования — это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.Объект исследования — это

Слайд 8Выбор темы
Тема исследования - объект изучения, в определенном аспекте, характерном для

данной работы.
Она «указывает на предмет изучения, а ключевое слово или словосочетание в теме указывает на его объект».
В теме отражается проблема в ее характерных чертах.
Удачная , точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования.
Тема конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.
Например, тема «Оценка качества родниковой воды»
Не принято в научных работах
формулировать тему в вопросительной форме.
Выбор темыТема исследования - объект изучения, в определенном аспекте, характерном для данной работы.Она «указывает на предмет изучения,

Слайд 9Выдвижение проблемы исследования
Исследовательская работа – это поисковое исследование, направленное на выявление

и, возможно, решение какой-либо проблемы. Маловероятно, чтобы проблема, которую вы собираетесь поднять, никогда и никем не была исследована.
Формулировка проблемы может начинаться со слов: как, от чего зависит, какую роль сыграл, при каких условиях…
Иначе говоря, ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что нужно изучить из того, что раньше не было изучено?», «Почему данную проблему необходимо изучать в настоящее время?» (т.е переходим к актуальности исследования)
Выдвижение проблемы исследованияИсследовательская работа – это поисковое исследование, направленное на выявление и, возможно, решение какой-либо проблемы. Маловероятно,

Слайд 10Определение актуальности исследования -

Обязательное требование к любой научно-исследовательской работе.
Должны

быть ответы на вопросы:
почему возникла необходимость в выполнении исследования,
какие обстоятельства побудили автора написать работу,
какова значимость проблемы для автора.

Проблематика исследования должна быть актуальной.

Определение актуальности исследования - Обязательное требование к любой научно-исследовательской работе. Должны быть ответы на вопросы: почему возникла

Слайд 111. Проведение поиска нужной информации.
2. Составление предварительного списка изданий.
3.

Непосредственная работа с интернет источниками.
Определив тему и проблему своей работы исследователю следует овладеть понятийным аппаратом, соотносимым с выбранной объектной областью :
1. Возможно, описать основные понятия и логические связи между ними, выстроив, таким образом, понятийную систему будущего исследования.
2. Дать анализ, сравнить, сопоставить различные толкования одного и того же понятия, обозначив границы его возможных значений и применения.
3. Классифицировать понятия по каким-либо параметрам, определив сферу их использования в исследовании.

Поиск информации ...

1. Проведение поиска нужной информации. 2. Составление предварительного списка изданий. 3. Непосредственная работа с интернет источниками. Определив

Слайд 12Цель исследования –
это конечный ожидаемый результат, которого хотел бы достичь исследователь

в завершении своей работы.
Цель формулируется кратко (одним предложением) и предельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Определить цель исследования_- значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим.
Цель соответствует теме исследования и, как правило, начинается с глаголов:
выяснить…
выявить…
установить…
обосновать… 
 уточнить…
разработать… и т.д.
Цель исследования –это конечный ожидаемый результат, которого хотел бы достичь исследователь в завершении своей работы. Цель формулируется

Слайд 13Задача исследования
это выбор путей и средств для достижения цели, а

также действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели.

Задачи представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начала до конца.
Задач не должно быть слишком много. Оптимальное количество - 3-5.

Провести…
Проанализировать…
Разработать…
Сравнить… и т.д.
Задача исследования это выбор путей и средств для достижения цели, а также действия по достижению промежуточных результатов,

Слайд 14

Гипотеза...
Определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении . Это утверждение вида: «если А, то В», которое описывает, как намереваемся разрешить проблему.
Основные свойства гипотезы:
1. Неопределенность истинного значения;
2. Направленность на раскрытие данного явления;
3. Выдвижение предположения о результатах разрешения проблемы;
4. Возможность выдвинуть «проект» решения проблемы.

«Гипотезы - это леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда здание готово, они необходимы для работника, но он не должен принимать леса за здание »
И. Гете

Гипотеза...Определяется как научно

Слайд 15Требования к гипотезе...

В нее включают понятия и категории , являющиеся неоднозначными

Она

не должна включать слишком много положений: как правило, одно основное, редко больше

Гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и соответствовать широкому кругу явлений, (лучше избегать ценностных суждений)

Правдоподобность, т.е. соответствие уже имеющимся знаниям по проблеме

Проверяемость
Требования к гипотезе...В нее включают понятия и категории , являющиеся неоднозначнымиОна не должна включать слишком много положений:

Слайд 16Типичные ошибки в работах

Не имеет смысл, например, гипотеза «Если я найду,

то…».
Если автор не нашел, это не значит, что выдвинутое предложение не верно, просто он не там искал.
Не каждое исследование требует гипотезы, особенно если связано с анализом первоисточников.
Если же гипотеза определена, то нельзя пропустить следующий этап – разработку эксперимента для проверки гипотезы.
К сожалению, во многих работах при наличии гипотезы отсутствует этап разработки эксперимента.
Любая гипотеза бесполезна, если нет способа ее подтвердить.



Типичные ошибки в работахНе имеет смысл, например, гипотеза «Если я найду, то…». Если автор не нашел, это

Слайд 17Как определить методы исследования?

Метод – это способ достижения цели исследования;
«

путь постижения, познания истины, сущности предметов и явлений»

Теоретические методы характеризуются обобщенностью и абстрактностью. Они определяются по основным мыслительным операциям, какими являются: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, формализация, аналогия, моделирование

Эмпирических методы. Предмет эмпирического познания – практика и результаты ее деятельности. Результаты исследовательской работы на уровне эмпирики выражаются в обобщении полученного опыта, формировании норм и правил, получении фактов (информации) об объекте, их анализ и систематизация



Как определить методы исследования?Метод – это способ достижения цели исследования; « путь постижения, познания истины, сущности предметов

Слайд 18Общенаучные методы:

Наблюдение, Эксперимент,


Анализ, Синтез,
Измерение Сравнение
Анкетирование Интервьюирование
Моделирование и др.


методы должны быть научными, нельзя
полагаться только на «здравый смысл» .
Чем сложнее объект исследования, тем сложнее метод.
Биология более проста по объектам, чем физика,
поэтому там применим метод проб и ошибок,
а в физике – строгие математические методы.
В химии наиболее реален метод выдвижения гипотез.

Общенаучные методы:Наблюдение,         Эксперимент, Анализ,

Слайд 192. Проведение научного исследования
Работы проводятся в соответствии с поставленными задачами и

с использованием выбранных методик.
Основополагающим условием при выполнении исследований является получение достоверных и сопоставимых аналитических данных.
Если исследование носит опытный или экспериментальный характер, необходимо помнить, что любой опыт нуждается в контроле и должен воспроизводиться 3-5 раз в тех же условиях (будут различаться на небольшую величину)
Необходимо документировать, точнее фотодокументировать все стадии работы, начиная от отбора проб.
2. Проведение научного исследованияРаботы проводятся в соответствии с поставленными задачами и с использованием выбранных методик.Основополагающим условием при

Слайд 20Обработка результатов, формулирование выводов
Любая обработка первичных данных сводится к концентрации информации

в максимально сжатом виде.
Это основной раздел, который чаще всего делится на несколько подразделов, каждый из которых соответствует определённой задаче. Здесь подробно излагаются полученные результаты, которые при необходимости иллюстрируются с помощью таблиц, рисунков, графиков, диаграмм, фотографий и т.п.
После каждого этапа эксперимента кратко формулируются предварительные выводы.
После представления всех результатов следует сформулировать выводы, где сжато, без подробных доказательств, обобщается результат исследования.
Выводы нумеруются и располагаются в определённом порядке: от более важных к менее важным, от общих к частным.
Причём, выводы должны соответствовать задачам исследования.
Необходимо оценить, в какой степени цель достигнута и сравнить с выдвинутой гипотезой, также дать практические рекомендации и наметить перспективы для дальнейших исследований.


Обработка результатов, формулирование выводовЛюбая обработка первичных данных сводится к концентрации информации в максимально сжатом виде.Это основной раздел,

Слайд 21работа имеет определенную структуру:

- Титульный лист.
- Оглавление (план работы)
- Введение

(проблема, актуальность, гипотеза, объект и предмет исследования, цель и задачи, методы , обзор литературы, практическая значимость исследования, степень изученности вопроса)
- Основная (содержательная) часть по разделам,
главам (в соответствии с задачами):
Анализ научной литературы
Раздел экспериментальной части
(Выводы по каждой главе)
- Заключение
-Список литературы
- Приложение (графики, схемы , иллюстрации, таблицы)

3. Как оформить
научно-исследовательскую работу?

работа имеет определенную структуру:- Титульный лист. - Оглавление (план работы)- Введение (проблема, актуальность, гипотеза,  объект и

Слайд 22Изложение содержания работы заканчивается заключением, которое представляет собой краткий обзор выполненного

исследования. В нём автор должен провести рефлексию относительно целей и ответить на вопросы: «Каков уровень достижения цели?», «Что нового узнал?», «Чему научился?», «Какие вопросы требуют дальнейшего исследования?»
В конце, после заключения- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. Он должен быть оформлен в соответствии с ГОСТ 7.1.-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. Использованными считаются те работы, на которые в тексте есть ссылки.
В приложении помещаются материалы объёмного характера (таблицы, графики, фотографии и т.д.)
Изложение содержания работы заканчивается заключением, которое представляет собой краткий обзор выполненного исследования. В нём автор должен провести

Слайд 234. Защита творческих работ
Основные требования к выступлению...

- Оно должно строго

соответствовать заявленной теме.
- Ответьте на вопрос «Почему Вы выбрали именно эту тему?»
- Раскройте её актуальность и значимость для себя и для ... Обоснуйте это.
- Предъявите гипотезу (Если она есть).
- Представьте цели и задачи работы.
- Назовите какие методы исследования использованы Вами и как его проводили.
- Сообщите что самого важного и интересного принесла Вам работа.
- Чётко сформулируйте выводы.Они обязательно должны быть связаны с целями и задачами работы

4. Защита творческих работОсновные требования к выступлению... - Оно должно строго соответствовать заявленной теме. - Ответьте на

Слайд 24Пожелания выступающему..
- Говорите убеждённо, чётко и громко.
- Сообщая наиболее

важную информацию говорите:
“Я подчёркиваю... Хотел бы заметить, что... Я акцентирую Ваше внимание, что“
- Ваше исследование – это совместный труд с научным руководителем, поэтому говорите чаще: “Наше исследование... Мы пришли в выводу... Нами было сделано...”
- Не уходите от заданной темы.
- Приветствуйте слушателей и жюри в начале и благодарите за внимание в конце речи.
- Интересно, когда выступающий говорит о мыслях возникших после завершения работы. Озвучивает “последействие“.

Пожелания выступающему.. - Говорите убеждённо, чётко и громко. - Сообщая наиболее важную информацию говорите:  “Я подчёркиваю...

Слайд 25Структура компьютерной презентации
1. Название исследовательской работы, наименование направляющей организации, фамилия, имя,

отчество докладчиков и научных руководителей с указанием должностей
2. Основные цели и задачи
3. Основные этапы работы
4. Заключение (выводы, подведение итогов)
5. Список использованных источников

Структура компьютерной презентации1. Название исследовательской работы, наименование направляющей организации, фамилия, имя, отчество докладчиков и научных руководителей с

Слайд 26Оформление компьютерной презентации
1.На одном слайде рекомендуется использовать не более трёх цветов:

один для фона, один для заголовка, один для текста.
2. Выносятся только основные ключевые слова и предложения, которые докладчик комментирует устно. Текст, который произносит докладчик, на слайдах не пишется.
3. Рекомендуется размер шрифта: 24-54 пункта для заголовков, 18-36 пунктов для текста. Курсив, подчёркивание, жирный или декоративный шрифты используются только для смыслового выделения фрагмента текста.
4. Для передачи информации в более наглядном виде используются разнообразные виды слайдов: с текстом, таблицами, схемами, графиками, иллюстрациями. Все таблицы, схемы, графики и иллюстрации имеют названия, отражающие их содержание.
Оформление компьютерной презентации1.На одном слайде рекомендуется использовать не более трёх цветов: один для фона, один для заголовка,

Слайд 27Типичные ошибки в работах участников конкурса

Тема взята очень широко, в ней

не отражается проблема.
Чрезмерное увлечение биографическими данными и, как следствие, отступление от темы. Все разделы исследования должны работать на раскрытие заявленной темы.
Не рекомендуется предложенные Оргкомитетом «направления исследования» использовать в качестве темы.
Их обязательно надо максимально конкретизировать.

Типичные ошибки в работах участников конкурсаТема взята очень широко, в ней не отражается проблема. Чрезмерное увлечение биографическими

Слайд 28Типичные ошибки в работах
Цель работы сформулирована неточно и не выражает то

основное, что намеревается сделать исследователь.
Не всегда поставленные цели и вытекающие из них задачи соответствуют теме и полученным выводам.
Перечитайте Вашу работу и постарайтесь согласовать эти два раздела работы.
Типичные ошибки в работахЦель работы сформулирована неточно и не выражает то основное, что намеревается сделать исследователь. Не

Слайд 29Типичные ошибки в работах участников конкурса

Задачи должны конкретизировать цель, а

не представлять план действий.
Часто первой задачей автор ставить прочтение литературы, что совсем не отражает цель.
Предполагается, что тема работы родилась (уточнилась) уже после изучения некоторой литературы.


Типичные ошибки в работах участников конкурсаЗадачи  должны конкретизировать цель, а не представлять план действий. Часто первой

Слайд 30Типичные ошибки в работах

Часто авторы не выделяют в своей работе

проблемы.
Работа выигрывает, если автор определяет возникающие противоречия.
Проблемы возникают тогда, когда возникают и формулируются вопросы, которые направляют ход исследования.
Сбор данных и их анализ чаще всего проходят по литературным источникам, а затем уже, в ходе реального эксперимента.
Анализ важен после каждого раздела (блока) работы.
Работая с литературой, многие не делают ссылок по тексту
в списке литературы нет ни одной работы ученого, анализ которых проведен в тексте, т.е. автор работал не с первоисточниками, высказывает мнение критиков и биографов, но не ссылается на них.


Типичные ошибки в работах Часто авторы не выделяют в своей работе проблемы. Работа выигрывает, если автор определяет

Слайд 31Типичные ошибки в работах

Наиболее распространенная ошибка – отсутствие выводов в заключении,

или их несоответствие поставленным задачам. Желательно иметь выводы к каждой главе.
Совет: после написания работы прочитайте отдельно сначала введение, а затем сразу заключение с выводами, и вы сами увидите возможные нестыковки и несоответствия. Это позволит Вам снять эту проблему.
Надо чётко представлять разницу между рефератом, исследованием, практикумом и лабораторной работой.
Иногда без всяких объяснений описывается ход лабораторной работы или проведение опытов, которые не подкреплены необходимым научным аппаратом, не аргументированы и не имеют теоретических оснований..


Типичные ошибки в работахНаиболее распространенная ошибка – отсутствие выводов в заключении, или их несоответствие поставленным задачам. Желательно

Слайд 32Типичные ошибки в работах

Зачастую в работах авторы не называют методы исследования,

или не знают их. Ценным в работе является, если спланированы, и представлены обоснованные, используемые методы исследования.
Значительно выигрывают работы показывающие актуальность темы исследования.
Работы, в которых анализируются исследования по данной теме, сделанные ранее.
Типичные ошибки в работахЗачастую в работах авторы не называют методы исследования, или не знают их. Ценным в

Слайд 33Список литературы
1. В.И. Алёхина. Подготовка исследовательских работ по краеведению обучающимися в

рамках Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество»: Методич. рекомендации. – Тамбов: ТОИПКРО, 2008. -17с.
2. Н.Г. Давыдова. Методические материалы по проведению и оформлению исследовательских и прикладных проектов для представления на Российский национальный конкурс водных проектов старшеклассников. – Москва: ООО «Лагриус», 2011
Список литературы1. В.И. Алёхина. Подготовка исследовательских работ по краеведению обучающимися в рамках Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество»: Методич.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть