Слайд 1.
Научно-исследовательская работа школьников
Шохина Н.Н., учитель географии
МБОУ Пичаевской СОШ
В
презентации использованы материалы:
1) Н.Г. Давыдовой, директора АНО «Института консалтинга экологических проектов»;
2)В. И. Алёхиной, методиста ТОГБОУ ДО «Центра развития творчества детей и юношества»
Если мозг не засевать зерном,
то он зарастет чертополохом.
Д.Ж. Герберт
поэт XVII века.
Слайд 2Цели и задачи исследовательской работы
Научно-исследовательские работы обучающихся представляют собой самостоятельно проведённое
исследование обучающегося, раскрывающее его знания и умение их применять для решения конкретных практических задач.
Работа должна носить логически завершённый характер и демонстрировать способность обучающегося грамотно пользоваться специальной литературой, терминологией, ясно излагать свои мысли, аргументировать предложения.
Задачами исследовательской (творческой) работы являются:
Развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности и их применение к решению актуальных практических задач.
Проведение анализа существующих в отечественной и зарубежной науке теоретических подходов, входящих в сферу выполняемого исследования.
Проведение самостоятельного исследования по выбранной проблематике.
Демонстрация умений систематизировать и анализировать полученные в ходе исследования данные.
Привитие интереса к научной деятельности
Слайд 3Занятие научно-исследовательской работой – это:
получение новых знаний;
возможность реализовать свой творческий потенциал;
возможность
участвовать в конференциях, конкурсах, олимпиадах, круглых столах, что способствует всестороннему развитию личности человека и приносит не только моральное удовлетворение, но и материальное поощрение;
получение навыка публичного выступления перед аудиторией;
способность легко выражать мысли на бумаге;
помогает найти свою нишу в современном обществе.
Слайд 4
Как подготовить научно-исследовательскую работу?
Как проводить научное исследование?
Как определить и уточнить тему?
Как
изучать литературу?
Как определить гипотезу?
Как сформулировать цель и задачи исследования?
Как определить методы исследования?
Как оформить работу?
Какие требования к защите результатов исследования?
Основные вопросы над которыми надо работать
Слайд 51. Подготовка к проведению научного исследования
2. Проведение научного исследования
3. Оформление научно-исследовательской
работы
4. Защита результатов исследования
Этапы работы над исследованием
Слайд 7
Объектная область исследования — это сфера науки и практики, в которой
находится объект исследования.
Объект исследования — это определенный процесс или явление действительности, порождающее проблемную ситуацию. Объект - это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность.
Предмет исследования — это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предмет исследования должен характеризоваться определенной самостоятельностью, которая позволит критически оценить соотносимую с ним гипотезу. В каждом объекте можно выделять несколько предметов исследования
Разберёмся с понятиями …
Слайд 8Выбор темы
Тема исследования - объект изучения, в определенном аспекте, характерном для
данной работы.
Она «указывает на предмет изучения, а ключевое слово или словосочетание в теме указывает на его объект».
В теме отражается проблема в ее характерных чертах.
Удачная , точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования.
Тема конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.
Например, тема «Оценка качества родниковой воды»
Не принято в научных работах
формулировать тему в вопросительной форме.
Слайд 9Выдвижение проблемы исследования
Исследовательская работа – это поисковое исследование, направленное на выявление
и, возможно, решение какой-либо проблемы. Маловероятно, чтобы проблема, которую вы собираетесь поднять, никогда и никем не была исследована.
Формулировка проблемы может начинаться со слов: как, от чего зависит, какую роль сыграл, при каких условиях…
Иначе говоря, ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что нужно изучить из того, что раньше не было изучено?», «Почему данную проблему необходимо изучать в настоящее время?» (т.е переходим к актуальности исследования)
Слайд 10Определение актуальности исследования -
Обязательное требование к любой научно-исследовательской работе.
Должны
быть ответы на вопросы:
почему возникла необходимость в выполнении исследования,
какие обстоятельства побудили автора написать работу,
какова значимость проблемы для автора.
Проблематика исследования должна быть актуальной.
Слайд 111. Проведение поиска нужной информации.
2. Составление предварительного списка изданий.
3.
Непосредственная работа с интернет источниками.
Определив тему и проблему своей работы исследователю следует овладеть понятийным аппаратом, соотносимым с выбранной объектной областью :
1. Возможно, описать основные понятия и логические связи между ними, выстроив, таким образом, понятийную систему будущего исследования.
2. Дать анализ, сравнить, сопоставить различные толкования одного и того же понятия, обозначив границы его возможных значений и применения.
3. Классифицировать понятия по каким-либо параметрам, определив сферу их использования в исследовании.
Поиск информации ...
Слайд 12Цель исследования –
это конечный ожидаемый результат, которого хотел бы достичь исследователь
в завершении своей работы.
Цель формулируется кратко (одним предложением) и предельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Определить цель исследования_- значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим.
Цель соответствует теме исследования и, как правило, начинается с глаголов:
выяснить…
выявить…
установить…
обосновать…
уточнить…
разработать… и т.д.
Слайд 13Задача исследования
это выбор путей и средств для достижения цели, а
также действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели.
Задачи представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начала до конца.
Задач не должно быть слишком много. Оптимальное количество - 3-5.
Провести…
Проанализировать…
Разработать…
Сравнить… и т.д.
Гипотеза...
Определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении . Это утверждение вида: «если А, то В», которое описывает, как намереваемся разрешить проблему.
Основные свойства гипотезы:
1. Неопределенность истинного значения;
2. Направленность на раскрытие данного явления;
3. Выдвижение предположения о результатах разрешения проблемы;
4. Возможность выдвинуть «проект» решения проблемы.
«Гипотезы - это леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда здание готово, они необходимы для работника, но он не должен принимать леса за здание »
И. Гете
Слайд 15Требования к гипотезе...
В нее включают понятия и категории , являющиеся неоднозначными
Она
не должна включать слишком много положений: как правило, одно основное, редко больше
Гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и соответствовать широкому кругу явлений, (лучше избегать ценностных суждений)
Правдоподобность, т.е. соответствие уже имеющимся знаниям по проблеме
Проверяемость
Слайд 16Типичные ошибки в работах
Не имеет смысл, например, гипотеза «Если я найду,
то…».
Если автор не нашел, это не значит, что выдвинутое предложение не верно, просто он не там искал.
Не каждое исследование требует гипотезы, особенно если связано с анализом первоисточников.
Если же гипотеза определена, то нельзя пропустить следующий этап – разработку эксперимента для проверки гипотезы.
К сожалению, во многих работах при наличии гипотезы отсутствует этап разработки эксперимента.
Любая гипотеза бесполезна, если нет способа ее подтвердить.
Слайд 17Как определить методы исследования?
Метод – это способ достижения цели исследования;
«
путь постижения, познания истины, сущности предметов и явлений»
Теоретические методы характеризуются обобщенностью и абстрактностью. Они определяются по основным мыслительным операциям, какими являются: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, формализация, аналогия, моделирование
Эмпирических методы. Предмет эмпирического познания – практика и результаты ее деятельности. Результаты исследовательской работы на уровне эмпирики выражаются в обобщении полученного опыта, формировании норм и правил, получении фактов (информации) об объекте, их анализ и систематизация
Слайд 18Общенаучные методы:
Наблюдение, Эксперимент,
Анализ, Синтез,
Измерение Сравнение
Анкетирование Интервьюирование
Моделирование и др.
методы должны быть научными, нельзя
полагаться только на «здравый смысл» .
Чем сложнее объект исследования, тем сложнее метод.
Биология более проста по объектам, чем физика,
поэтому там применим метод проб и ошибок,
а в физике – строгие математические методы.
В химии наиболее реален метод выдвижения гипотез.
Слайд 192. Проведение научного исследования
Работы проводятся в соответствии с поставленными задачами и
с использованием выбранных методик.
Основополагающим условием при выполнении исследований является получение достоверных и сопоставимых аналитических данных.
Если исследование носит опытный или экспериментальный характер, необходимо помнить, что любой опыт нуждается в контроле и должен воспроизводиться 3-5 раз в тех же условиях (будут различаться на небольшую величину)
Необходимо документировать, точнее фотодокументировать все стадии работы, начиная от отбора проб.
Слайд 20Обработка результатов, формулирование выводов
Любая обработка первичных данных сводится к концентрации информации
в максимально сжатом виде.
Это основной раздел, который чаще всего делится на несколько подразделов, каждый из которых соответствует определённой задаче. Здесь подробно излагаются полученные результаты, которые при необходимости иллюстрируются с помощью таблиц, рисунков, графиков, диаграмм, фотографий и т.п.
После каждого этапа эксперимента кратко формулируются предварительные выводы.
После представления всех результатов следует сформулировать выводы, где сжато, без подробных доказательств, обобщается результат исследования.
Выводы нумеруются и располагаются в определённом порядке: от более важных к менее важным, от общих к частным.
Причём, выводы должны соответствовать задачам исследования.
Необходимо оценить, в какой степени цель достигнута и сравнить с выдвинутой гипотезой, также дать практические рекомендации и наметить перспективы для дальнейших исследований.
Слайд 21работа имеет определенную структуру:
- Титульный лист.
- Оглавление (план работы)
- Введение
(проблема, актуальность, гипотеза, объект и предмет исследования, цель и задачи, методы , обзор литературы, практическая значимость исследования, степень изученности вопроса)
- Основная (содержательная) часть по разделам,
главам (в соответствии с задачами):
Анализ научной литературы
Раздел экспериментальной части
(Выводы по каждой главе)
- Заключение
-Список литературы
- Приложение (графики, схемы , иллюстрации, таблицы)
3. Как оформить
научно-исследовательскую работу?
Слайд 22Изложение содержания работы заканчивается заключением, которое представляет собой краткий обзор выполненного
исследования. В нём автор должен провести рефлексию относительно целей и ответить на вопросы: «Каков уровень достижения цели?», «Что нового узнал?», «Чему научился?», «Какие вопросы требуют дальнейшего исследования?»
В конце, после заключения- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. Он должен быть оформлен в соответствии с ГОСТ 7.1.-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. Использованными считаются те работы, на которые в тексте есть ссылки.
В приложении помещаются материалы объёмного характера (таблицы, графики, фотографии и т.д.)
Слайд 234. Защита творческих работ
Основные требования к выступлению...
- Оно должно строго
соответствовать заявленной теме.
- Ответьте на вопрос «Почему Вы выбрали именно эту тему?»
- Раскройте её актуальность и значимость для себя и для ... Обоснуйте это.
- Предъявите гипотезу (Если она есть).
- Представьте цели и задачи работы.
- Назовите какие методы исследования использованы Вами и как его проводили.
- Сообщите что самого важного и интересного принесла Вам работа.
- Чётко сформулируйте выводы.Они обязательно должны быть связаны с целями и задачами работы
Слайд 24Пожелания выступающему..
- Говорите убеждённо, чётко и громко.
- Сообщая наиболее
важную информацию говорите:
“Я подчёркиваю... Хотел бы заметить, что... Я акцентирую Ваше внимание, что“
- Ваше исследование – это совместный труд с научным руководителем, поэтому говорите чаще: “Наше исследование... Мы пришли в выводу... Нами было сделано...”
- Не уходите от заданной темы.
- Приветствуйте слушателей и жюри в начале и благодарите за внимание в конце речи.
- Интересно, когда выступающий говорит о мыслях возникших после завершения работы. Озвучивает “последействие“.
Слайд 25Структура компьютерной презентации
1. Название исследовательской работы, наименование направляющей организации, фамилия, имя,
отчество докладчиков и научных руководителей с указанием должностей
2. Основные цели и задачи
3. Основные этапы работы
4. Заключение (выводы, подведение итогов)
5. Список использованных источников
Слайд 26Оформление компьютерной презентации
1.На одном слайде рекомендуется использовать не более трёх цветов:
один для фона, один для заголовка, один для текста.
2. Выносятся только основные ключевые слова и предложения, которые докладчик комментирует устно. Текст, который произносит докладчик, на слайдах не пишется.
3. Рекомендуется размер шрифта: 24-54 пункта для заголовков, 18-36 пунктов для текста. Курсив, подчёркивание, жирный или декоративный шрифты используются только для смыслового выделения фрагмента текста.
4. Для передачи информации в более наглядном виде используются разнообразные виды слайдов: с текстом, таблицами, схемами, графиками, иллюстрациями. Все таблицы, схемы, графики и иллюстрации имеют названия, отражающие их содержание.
Слайд 27Типичные ошибки в работах участников конкурса
Тема взята очень широко, в ней
не отражается проблема.
Чрезмерное увлечение биографическими данными и, как следствие, отступление от темы. Все разделы исследования должны работать на раскрытие заявленной темы.
Не рекомендуется предложенные Оргкомитетом «направления исследования» использовать в качестве темы.
Их обязательно надо максимально конкретизировать.
Слайд 28Типичные ошибки в работах
Цель работы сформулирована неточно и не выражает то
основное, что намеревается сделать исследователь.
Не всегда поставленные цели и вытекающие из них задачи соответствуют теме и полученным выводам.
Перечитайте Вашу работу и постарайтесь согласовать эти два раздела работы.
Слайд 29Типичные ошибки в работах участников конкурса
Задачи должны конкретизировать цель, а
не представлять план действий.
Часто первой задачей автор ставить прочтение литературы, что совсем не отражает цель.
Предполагается, что тема работы родилась (уточнилась) уже после изучения некоторой литературы.
Слайд 30Типичные ошибки в работах
Часто авторы не выделяют в своей работе
проблемы.
Работа выигрывает, если автор определяет возникающие противоречия.
Проблемы возникают тогда, когда возникают и формулируются вопросы, которые направляют ход исследования.
Сбор данных и их анализ чаще всего проходят по литературным источникам, а затем уже, в ходе реального эксперимента.
Анализ важен после каждого раздела (блока) работы.
Работая с литературой, многие не делают ссылок по тексту
в списке литературы нет ни одной работы ученого, анализ которых проведен в тексте, т.е. автор работал не с первоисточниками, высказывает мнение критиков и биографов, но не ссылается на них.
Слайд 31Типичные ошибки в работах
Наиболее распространенная ошибка – отсутствие выводов в заключении,
или их несоответствие поставленным задачам. Желательно иметь выводы к каждой главе.
Совет: после написания работы прочитайте отдельно сначала введение, а затем сразу заключение с выводами, и вы сами увидите возможные нестыковки и несоответствия. Это позволит Вам снять эту проблему.
Надо чётко представлять разницу между рефератом, исследованием, практикумом и лабораторной работой.
Иногда без всяких объяснений описывается ход лабораторной работы или проведение опытов, которые не подкреплены необходимым научным аппаратом, не аргументированы и не имеют теоретических оснований..
Слайд 32Типичные ошибки в работах
Зачастую в работах авторы не называют методы исследования,
или не знают их. Ценным в работе является, если спланированы, и представлены обоснованные, используемые методы исследования.
Значительно выигрывают работы показывающие актуальность темы исследования.
Работы, в которых анализируются исследования по данной теме, сделанные ранее.
Слайд 33Список литературы
1. В.И. Алёхина. Подготовка исследовательских работ по краеведению обучающимися в
рамках Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество»: Методич. рекомендации. – Тамбов: ТОИПКРО, 2008. -17с.
2. Н.Г. Давыдова. Методические материалы по проведению и оформлению исследовательских и прикладных проектов для представления на Российский национальный конкурс водных проектов старшеклассников. – Москва: ООО «Лагриус», 2011