Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мастахская средняя общеобразовательная школа имени Н.П.Егорова»
муниципального образования «Кобяйский
улус (район)»
Республики Саха (Якутия)
«Изображение олонхосутом эпической среды через образное слово»
Автор: Винокурова Луилиза Никифоровна, заместитель директора по воспитательной работе, учитель якутского языка и литературы
2018г.
Слайд 2 Тема исследовательской работы:
«Изображение олонхосутом эпической среды через образное слово»
(на примере олонхо Ф.С.Семенова – Кырса Сөдүөт
«Сын кобылы сирота Бэйбэлдьин»).
Слайд 3 Актуальность темы. Олонхо есть история народа саха. Каждый человек в
этой жизни несет свое предназначение, свою высокую жизненную миссию. То эпическое наследство, которое оставил нам Федот Семенович Семенов-Кырса Сөдүөт, хранящееся сегодня в архиве Якутского Научного Центра олонхо «Биэ уола Бэйбэлдьин тулаайах» («Сын кобылы сирота Бэйбэлдьин»), заслуживает огромного внимания и больших трудов для изучения и передачи для будущего наших детей. Наша святая обязанность и долг - отредактировать, подготовить для ознакомления широкого круга читателей.
Слайд 4Объект исследования: нахождение, изучение и классификация изобразительно - выразительных средств в
олонхо.
Предмет исследования: классификация изобразительно - выразительных средств в олонхо Ф.С.Семенова-Кырса Сөдүөт.
Цель исследования: анализ выразительных средств в олонхо «Биэ уола Бэйбэлдьин тулаайах» («Сын кобылы сирота Бэйбэлдьин »); привитие навыков исследовательской работы
Слайд 5 Задачи исследования: нахождение, сбор, сортировка материала по теме, поиск главного, нужного
из научного исследования, использование справочных материалов из словарей, указателей, дополнительной литературы, создание и сортировка карточек по лексике олонхо.
Новизна данной работы: распространение и популяризация исследований по малоизвестной олонхо «Биэ Уола Бэйбэлдьин тулаайах» («Сын кобылы сирота Бэйбэлдьин)»местного олонхосута Ф.С. Семенова для широкого круга читателей, ценителей родного слова.
Гипотеза: Надеемся, данная работа будет подспорьем для изучения творчества местных олонхосутов и увековечивания их светлого имени и памяти о них.
Слайд 6Изучив олонхо Федота Семеновича Семенова-Кырса Сөдүөт «Биэ Уола Бэйбэлдьин тулаайах» («Сын
кобылы сирота Бэйбэлдьин»), мы пришли к следующим выводам:
1. Олонхо обладает богатой сюжетно-композиционной структурой, глубокой фантазией;
2. Данное олонхо написано оригинальным своеобразным слогом;
3. К сожалению, до наших дней не дошли сведения ни о поэтической среде, ни об учителях, наставниках Ф.С.Семенова. Сохранились лишь воспоминания о том, что он был от природы наделен особым даром слова. Известно, что по отцовской линии были потомки-тойуксуты, народные певцы.
4. Олонхо написано стихотворной, а в иных местах прозаической формой;
Слайд 75. Олонхо придерживается поэтических формул, способов синтаксического параллелизма.
6. Умело использовал повторяющиеся
парные прилагательные;
7. При сравнении олонхосут использовал вспомогательные слова как будто, как бы («курдук»), («дылы»), («саҕа»). Кроме шаблонных способов, автор использовал и такие слова, как «маарыннаах», «быhыылаах», «көрүҥнээх».
8. Особенно умело использовал образ карася, ставшего символом нашего улуса;
Слайд 89. Сравнения олонхосута сродни природным явлениям, животному миру. В описании даются
сравнения с домашней утварью, одеждой, с предметами домашнего обихода. Описание богатыря дается через изображение сенокоса, как основного занятия якутов.
10. Олонхосут, используя многообразие сравнений, образных эпитетов, точно и подробно изобразил быт и уклад жизни, жилище, одежду древнего народа саха.
11. В стихотворных строфах олонхо переплетены и вертикальная, и горизонтальная аллитерация.
12. В якутской фольклорной поэтике наблюдается влияние повтора синонимичных сторон на образование рифмовки;
13. Замечательно в развитии сюжета олонхо, что женщина Верхнего мира родила ребенка, перевоплотившись в образ кобылицы.
Слайд 9
\
Мы по праву можем сказать, что самобытный местный олонхосут Ф.С.Семенов –
Кырса Сөдүөт - мастер описания, изображения эпического мира, умело орудующий всеми известными способами использования выразительными средствами, его олонхо, его описание эпического мира по своим поэтическим структурам, по богатству словаря, образности языка доказывают это.
Слайд 10Недаром Лючинцы считают его талантливым, одним из лучших олонхосутов нашей земли.
И мы не сомневаемся, что олонхо Ф.С.Семенова – Кырса Сөдүөт является общим культурологическим богатством Кобяйского улуса.