Слайд 1ООН провозгласила 2019 год годом периодической таблицы химических элементов
Слайд 2Внеклассное занятие
«По следам химических элементов»
Внеклассное занятие подготовили:
Малахов
Алексей Александрович,
учитель физики,
к.п.н., доцент
МАОУ СОШ № 22 города Тюмени
2019 г
Слайд 3Цель проведения занятия:
Тип занятия:
занятие практического приобретения и применения знаний.
познакомиться с
историей развития спектрального анализа
при определении химического состава вещества;
изучить спектры светящихся газов.
Слайд 4Этапы занятия:
Актуализация знаний и формирование мотива для углубления предметных знаний.
Углубление
предметных знаний, овладение экспериментальными методами исследования.
Закрепление знаний.
Оценочно-аналитический этап.
Слайд 5Этап 1. Актуализация знаний.
Свойства химических элементов находятся в периодической зависимости от
зарядов ядер их
атомов
1.1.Назовите закон, формулировка которого звучит так:
Слайд 6Ответ:
Периодический закон, графическим изображением которого является Периодическая таблица Д.И. Менделеева.
Слайд 7Этап 1. Актуализация знаний.
1.2. С какой целью Организация Объединенных Наций назвала
2019 год годом Периодической таблицы химических элементов?
Возможный вариант ответа: в целях повышения осведомленности мировой общественности о фундаментальных науках и расширения образования в области фундаментальных наук.
Слайд 8Этап 1. Актуализация знаний.
1.3. Назовите химический элемент, который синтезировали в 1955
г. американские физики во главе с Гленном Теодором Сиборгом и которому дали название в знак признания заслуг выдающегося русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева.
Слайд 9Ответ:
В честь Д.И. Менделеева был назван 101 элемент, которому дали
название Менделевий.
Слайд 10Этап 1. Актуализация знаний.
1.4. Вы работаете в лаборатории и решили провести
какой-либо эксперимент. Для этого вы открыли шкаф с реактивами и неожиданно увидели следующую картину. У баночек с реактивами отклеились этикетки, которые благополучно остались лежать неподалеку. При этом установить точно какой банке соответствует какая этикетка уже невозможно. Каким образом можно решить проблему?
Слайд 11Возможные варианты ответа:
Данные соли содержат разные анионы и разные
катионы, которые можно различить химическим путем. Одно вещество реагирует с добавленным реагентом, а второе нет или оба вещества реагируют с добавляемым реагентом, но делают это по-разному;
Катионы металлов при внесении их солей в пламя окрашивают его в определенный цвет.
Слайд 12Исследовательская работа № 2.1.
Качественные реакции на катионы.
Цель: использование качественных реакций для
обнаружения различий солей химическим путем.
Оборудование (экспериментальная установка): растворы солей LiCl и Na3PO4, химическая посуда.
Слайд 13Исследовательская работа № 2.1. Качественные реакции на катионы.
Порядок работы:
Смешать
растворы солей LiCl и Na3PO4;
Пронаблюдать химическую реакцию;
Записать уравнение химической реакции и сделать выводы.
Результаты работы:
катион лития с фосфат-ионом дает белый осадок: 3LiCl+ Na3PO4→ Li3PO4↓+3NaCl
Слайд 14Исследовательская работа № 2.2.
Цель: наблюдение реакции окрашивания пламени при помещении
в него некоторых солей и выдвижение гипотезы о применимости данного метода с целью отличия одних химических элементов от других.
Наблюдение реакции окрашивания пламени некоторыми катионами.
Слайд 16Исследовательская работа №2.3. Наблюдение реакции окрашивания пламени некоторыми катионами с использованием
светофильтров.
Цель: наблюдение реакции окрашивания пламени при помещении в него некоторых солей через светофильтры и выдвижение гипотезы о применимости данного метода с целью отличия одних химических элементов от других.
Слайд 19Исследовательская работа №2.4. Наблюдение спектральных линий пламени солей
Цель: наблюдение спектра пламени
солей и определения их различий.
Оборудование (экспериментальная установка): спиртовка; спички; спектроскоп; плоскопараллельная пластинка; плоская щель; набор солей, содержащих соли лития и стронция, узкая щель; набор цветных карандашей; шаблоны для построения цветовых спектров.
Слайд 20Вывод (результаты работы):
Атомы каждого химического элемента имеют спектр:
линейчатый;
спектр каждого
газа состоит из отдельных линий разного цвета, имеющих разное расположение.
Слайд 21Исследовательская работа № 2.5. Наблюдение спектров различных газов.
Цель: провести наблюдения спектров
различных газов и, сравнить полученные спектры с эталонными.
Оборудование (экспериментальная установка): спектроскоп двухтрубный, плоскопараллельная пластина, самодельный спектроскоп набор спектральных трубок, выпрямитель, прибор для зажигания спектральных трубок, соединительные провода, штатив, набор цветных карандашей, таблицы со спектрами излучения газов, находящихся в спектральных трубках, шаблоны для построения цветовых спектров.
Слайд 23Вывод (результаты работы):
Вывод (результаты работы): Атомы каждого из трех перечисленных химических
элементов имеют спектр (выделить правильный вариант):
А) линейчатый/ полосатый/сплошной;
Б) спектр каждого газа имеет свой неповторимый линейчатый спектр/ спектры газов не имеют отличий;
В) в наблюдаемой последовательности, к основным цветам спектра водорода относят – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый;
Г) в наблюдаемой последовательности, к основным цветам спектра гелия относят – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый;
Д) в наблюдаемой последовательности, к основным цветам спектра неона относят – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый;
Е) наблюдаемые спектры с примерно совпадают с эталонными/ наблюдаемые спектры абсолютно не совпадают с эталонными.
Слайд 24Этап 3. Закрепление знаний.
Задание 3.1. На рисунке изображены линейчатые спектры излучения
водорода (1), гелия (2), натрия (3). Какие из этих элементов содержатся в смеси веществ (4)? Почему? Запишите ответ в тетради.
Слайд 25Этап 3. Закрепление знаний.
Задание 3.2. В составе какого химического соединения
(спектры 2, 3, 4) содержится водород (спектр 1)? Почему? Запишите ответ в тетради.
Слайд 26Ответы:
Ответ: 23 (задание 3.1)
Ответ: 4 (задание 3.2)
Слайд 27Этап 3. Закрепление знаний.
Задание 3.3.
Рассмотрите таблицу спектров излучения различных химических
элементов. Чем отличаются данные спектры? В чем их сходство?
Слайд 28Этап 3. Закрепление знаний.
Спектры химических элементов
Слайд 29Ответ:
Линейчатые спектры излучения различных химических элементов отличаются:
а)количеством линий;
б)
расположением линий;
в)цветом линий.
Сходство спектров химических элементов заключается в том, что они линейчаты.
Слайд 30Этап 4. Оценочно-аналитический
4.1. Сформулируйте общий вывод занятия, заполнив пропуски в предложении.
Вывод:
Каждое вещество имеет (свой спектр). Атомы любого химического элемента дают спектр, (не похожий) на спектры всех других элементов: они способны излучать строго определенный набор (длин волн). Одним из основных методов анализа химического состава вещества является (спектральный анализ).
Слайд 31Этап 4. Оценочно-аналитический.
4.2. Перескажите русскую пословицу при
помощи физических
терминов.
Каков пан, таков на
нем и жупан.
Слайд 324.3. Игра «Правда или ложь».
Мы выбрали несколько фактов о спектроскопии. Некоторые из них
могут быть верными, другие — ложными. Угадайте, что есть что.
Слайд 33Игра «Правда или ложь».
С помощью спектрального анализа можно получить следующие характеристики:
Химический состав изучаемого
объекта;
Температуру вещества;
Наличие магнитного поля и его напряженность;
Скорость движения объекта.
Слайд 344.3. Игра «Правда или ложь».
Основные преимущества спектроскопии перед другими методами анализа являются:
Высокая чувствительность
(10-5÷10-7%);
Малое количество анализируемого образца (до сотых долей грамма вещества);
Многокомпонентность – возможное определение 20 и более компонентов;
Документальность (фотографии спектров могут храниться длительное время);
Экспрессивность (затраты времени гораздо меньше, чем при других методах).
Слайд 35Спасибо за внимание!
Сколько элементов в таблице Менделеева?
Правильных ответа может быть два:
118 и 126
(8 элементов
являются лишь
гипотетическим
вариантами).