Слайд 1Коробка передач автомобиля ЗИЛ - 431410
Слайд 2Коробка передач предназначена для передачи крутящего момента от коленчатого вала к
колесам
Слайд 3Коробка передач состоит из картера, первичного вала с шестерней, вторичного вала,
промежуточного вала, оси шестерни заднего хода, набора шестерён и механизма переключения передач. Картер коробки передач отлит из чугуна и имеет верхнюю и боковую крышки, гнёзда для крепления валов и осей. В нижней и боковой стенках сделаны отверстия для слива отработанного масла и заполнения коробки свежим маслом.
Слайд 6Первичный вал изготовлен из стали 25 ХГМ вместе с ведущей шестерней
и венцом. Передним концом первичный вал установлен на подшипнике в выточке коленчатого вала, а задним в гнезде передней стенки картера. Установка первичного вала выполнена так, что только ведущая шестерня и венец помещены внутри картера, а на выступающей из коробки шлицованной части вала установлена ступица ведомого диска сцепления.
Слайд 12а – устройство, б – предохранитель включения заднего хода, в –
схема переключения рычага передач, 1 – крышка, 2 – ползуны, 3 – рычаг переключения передач, 4 – пружина фиксатора, 5 – шарик фиксатора передачи, 6 – вилки, 7 – предохранитель включения заднего хода, 8 – шарики замка, 9 – штифт замка, 10 – корпус рычага, 11 – промежуточный рычаг включения первой передачи и заднего хода, I-V – передачи, 3Х – задний ход.
Слайд 13Два шарика замкового устройства размещаются в крышке между ползунами 2 и
штифтом. Выемки, на ползунах, при нейтральной передаче, располагаются против шариков 8. при перемещении среднего ползуна, два других ползуна оказываются запертыми шариками. В случае перемещения крайнего ползуна, шарик выходит из паза, перемещает соседний шарик, который входит в паз среднего ползуна, перемещает штифт 9, который давит на вторые шарики и запирает средний и другой крайние ползуны.
Слайд 14Для фиксации включенной передачи служит фиксатор, состоящий из пружины 4 и
шарика 5. При включении передачи шарик под действием силы пружины входит в углубление ползуна 2 и препятствует его передвижению при включенной передаче.
Такое замковое устройство механизма переключения передач предотвращает одновременное включение двух передач.
Слайд 16
В автомобиле ЗИЛ-431410 применяют синхронизатор инерционного типа.
В нейтральном положении корпус синхронизатора
расположен посередине между шестернями. При включении передачи муфта синхронизатора, перемещаемая пальцами фиксаторов, прижимает конусное кольцо к конусу шестерни.
Слайд 17Муфта, связанная с вторичным валом, и шестерня, связанная с промежуточным валом,
имеют разные частоты вращения. Вследствие наличия трения между коническими поверхностями кольцо повертывается относительно диска муфты до соприкосновения блокирующих конусных фасок диска и пальцев, после чего происходит блокировка колец муфты.
Слайд 18При выравнивании частот вращения шестерни и вторичного вала муфта перемещается дальше,
а ее зубья бесшумно входят в зацепление с зубчатым венцом шестерни.
Слайд 19Принцип работы 1, прямой и задней передач
При включении I передачи шестерня-каретка,
перемещаясь по шлицам, войдет в зацепление с шестерней I передачи на промежуточном валу. Крутящий момент будет передаваться от первичного вала через шестерни постоянного зацепления и далее на вторичный вал.
Слайд 20При включении передачи заднего хода шестерня-каретка, передвигаясь по шлицам вправо, входит
в зацепление с меньшей шестерней блока шестерен заднего хода, большая шестерня которого уже находится в зацеплении с шестерней промежуточного вала. Крутящий момент будет передаваться от первичного вала через шестерни на вторичный вал, изменив при этом направления вращения.
Слайд 21При включении пятой передачи муфта синхронизатора выходит из зацепления с шестерней
IV передачи и, передвигаясь, входит в зацепление с внутренними зубьями, выполненными на шестерне первичного вала, и соединяет первичный и вторичный валы в единый вал, который и передает крутящий момент непосредственно на карданную передачу автомобиля.