Слайд 1Магний и его сплавы.
Титан и его сплавы
Слайд 2Основные свойства магния
Магний — металл светло-серого цвета, II группы Периодической системы
элементов Д. И. Менделеева. Среди промышленных металлов магний обладает наименьшей плотностью (1,74 г/см3), имеет невысокую температуру плавления (651 °С).
Слайд 3Из-за низких механических свойств технический магний как конструкционный материал не применяется.
Его используют в пиротехнике и химической промышленности для синтеза органических препаратов, а также в металлургии в качестве раскислителя, восстановителя и модификатора.
Слайд 4Классификация и характеристика магниевых сплавов
Свойства магния значительно улучшаются при легировании. Сплавы
магния характеризуются низкой плотностью, высокой удельной прочностью, способностью хорошо поглощать вибрации. Прочность сплавов σв при соответствующем легировании и термической обработке может достигать 350...400 МПа.
Слайд 5Достоинством
магниевых сплавов является их хорошая обрабатываемость резанием и свариваемость, к недостаткам
относятся меньшая коррозионная стойкость, чем у алюминиевых сплавов, трудности при выплавке и литье и необходимость нагрева при обработке давлением.
Слайд 6Основными упрочняющими легирующими элементами
в магниевых сплавах являются алюминий и цинк.
Марганец слабо влияет на прочностные свойства. Его вводят главным образом для повышения коррозионной стойкости и измельчения зерна
Слайд 7Магниевые сплавы обладают высокой пластичностью в горячем состоянии и хорошо деформируются
при нагреве. Магниевые сплавы хорошо обрабатываются резанием, легко шлифуются и полируются, удовлетворительно свариваются контактной роликовой и дуговой свар-коп, которую рекомендуется проводить в защитной атмосфере.
Слайд 8Недостатками
магниевых сплавов
являются плохие литейные свойства и склонность к газонасыщепию,
окислению и воспламенению при литье. Для предотвращения дефектов при выплавке используют специальные флюсы, для уменьшения пористости применяют небольшие добавки кальция (0,2%), а для снижения окисляемости — добавки бериллия (0,02 ...0,05 %).
Слайд 9Различают
деформируемые сплавы маркируют буквами МА
литейные магниевые сплавы — буквами МЛ, далее
следует номер сплава.
Слайд 10Применение магниевых сплавов
Благодаря малой плотности и высокой удельной прочности магниевые сплавы
широко применяют в авиастроении. Из них изготавливают корпуса приборов, насосов, фонари и двери кабин. Фюзеляжи вертолетов фирмы Сикорского (США) почти полностью изготовлены из магниевых сплавов.
Слайд 11Магниевые сплавы находят применение в транспортном машиностроении для изготовления картеров двигателей
и коробок передач автомобилей.
Слайд 12С 1967 г. фирма Fiat применяет для своих автомобилей диски колес
из магниевых сплавов, отливаемых под давлением. Такие диски в последнее время используют многие автомобилестроительные фирмы разных стран.
Слайд 13Магниевые сплавы применяют в конструкциях переносных ручных и механизированных инструментов и
машин (сверлильные и шлифовальные машины, пилы для лесной промышленности, газонные косилки, пневматические инструменты и др.).
Слайд 15Основные свойства титана
Титан широко распространен в земной коре, где его содержится
приблизительно 0,6 %, а по распространенности он занимает четвертое место после алюминия, железа и магния.
Слайд 16Рост производства объясняется сочетанием таких ценных свойств титана, как малая плотность,
высокая удельная прочность, коррозионная стойкость, технологичность при обработке давлением и свариваемость, хладостойкость, высокая стойкость против солнечной радиации, немагнитность и ряд других ценных физико-механических характеристик.
Слайд 17Титан —
металл серебристо-белого цвета, имеющий малую плотность (4,5 г/см3). Температура плавления
титана (1 668 ± 4) °С в зависимости от степени его чистоты.
Слайд 18Благодаря оксидной пленке титан и его сплавы не корродируют в атмосфере,
пресной и морской воде, устойчивы против кавитационной коррозии и коррозии под напряжением, а также в кислотах органического происхождения.
Слайд 19Производство изделий из титана и его сплавов имеет технологические особенности. Из-за
высокой химической активности расплавленного титана его выплавку, разливку и дуговую сварку производят в вакууме или в атмосфере инертных газов.
Слайд 20Титан пластичен и легко обрабатывается давлением при комнатной и повышенной температуре.
Титан и его сплавы хорошо свариваются контактной и дуговой сваркой в защитной атмосфере, обеспечивая высокую прочность и пластичность сварного соединения. Недостатком титана является плохая обрабатываемость резанием.
Слайд 21Основной целью легирования титановых сплавов
является повышение прочности, жаропрочности и коррозионной стойкости.
Широкое применение нашли сплавы титана с алюминием, хромом, молибденом, ванадием, марганцем, оловом и некоторыми другими элементами.
Слайд 22Промышленные титановые сплавы
Титановые сплавы по сравнению с техническим титаном имеют большую
прочность, в том числе при высоких температурах, сохраняя при этом достаточно высокую пластичность и коррозионную стойкость.
Слайд 23За основу классификации
принято соотношение α- и β-фаз в структуре сплава
и особенности структурных превращений, происходящих при их термической обработке.
Слайд 24Сплавы с α- структурой
характеризуются невысокой прочностью при комнатной температуре и
не упрочняются при термической обработке. Их недостатком является низкая технологическая пластичность, а достоинством — хорошая свариваемость и высокие механические свойства при низких температурах.
Слайд 25Псевдо-α- сплавы,
сохраняя достоинства α- сплавов, благодаря присутствию небольшого количества β-фазы (до
5 %) имеют более высокую технологическую пластичность и хорошо обрабатываются давлением.
Слайд 26Двухфазные (α + β)-сплавы
характеризуются наилучшим сочетанием механических и технологических свойств.
Слайд 27Псевдо-β- сплавы
после закалки имеют структуру метастабильной β-фазы. В этом состоянии они
имеют хорошую пластичность и сравнительно низкую прочность, благодаря чему хорошо обрабатываются давлением. После старения их прочность возрастает в 1,5 раза и составляет 1 300... 1 800 МПа.
Слайд 28Однофазные β- сплавы
отличаются высокой коррозионной стойкостью. Сплав 4201 может заменить тантал,
сплавы на никелевой основе типа хастеллой, а также благородные металлы — платину, золото. Однако сплавы со стабильной β-структурой сравнительно редко применяют из-за необходимости их легирования большим количеством изоморфных элементов (V, Mo, Nb), имеющих высокую стоимость, и из-за высокой плотности, снижающей удельную прочность изделий.
Слайд 29Механические свойства некоторых деформируемых титановых сплавов, производимых в России (ГОСТ 19807—74),
приведены в таблице.
Слайд 31Сплавы титана имеют
хорошие литейные свойства — высокую жидкотекучесть, плотность отливок
и малую склонность к образованию горячих трещин. Из-за склонности к поглощению газов их плавку и разливку ведут в вакууме или в среде нейтральных газов
Слайд 32Титановые сплавы склонны
к повышенному налипанию на инструмент, что в сочетании
с их низкой теплопроводностью затрудняет процесс механической обработки. При обработке резанием целесообразно применение инструмента с твердосплавными пластинами.
Слайд 33Применение титана и его сплавов
В настоящее время титан широко используется в
ракето-космической технике,
в судостроении
транспортном машиностроении, где важную роль играют малая плотность в сочетании с высокой прочностью и сопротивляемостью коррозии.
Слайд 34Применение в автомобилях
Шатунно-поршневая группа
Болт и гайка шатуна
Поршневой палец
Толкатель коромысла
Несущая рама
Балансиры
Подвески
Слайд 40У 4.5-литрового V8 клапаны изготовлены из титана.
Слайд 42Шатуны 133мм H-beam КМПО-16, титан, под палец 19мм
Слайд 43вылиты из мягких и легких сплавов, таких как алюминий и магний.
Слайд 44Блок цилиндров два сплава - алюминий-кремний, алюминий-магний.
Слайд 45кузов полностью выполнен из сплава алюминия с магнием.
Слайд 46Более жёсткая силовая структура кузова, выполненная из алюминия, магния и композитных
сплавов
Слайд 47специальным материалом кузова – углепластика с керамической матрицей (композитный сплав углеволокна,
алюминия и магния).