Слайд 1Раздел 1. Спортивные организации как объект менеджмента
Тема 1.1. Цели и характерные
особенности организаций физкультуры и спорта. Менеджер в спортивной организации.
Понятие «организация» физкультурно-спортивной направленности. Организационные структуры современного менеджмента.
Группы ролей менеджера в спортивной организации. Основные направления работы спортивного менеджера.
Взаимодействия менеджера и организации.
Слайд 21 вопрос. Понятие «организация» физкультурно-спортивной направленности. Организационные структуры современного менеджмента.
Объектом
изучения спортивного менеджмента являются организации физкультурно-спортивной направленности.
Понятие «организация» имеет несколько значений:
Государственные, частные учреждения, фирмы, объединения, их части или подразделения
Организация соревнований, митинга, субботника
Отдельный вид управления и его функция.
Слайд 3В теории управления Организация - группа людей, деятельность которых сознательно координируется
для достижения общей цели.
В спорте два человека - это команда от взаимодействия, поддержки, правильного распределения полномочий которых зависит успех организации.
Слайд 4Характерные особенности, которые определяют любую организацию независимо от ее масштабов и
сферы деятельности: люди, объединенные общей целью, и фактор, координирующий и мобилизующий их усилия для достижения этой цели – управление.
Цель организации – преобразование ресурсов для достижения результатов.
Слайд 5Организации, имея различные цели, обладают общими характеристиками и признаками:
Использование ресурсов (люди,
капитал, материалы, технология и информация)
Неразрывная связь и зависимость от внешней среды
Внутренняя среда организации
Необходимость управления.
Слайд 6Под внешней средой понимают внешние силы, которые необходимо учитывать в практической
деятельности.
К ним относятся:
Экономические условия
Нормативные акты
Потребители и общественные организации
Конкуренты
Система ценностей в обществе
Общественные взгляды
Традиции
Техника и технологии
Международная обстановка и т.д.
Слайд 7Внешние факторы делятся на факторы прямого и косвенного воздействия:
Факторы прямого воздействия
– факторы, непосредственно влияющие на деятельность организации и испытывающие прямое влияние этой деятельности (поставщики, трудовые ресурсы, нормативные акты, потребители и конкуренты)
Факторы косвенного воздействия – те, которые могут не оказывать немедленного воздействия на организацию, но, тем не менее, играют важную роль (состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, международная обстановка).
Слайд 8Разделение управленческого труда имеет две формы:
Горизонтальное разделение труда - разделение
труда на компоненты, составляющие части общей деятельности
Вертикальное разделение труда – определяет работу по координированию от действий исполнителей.
Слайд 9Зависимость от внешней среды делает организацию открытой системой.
Система представляет собой
совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность и единство.
Выделяют материальные (системы неорганической природы, живые системы и социальные системы) и абстрактные системы (понятие, гипотеза, теория).
Любая организация как открытая система обладает двумя основными свойствами- границами и окружающей средой, а также состоит из отдельных подсистем различных уровней связанных между собой.
Слайд 10Пример
Спортивный клуб – это открытая система, включающая подсистемы:
административный аппарат,
тренерский
состав,
обслуживающий и технический персонал,
команды спортсменов.
Спортивное сооружение (с точки зрения менеджера спортивного клуба), представляет собой систему, границы которой определяются:
его расположением,
составом входящих в него спортивных объектов и вспомогательных помещений,
количеством мест для зрителей.
Все что выходит за границы системы, является ее окружающей средой.
Слайд 11Организация, как отрытая система, вступает во взаимоотношения с окружающей средой, которые
характеризуются следующими понятиями:
Потребление
Расходы, связанные с переработкой и трансформацией ресурсов в целях производства товаров и услуг
Производство продукта.
Слайд 12Особого внимания руководства требуют цели, структура, задачи, технология, кадры и организационная
культура организации.
Цель – конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе.
Структура организации – логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных элементов организации, обеспечивающее достижение поставленных целей.
Задачи – предписанная работа, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.
Технология –средство преобразования сырья.
Организационная культура – нормы поведения, принципы менеджмента, используемые руководством.
Слайд 13Составляющими параметрами внутренней среды организации являются ее миссия, цель, организационная структура.
Миссия
– это четко выраженная причина существования организации.
(Миссия спортклуба – удовлетворение общественных потребностей в подготовке спортсменов).
Общие цели должны быть:
конкретными и измеримыми (количество видов спорта, объем упражнений),
ориентированы во времени (долгосрочные 4 года, среднесрочные 1-4лет, краткосрочными до 1 года),
достижимыми (планирование неоправданно высокого рейтинга для спортивной команды может привести к блокированию стремлений спортсменов к успеху и их мотивация значительно снизится).
Слайд 14Чтобы достичь цели, организация должна быть определенным образом структурирована, т.е. иметь
определенную организационную структуру.
Организационная структура – это система между элементами которой установлены связи, обеспечивающие их взаимодействие для достижения поставленной цели.
Традиционными структурами в современном менеджменте являются:
бюрократическая,
функциональная,
дивизионная,
проектная,
матричная,
конгломератная и др.
Слайд 152 вопрос. Группы ролей менеджера в спортивной организации. Основные направления работы
спортивного менеджера.
Менеджеры – это люди, которые обеспечивают выполнение работы за счет других людей.
О работе менеджера судят не по тому как он сам работает, а как работает весь коллектив.
Менеджер - это член организации, осуществляющий руководство людьми, определяющий цели работы и принимающий решения в цепочке действий «люди-цель».
Слайд 17Профессиональная компетентность менеджера, его знания, способности постоянно проявляются в двух основных
направлениях:
технологическом – связано с подготовкой и принятием управленческих решений при реализации функций управления (планирование, организация, мотивация, контроль)
социально-психологическом (способность работать с людьми, управлять ими при выполнении и реализации управленческих решений).
Слайд 18Вопрос 3. Взаимодействия менеджера и организации.
Организация стремится с максимальной эффективностью использовать
потенциал своих работников, создавая для этого условия.
Взаимодействие организации и человека осуществляется не только в выполнении определенных работ на рабочем месте. Оно шире.
Включение человека в организационное окружение носит название «социализация».
Слайд 19Процесс социализации в равной мере зависит от человека и от организационного
окружения и далеко не всегда проходит гладко.
Существует два момента лежащих в основе большинства причин, вызывающих конфликты и противодействия:
ожидания, представления и понимание человека об организационном окружении и своем месте в нем
ожидания организации в отношении работника, его роли и места в ней.
Слайд 20Искусство менеджера состоит в том, чтобы сделать соответствующими друг другу ожидания
человека и ожидания организации.
Решению проблемы стыковки ожиданий может способствовать предварительное представление о том, на какое место претендует человек, какие роли он готов играть и что ему предложит организация.
Два подхода к установлению ожиданий:
Подбирается человек для выполнения определенной работы
Работа подбирается человеку, чтобы она соответствовала его возможностям и претензиям.
Слайд 21Тема 1. 2. Классификация организаций системы физической культуры и спорта
Отрасль физическая
культура и спорт – отрасль услуг. Специфика и особенности группы организаций отрасли. Критерии классификации спортивных организаций.
Управленческие отношения в сфере физической культуры и спорта. Типы управленческих отношений
Слайд 221 вопрос. Отрасль физическая культура и спорт – отрасль услуг. Специфика
и особенности группы организаций отрасли. Критерии классификации спортивных организаций.
Отрасль - это совокупность предприятий и организаций, характеризующихся общностью выпускаемой продукции, технологии производства, основных фондов, профессиональных навыков работающих и удовлетворяемых потребностей.
С экономической точки зрения физическая культура и спорт - вид общественно полезной деятельности по оказанию разнообразных услуг, относящейся к непроизводственной сфере и прямо не участвующей в создании материального продукта.
Слайд 23
В определении общих подходов к классификации физкультурно-спортивных организаций нужно исходить
из того, что в системе отраслей народного хозяйства физическая культура и спорт является отраслью услуг, а деятельность большинства организаций отрасли направлена на производство товаров и услуг в разнообразных и специфических формах.
Одна группа организаций выпускает реализует спортивный инвентарь, обувь, одежду, оборудование, занимается ремонтом и строительством спортивных сооружений.
Вторая группа – оказывает сервисные, физкультурно-оздоровительные, спортивные, информационные и другие услуги. Причем данные услуги несохранимы, одновременны, неосязаемы и разнородны.
Третья группа оказывает услуги по управлению.
Слайд 25
Смешанные – организации, бюджет которых складывается из дотаций, субсидий от государственных,
ведомственных и других организаций, а также средств, которые зарабатывают собственной хозяйственной деятельностью с помощью маркетинга.
Слайд 262 вопрос. Управленческие отношения в сфере физической культуры и спорта. Типы
управленческих отношений.
Управление как специфический вид деятельности направлено на установление управленческих отношений между включенными в совместную деятельность участниками.
В сфере физической культуры и спорта управленческие отношения устанавливаются между работниками отрасли, между спортивными организациями и организациями, которые тем или иным образом связаны с этой сферой.
Слайд 27Можно выделить следующие типы управленческих отношений:
Между управляющей и управляемой системами;
Между субъектом
и объектом управления;
Внутри самой управляющей системой (горизонтальные – между кафедрами вуза и вертикальные отношения – председатель клуба – совет спортивного клуба -тренерский совет - старшие тренеры –тренеры).
Между руководителем и подчиненными в каждом звене (тренер-спортсмен)
Между руководителями разных подразделений и между подчиненными этих подразделений (отношения координации)
Отраслевые отношения (управленческие отношения внутри отрасли)
Территориальные
Межотраслевые
Межрегиональные
Смешанные.
Слайд 28С позиции конкретной организации управленческие отношения подразделяются на внешние и внутренние.
В
зависимости от числа связей с другими организациями или внутри данной организации отношения управления могут быть простыми и сложными.
По характеру организационных связей отношения управления делятся на линейные, функциональные и смешанные.
По времени существования они подразделяются на временные и постоянные.