Слайд 1Менеджеры, их роль, значение и функции в системе управления
Слайд 2Актуальность темы
Актуальность темы урока в настоящее время высокая, так как в
зависимости от позиции менеджеров в организации, решаемых ими задач, характера реализуемых функций зависит успех деятельности организации, потому что каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией и выступает руководителем по отношению к определенной организации
Слайд 3
Цель урока – изучить роль, значение современного менеджера как профессионального управляющего
Слайд 4План урока
1. Понятие и функции современного менеджера
2. Общая модель качеств современного
менеджера
3. Характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджеров
Слайд 5
1. Понятие и функции современного менеджера
Слайд 6
Менеджер – это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями
принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.
Слайд 7Функции менеджера:
устанавливают связи между отдельными операциями в организации;
обеспечивают выполнение организацией ее
основного предназначения;
осуществляют руководство коллективом организации или подразделения;
выступают в роли лидера, способного вести за собой подчиненных, используя авторитет, высокий профессионализм и положительные эмоции;
разрабатывают стратегию деятельности организации;
несут ответственность за результаты деятельности организации;
обеспечивают интересы лиц или органов, которым принадлежит организация;
Слайд 8
выполняют роль основного звена по связи организации с внешним окружением (властью,
партнерами и т.д.);
создают коллектив и направляют его развитие в нужное русло, воспитывают членов коллектива, обладая высокими нравственными качествами;
выступают в роли инноватора, понимающего роль науки в современных условиях, умеющего ценить и без промедления внедрять в производство (коммерцию) то или иное изобретение или ноу-хау;
генерируют идею, находят в ней сильные и слабые стороны, стремятся заглянуть в суть проблемы, докопаться до истины;
анализируют, оценивают сделанное, намечают и реализуют меры по улучшению положения дел;
представляют организацию в различных мероприятиях.
Слайд 9Уровни менеджеров:
Менеджеры низшего звена (младшие начальники) руководят непосредственно рабочими и другими
работниками (не управляющими). Их напряженная работа характеризуется частыми переходами от одной задачи к другой. Временной период для реализации решений весьма короткий.
Слайд 10
Менеджеры среднего звена координируют и контролируют работу младших начальников. Они обычно
возглавляют в организации крупные подразделения и являются своего рода буфером между руководителями высшего и низшего звеньев.
Слайд 11
Менеджеры высшего звена отвечают за принятие важнейших решений для организации в
целом. Их работа не имеет четкого завершения, содержит значительный риск. Менеджеров этого звена значительно меньше, чем менеджеров других звеньев. Их труд высоко ценится и, как правило, хорошо оплачивается.
Слайд 122. Общая модель качеств современного менеджера
Слайд 13Основные качества менеджера:
наличие знаний и опыта в области управления современной организацией;
компетентность
в вопросах состояния и развития той отрасли, к которой относится организация по виду и характеру деятельности (состояние исследований, техника, технология, конкуренция, динамика спроса на продукцию);
владение навыками не только администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;
умение обосновывать и принимать компетентные решения в условиях высокой динамичности и неопределенности на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками, распределять участие их в реализации принятых решений;
наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на основных рынках или их сегментах, на которых уже работает или намеревается работать;
высокая культура, честность, способность быть образцом во всем;
Слайд 14
умение анализировать деятельность и действия фирм-конкурентов;
способность и умение управлять ресурсами организации;
умение
прогнозировать и планировать работу организации;
владение способами повышения эффективности управления и функционирования организации;
умение использовать современные информационные технологии, средства коммуникации и связи;
способность и умение работать с людьми, влиять на подчиненных, обладать необходимой для этого общительностью, справедливостью, знанием «человеческих отношений»;
умение управлять самим собой и своим временем;
решительность, энергичность, динамичность в решении вопросов;
умение строить отношения с людьми с учетом взаимосвязи формальной и неформальной структур;
знания и проницательность (знание конкретных условий в организации, умение в них ориентироваться, быть проницательным и находчивым);
умение оказывать самопомощь (помощь самому себе), поддерживать себя за счет развития навыков управления в определенных условиях организации;
умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и в других странах, на рынках которых фирма стремится усилить либо удержать свои позиции.
Слайд 153. Характер труда и требования
к профессиональной компетенции менеджеров
Слайд 16
Особенности труда менеджеров вытекают из сущности управления как деятельности, направленной на
постановку целей и объединение усилий множества людей для их своевременного и эффективного достижения.
У менеджеров особый предмет труда – информация, работая с которой они принимают решения, необходимые для изменения состояния управляемого объекта. При этом разнообразие решаемых задач вызывает необходимость в сборе, обработке, передаче и использовании множества самой разной информации, касающейся организации в целом, ее отдельных подсистем и элементов, а также внешней среды.
Слайд 17Требования к профессиональной компетенции менеджеров:
Они должны уметь обосновывать и принимать
решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность.
Поэтому они должны знать все, что связано с внешней средой организации и с теми изменениями, которые в ней происходят.
Они должны иметь четкое представление о том, как развивается отрасль, в которой работает предприятие. Уметь своевременно воспринимать информацию о характере проводимых в отрасли исследований, о нововведениях в области техники и технологии. Они должны знать законы и принципы рыночной конкуренции, динамики спроса и предложения на продукцию и услуги.
Слайд 18
Менеджеры должны владеть знаниями принципов построения процессов управления, а также способов
и приемов, с помощью которых решаются проблемы.
Им необходимы знания по управлению всеми видами ресурсов организации, а также умения по их эффективному распределению и использованию.
Они должны владеть методами планирования и прогнозирования работы организации и постоянно совершенствовать свое умение в использовании современной информационной технологии и средств коммуникации.
Управляя другими людьми, менеджеры должны знать, как наилучшим образом использовать собственное время, и время, имеющееся в распоряжении организации, для получения наивысшего результата.