Слайд 1Основы обучения в сестринском деле
Скажи мне – и я забуду
покажи мне – и я запомню
дай мне действовать самому
и я научусь.
Китайская пословица
Слайд 2
Педагогика - наука о воспитании человека, включает процесс образования и обучения.
Обучение
– целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством опытных лиц.
Обучение в сестринском деле – это целенаправленная деятельность медицинской сестры и пациента для получения знаний и формирования навыков у пациента.
Слайд 3Задачи обучения в сестринском деле
Удовлетворять нарушенные потребности пациента, обучить пациента самоуходу.
Адаптировать
пациента к болезни и способствовать повышению его качества жизни.
Пропагандировать здоровый образ жизни или корректировать существующий.
Слайд 4Цель обучения в сестринском деле
обеспечить достойную жизнь пациенту в новых
для него условиях в связи с заболеванием, чтобы жить в гармонии с окружающей средой.
Слайд 5Сферы обучения
Познавательная - человек узнает и понимает новые факты, анализирует информацию,
отличает главную (приоритетную) информацию от второстепенной.
Эмоциональная – получив информацию, человек изменяет свое поведение, выражая это чувствами, мыслями, мнением, оценкой фактов. Он активно слушает и реагирует вербально и не вербально.
Психомоторная – человек обладает умениями. Благодаря умственной и мышечной деятельности, он обучился новым движениям, уверенно выполняет необходимые действия. Готов психологически, физически и эмоционально к выполнению действий.
Слайд 6Способы обучения
Формальные – официальные. Цели для них задаются
извне, вышестоящими инстанциями.
Среди них
различают:
фронтальные – занятия по усвоению и овладению новыми знаниями и умениями (лекции, санитарные бюллетени);
групповые – занятия с небольшими
группами (школы здоровья);
индивидуальные – тематические
беседы (например, о рациональном питании), практические занятия (обучение навыкам самоухода, уходу за тяжелобольным, приему лекарственных препаратов и др.).
Неформальные – неофициальные, без чьего-либо
указания.
Слайд 7Методы обучения
Словесный – разъяснение, беседа, диспут, мини-лекция.
Наглядный – использование речи, мимики,
жестикуляции, изображения на доске, рисунков, таблиц, схем, макетов, плакатов, предметов ухода, муляжей, фантомов, технических средств (кино, видео-магнитофон, мультимедиа – проектор) и т.д..
Практический – отработка
манипуляций: выполнение
инъекций, измерение
артериального давления
и т.д
Слайд 8Приемы обучения
Наблюдение – восприятие.
Запоминание – повторение.
Анализ – обобщение, коррекция.
Слайд 9Уровни обучения
Ознакомительный – у обучаемого в результате должно сложиться представление о
чем-либо.
Реконструктивный – обучаемый должен повторить, сделать.
Уровень умений и навыков – обучаемый должен научиться применять полученную информацию в домашних условиях.
Слайд 10Правила организации процесса обучения
Этапы обучения
1 этап – выявление потребности пациента и
его семьи в обучении, оценка исходного уровня знаний и умений пациента и (или) его близких, готовности к обучению.
2 этап – интерпретация проблем пациента, связанных с дефицитом знаний и умений.
3 этап – определение целей, планирование, определение сфер, методов обучения.
4 этап – реализация плана.
5 этап – оценка результатов обучения.
Слайд 111 этап
Перед началом обучения нужно оценить
состав аудитории и потребность
человека в
обучении.
Необходимо выяснить какими знаниями по
данному вопросу он обладает, каким объемом
умений владеет.
Слайд 12
Следует учитывать такие факторы, как
возраст,
уровень образования,
физическое состояние.
Психологический возраст – это качественно
особый этап развития, зависящий и от уровня
личностной зрелости.
Готовность к обучению может зависеть и от
факторов, мешающих сосредоточиться –
беспокойство, боль, усталость, жажда и др.
Слайд 142 этап
Пациент может самосознавать наличие
проблемы ее выявляет медицинская сестра.
Проблема называется
четкой, понятной
фразой.
Например:
дефицит знаний о рациональном питании;
неумение измерять и контролировать у себя артериальное давление;
неумение выполнять инъекцию и др.
Слайд 153 этап
Цель обучения должна содержать три
компонента:
что предстоит сделать пациенту («должен
знать», «должен уметь» и т.д.);
временные рамки: дата или интервал времени;
с кем, при помощи чего – условие (с помощью инструктора, самостоятельно и т.д.).
План обучения составляется индивидуально с
использованием конкретных способов, методов и
приемов обучения.
Слайд 164 этап
благоприятная окружающая обстановка - свободное время, оптимальная температура в
помещении, тишина, удобная мебель, достаточное освещение и т.д.;
творческий подход к обучению, использование наглядности, различных методов обучения, обучение в виде ролевых игр;
доброжелательное отношение медицинской сестры, искреннее желание помочь обучаемому;
хорошая дикция медицинской сестры, способность ясно, четко, полно излагать материал;
постоянный контроль приобретенных знаний, поощрение вопросов.
Слайд 175 этап
Получив согласие пациента, необходимо
попросить его продемонстрировать приобретенные умения.
Пациенту следует сообщить
результат сестринской оценки:
насколько успешно он справился с поставленной задачей и можно ли считать обучение конкретным
навыкам завершенным.
Слайд 18Требования к личности медицинской сестры как педагога
Широкая эрудиция, высокий
интеллектуальный уровень.
Личностная зрелость.
Целеустремленность, настойчивость.
Знания в области, в которой идет обучение.
Владение методами обучения и воспитания.
Гибкость мышления, стремление к самосовершенствованию.
Желание и умение заботиться о своем здоровье.
Позитивная концепция, доброжелательное отношение к окружающим.
Эмоциональная стабильность.