Слайд 1Развитие критического мышления у детей через чтение и письмо на уроках
биологии.
Учитель биологии МОБУ Ромненская СОШ
Якименко М.В.
Слайд 2Технология критического мышления
Что понимается под критическим мышлением?
Критическое мышление – тот
тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.
Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.
Критическое мышление, таким образом, по сути – некоторая тавтология, синоним качественного мышления. Это скорее Имя, чем понятие, но именно под этим именем с рядом международных проектов в нашу жизнь пришли те технологические приемы, которые я буду приводить ниже.
Слайд 3Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации
учебного процесса:
«Вызов – осмысление - размышление».
Рассмотрим эти стадии подробно.
Слайд 4ВЫЗОВ
На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об
изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Ситуацию вызова может создать педагог умело заданным вопросом, демонстрацией неожиданных свойств предмета, рассказом об увиденном, созданием ситуации «разрыва» в способе решения учебной задачи; в тесте – на стадии вызова работают «введение, аннотации, мотивирующие примеры». Можно бесконечно перечислять применяемые здесь приемы, но, очевидно, в педагогической копилке каждого педагога имеется собственные сокровища, предназначенные для решения главной задачи – мотивировать учащихся к работе, включить их в активную деятельность.
Слайд 5Осмысление
На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся вступает в контакт
с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.
Слайд 6Рефлексия
Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают
собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит «присвоение» нового знания и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа.
Слайд 7В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами
интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Слайд 8Основные методические приемы развития критического мышления
Наиболее популярным из современных методов
является – кластер. Автор Гудлат Кластер (от англ. – cluster – гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий при построении кластера проста и логична:
Слайд 91. Посередине чистого листа (классной доски) необходимо написать ключевое слово или
тезис, который является «сердцем» текста.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста.
Слайд 10Мастера работы с текстами советуют в работе над кластерами соблюдать следующие
правила:
1) Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2) Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3) Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Слайд 11Ключевые понятия
Какая работа с ключевыми понятиями может быть предложена
в классе?
До прочтения текста учебного пособия целесообразно иметь перечень ключевых понятий главы книги (пособия) на основе которых вы можете составить собственный текст, в котором бы фигурировали данные понятия. После прочтения текста полезно сопоставить собственную версию с полученной информацией.
Можно предложить две трактовки одного и того же понятия и попросить обосновать, какая из трактовок ближе содержанию главы.
Полезным представляется задание увязывания понятий в единый кластер, то есть схему взаимосвязи.
Слайд 12Таблица
Конечно, может быть предложен и такой способ структурирования текста как
оформление его в таблицу. Любая таблица представляет собой результат некоторой классификации, оформленный в виде нескольких столбцов и строк. Создание таблиц – важнейший метод структурирования, полезный как на стадии осмысления, так и переработки материала. Многообразие дидактических упражнений, построенных на табличном методе, столько велико, что мы приведем здесь только несколько:
заполнение пропусков в уже заполненной таблице по материалам текста;
описание логики построения таблицы;
построение таблицы по образцу, когда заполнены только первый столбец и первая строка и т.д.
Слайд 13«Двойной дневник» дает возможность обучающимся тесно увязать содержание текста со своим
личным опытом. Особенно полезны двойные дневники, когда учащиеся получают задание прочитать какой-то большой текст дома, вне учебной аудитории. Оформление «Двойного дневника». Лист делится пополам. С левой стороны записываются фрагменты текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из собственной жизни. Возможно, возникли определенные аналогии из предыдущего опыта. Что-то просто озадачило или вызвало в душе резкий протест. С правой стороны предлагается дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату? Какие мысли она вызвала? Какие вопросы возникли?
Слайд 14«Знаю, хочу узнать, узнал»
Еще одним интересным табличным приемом является таблица, который
получил название «Знаю, хочу узнать, узнал». (Д. Огле, 1996):
Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
1 шаг: До знакомства с текстом (модулем в целом) вы самостоятельно или в группе заполняете первый и второй столбики таблицы «Знаю», «Хочу узнать».
2 шаг: По ходу знакомства с текстом (содержанием курса), вы далее заполняете графу «Узнал».
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
Слайд 15Таск - анализ
Еще один методический прием назван Таск-анализ. ТАСК – (это сокращение
для слов Тезис — Анализ — Синтез — Ключ), его задача помочь ученикам научиться независимо размышлять об отдельных моментах текста. Метод этот представляет собой 10 последовательно заданных вопросов, над которыми в ходе чтения текста вам предстоит размышлять. Наиболее рационально ответы на вопросы занести в специально сконструированную таблицу. Здесь мы снова встречается с культурой вычленения тезисов и антетезисов того или иного текста.
Слайд 16 Таким образом, предлагаемый метод «заставит» относиться к текстам и в
качестве читателей, и в качестве соавторов, это поможет устанавливать связь между чтением и разработкой доказательств. Сотрудничество достигается, когда обучающийся начинает предлагать идеи, дополняющие, оценивающие или подвергающие сомнению довод, приведенный автором. Кроме того, ТАСК поощряет читателя установить доброжелательную, но критическую связь с ценностями и убеждениями автора. Использование ТАСК поможет значительно улучшить способность читать и оценивать прочитанное. Это наиболее очевидно проявляется при подготовке к групповой дискуссии в ходе выявления слабых мест в собственных доказательствах, таких, к примеру, как несоответствие материала, отсутствие доводов в защиту, ошибочность предубеждения, неуместные ссылки на авторитеты. Также улучшается умение учащихся составлять доказательства.
Слайд 17Прием «Инсерт»
ИНСЕРТ – звуковой аналог условного английского сокращения (INSERT –
Interactive Noting System for Effective Reading and Thinking) в дословном переводе означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. (Авторы – Воган и Эстес, 1986; модификация Мередит и Стил, 1997).
Прием осуществляется в несколько этапов.
1 этап: Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:
V «галочкой» помечается то, что им уже известно;
«-» знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению – думал иначе;
«+» знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным – новое;
«?» «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно;
«!» «восклицательный знак» возникло желание узнать больше.
2 этап: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. Знакомство с текстом и его маркировка может производиться в аудитории, при этом педагог может давать свои комментарии по ходу чтения.
3 этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в таблицу;
4 этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.
Слайд 18*
Методика «ИНСЕРТ»
1.Уч-ся предлагается система маркировки текста (знаки).
V мне это известно
+ новое, неизвестное, интересное
- не понятно
? неясно, хочу знать больше
2. Читая текст, уч-ся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.
3.Уч-ся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:
4. Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.
Слайд 19"Тонкие и толстые вопросы"
Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть
использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.
Слайд 20Эссе
Эссе (Франц. “Essai”, англ. “essay” или “assay” – опыт, очерк, от
латинского “exagium” – взвешивание) – жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной или социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса. Классиком-основателем опытов с эссе считается М.Монтень («Опыты», 1580).Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике, в российской школе эта форма и сам термин становятся все более и более популярными в последнее время. Эссе целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии осмысления, обработки прочитанного. Теме создания эссе посвящены многие научные и научно-популярные трактаты. Здесь же хотелось бы отметить, что разнообразие форм эссе определяется тремя основными факторами:
временем, которое на него тратится;
умением строить логичные композиции (в уже известной нам логике, например, вызов, изложение тезисов, аргументация, выводы);
художественным даром автора, выразительностью речи, богатством привлекаемого культурного контекста и т.д.
Слайд 21Синквейн
Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее
из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.
Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве:
1) инструмента для синтезирования сложной информации;
2) способа оценки понятийного багажа учащихся;
3) средства развития творческой выразителности.
Правила написания синквейна:
1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).
Слайд 22Синквейн
1. Критическое мышление.
2. Знакомое, незнакомое.
3. Сомневается, активизирует, анализирует.
4.Нет предела совершенству.
5.Идеи.
Слайд 23Круги по воде
Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся
и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.
Слайд 24Прием «Корзина» идей, понятий, имен…
Это прием организации индивидуальной и групповой
работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Слайд 25Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о
том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации
Слайд 26Благодарственное письмо
О пчела! Благодарю тебя за то, что перелетая с цветка
на цветок, ты сама того не зная переносишь пыльцу, тем самым опыляешь цветы, а после опыления происходит оплодотворение, образуются плоды и семена. Плоды – это вкусно, семена – продолжение рода.
Слайд 27"Дерево предсказаний"
Прием "Дерево предсказаний" заимствован авторами у американского коллеги Дж.
Белланса, работающего с художественным текстом. В оригинале этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Например, дерево предсказаний из урока «Наводнения» Защитит ли дамба село от наводнений?
Слайд 28*
Прием
«ДЕНАТАНТНЫЙ ГРАФ»
«Денотантный граф» (от лат. denoto – обозначаю
и греч. grapho – пишу) – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия
Слайд 29*
Отрицательный ДЕНОТАНТНЫЙ ГРАФ
ЧЕЛОВЕК
Нарушает
Считает
себя
Потребляет
Уничтожает
Засоряет,
загрязняет
Законы
природы
«Царем
природы»
Природные
блага
Природу
Почву
Гидро-
сферу
Экологические и глобальные проблемы
Атмо-
сферу
Слайд 30*
Положительный ДЕНОТАНТНЫЙ ГРАФ
ЧЕЛОВЕК
Познает
Учится
Оказывает
Заботится
Организует
Является
Окружающий
мир,
законы
природы
Воплощать
достижения
природы
в
технике
Двоякое
воздействие
О природе
Рациональное
природо-
пользование
Частью
природы
Преобразует
природу
Создает
искусственные
материалы
Слайд 31"Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы"
Этот прием может
быть началом урока. Учащиеся выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).
Верите ли Вы, что…
Слайд 32Приём "Fishbone" ( "Рыбий скелет")
Учащимся предлагается информация (текст, видеофильм, лекция )
проблемного содержания и схема Fishbone для систематизации этого материала.
На верхней "косточке" записывается формулировка проблемы, а на нижней - факты, подтверждающие, что данная проблема существует. Работа (исследование) может проводиться индивидуально или по группам. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер. Ход дальнейшей работы определяет учитель: это может быть выход на дальнейшее исследование или попытка решить описанные проблемы.
Слайд 34
Приём «Перепутанные логические цепочки»
1) На доске или карточках написаны термины
или последовательность явлений и процессов и некоторые из них с ошибками;
2) Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи.
Слайд 35Приём: «Шесть шляп мышления»
Класс делится на 6 групп:
1гр. Белая шляпа
– текст, мыслите фактами, цифрами (нет эмоций).
2гр. Жёлтая шляпа – выявите положительные стороны в рассматриваемом явлении и аргументируйте их (позитивное мышление).
3гр. Чёрная шляпа – отметьте негативные стороны явления: определите сложности, проблемы, недостатки и причины их вызывающие (негатив).
4гр. Красная шляпа – свяжите свои чувства и эмоции с рассматриваемом явлением (эмоциональная шляпа).
5гр. Зелёная шляпа – как применить метод в новой ситуации, найти новые стороны в явлении: Могут ли расти яблони на Марсе? (творческое мышление).
6гр. Синяя шляпа – обобщить всё о рассматриваемом явлении (философское мышление). Могут подходить к разным группам и слушать, что они говорят и обобщить все эти взгляды.
Слайд 36Ромашка «Блума»
Ромашка состоит из шести лепестков:
1. Простые вопросы. (Что? Когда? Где?
Как?)
2. Уточняющие вопросы: «То есть ты говоришь, что…? «Если я понял, то…?. «Я могу ошибаться, но, по – моему, вы сказали, что…?»
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы: «Почему?».
4. Творческие вопросы: «Что изменилось бы?, «Что будет если?».
5. Оценочные вопросы – «Почему что то хорошо, а что то плохо?».
6. Практические вопросы – «Как можно применить?», «Что можно сделать?», «Где в обычной жизни вы можете наблюдать?».
Слайд 37Таблица: «Плюс – минус – интересно»
Слайд 38Приём «Я знаю!»
Перед темой выделяем ключевое слово.
Учащиеся выписывают как можно больше
слов или выражений, связанных с этим понятием.
1 этап – 2 мин. самостоятельно;
2 этап – 2 мин. обсуждение в парах (группах);
3 этап – 2 – 4 мин. «Сброс идей в корзину».
Условие ! Не повторяться! (Учитель всё фиксирует на доске)
Слайд 40 Домашнее задание.
Идеальное задание
Учащимся предлагается выполнить дома работу по своему усмотрению,
выбрать любую форму и способ выполнения. Дается перечень заданий, выбрать можно любое.
Предлагается выполнить задание определённого уровня сложности на выбор учащегося. В результате учащимися заранее оцениваются собственные возможности, а затем проверяется уровень самооценки.
Слайд 41*
Литература
Заир-Бек С.И., Загашев И.О. Критическое мышление. Технология развития. – СПб.:
Скифия, 2002.
Заир-Бек С.И., Загашев И.О., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб.: Скифия, 2002.
Как научить детей думать. Свод основ /Пособие для семинаров по проекту «Чтение и письмо для развития критического мышления». – СПб.: ИОО «Фонд Содействия», 1998.
Муштавинская И.В., Иваньшина Е.В. Критическое мышление на уроках естествознания. //Естествознание в школе. - 2004. - № 3. - С. 34-39.
Муштавинская И.В., Иваньшина Е.В. Уроки естествознания в 5 классе. Опыт использования технологии развития критического мышления. - СПб.: СПбГУПМ, 2003.
Популяризация критического мышления /Сост. Дж.Л. Стилл, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер. – М.: ИОО, 1997.
Русских Г.А. Технология развития критического мышления. //Биология в школе. - 2004. - № 2. - С. 28-33.
Семенов И.Н. Развитие рефлексивно-критического мышления как компонента образования. //Химия. Методика преподавания в школе. - 2001. - № 6. - С. 35-38
Слайд 42*
Интернет-сайты, связанные с тематикой критического мышления
Critical Thinking
http://www.criticalthinking.org/
Библиотека PsyFactor
http://www.psyfactor.org/lybr7.htm
Перемена: Программа развития критического
мышления через чтение и письмо
http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru