Слайд 1Роль межпредметных связей для повышения качества образования.
Автор: учитель физики и математики
МАОУ Абатская СОШ №1 Сеногноева Ю. В.
Слайд 2Межпредметные связи.
Отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные
учебные предметы не могут изучаться изолированно друг от друга.
В настоящее время на грани смежных научных областей активно образовываются новые синтезированные науки — биофизика, физическая химия и др. Науки объединяются в изучении сложных комплексных проблем (человек и космос, человек и машина, наука и производство и др.) образуя межнаучные комплексы. Возникают общенаучные теории (теория систем, теория информации и др.).
Слайд 3Определение.
межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между
объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.
Слайд 4Функции межпредметных связей.
Методологическая функция выражена в том, что только на их основе
возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.
Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими понятиями.
Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.
Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания обучающихся в обучении Учитель, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.
Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов.
Слайд 5Ключевые компетентности.
Ключевые компетентности.
Обобщенные предметные умения.
Прикладные предметные умения.
Жизненные навыки.
Слайд 6Реализация межпредметных связей на уроках физики.
Интегрированные уроки, проводимые совместно с другими
учителями-предметниками.
Межпредметные связи могут включаться в урок в виде фрагмента, отдельного этапа урока, на котором решается определённая познавательная задача, требующая привлечения знаний из других предметов.
Предметные или элективные курсы.
Слайд 7Дидактические требования к интегрированному уроку.
Урок должен иметь четко сформулированную специфическую учебно-познавательную
цель.
Возбуждать интерес учащихся к установлению связей смежных наук.
На уроке должна быть обеспечена высокая активность учащихся по привлечению знаний из других предметов.
Урок должен расширять и углублять научное мировоззрение школьников.
Урок должен способствовать развитию общеучебных навыков по приобретении новых знаний самостоятельно.(научно-популярная литература, интернет-ресурсы.)
Слайд 8Элементы подготовки интегрированного урока.(для учителя.)
Правильный выбор темы интегрированного урока.
Составление плана урока.
Подбор
литературы для докладов и сообщений учащихся.
Согласование содержания плана урока и подобранных материалов с учителями других предметов.
Определение формы проведения интегрированных уроков.
Своевременная информация учащихся о предстоящем занятии и о сроках его проведения.
Слайд 9Элементы подготовки к интегрированному уроку.(для учащихся)
Повторение межпредметных материалов.
Подготовка докладов на выбранную
тему .
Посещение консультаций учителей.
Знакомство с дополнительной литературой.
Подготовка отдельными учащимися наглядных пособий по заданию учителя.
Слайд 10Темы интегрированных уроков.
Простые механизмы. Рычаг.
(физика-биология.)
Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость.(физика-биология)
Слайд 11Темы интегрированных уроков.
Геометрия сферических зеркал.(физика-геометрия)
Физика+математика=логика.
(физика-математика)
Слайд 12Темы интегрированных уроков.
Закон всемирного тяготения. Урок сочинение.(физика-литература)
Ток в электролитах.(физика-химия)
Слайд 13Темы интегрированных уроков.
Человек, атмосфера и ее охрана. Урок-конференция.(физика-химия-география-экология)
Получение радиоактивных изотопов и
их применение.(физика-химия-биология)
Слайд 14Темы интегрированных уроков.
Астрофизика планет.(Физика-астрономия)
Озоновый экран Земли.(Физика-астрономия-экология)
Слайд 15Темы интегрированных уроков.
Громкость звука. Высота и тембр звука.(Физика-музыка)
Статистическое обоснование необратимости процессов
в природе.(Физика-теория вероятности.)
Слайд 16Задачи физического содержания в ЕГЭ по математике.
Найдите m из равенства F = ma, если F = 84 и a = 12.
Мощность постоянного
тока (в ваттах) вычисляется по формуле P = I2R, где I — сила тока (в амперах), R — сопротивление (в омах). Пользуясь этой формулой, найдите сопротивление R (в омах), если мощность составляет 224 Вт, а сила тока равна 4 А.
Слайд 17ЕГЭ по математике(профильный уровень)
Материальная точка движется прямолинейно по закону х(т)=0.5T^2+25 (где x — расстояние
от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения). Найдите ее скорость (в м/с) в момент времени t = 1 с
При температуре 0 °C рельс имеет длину L0 = 10м. При прокладке путей между рельсами оставили зазор в 4, 5 мм. При возрастании температуры будет происходить тепловое расширение рельса, и его длина будет меняться по закону L(t°) = L0 (1 +αt°), где α = 1, 2·10-5 (°C)-1 — коэффициент теплового расширения, t° — температура (в градусах Цельсия). При какой минимальной температуре между рельсами исчезнет зазор? (Ответ выразите в градусах Цельсия. )
Слайд 18Проблемные темы(взаимосвязь с математикой)
Изучение кинематики в 9 классе.(действия с векторами и
проекциями.)
Стандартный вид числа.
Действия с корнями и степенями.
Слайд 19Трудности при реализации межпредметных связей
Несогласованность терминологии, обозначений и в некоторых случаях
нюансов в трактовке общих для различных курсов понятий.
Не всегда правильно оценивается роль изучаемого предмета в формировании у учащихся умений и навыков,необходимых для смежных предметов.
При обучении дисциплинам довольно часто не используются понятия, сформированные при изучении других предметов.
Слайд 20Заключение
Выявление и последующее осуществление необходимых и важных для раскрытия ведущих положений
учебных тем межпредметных связей позволяет:
а) снизить вероятность субъективного подхода в определении межпредметной емкости учебных тем;
б) сосредоточить внимание учителей и учащихся на узловых аспектах учебных предметов, которые играют важную роль в раскрытии ведущих идей наук;
в) осуществлять поэтапную организацию работы по установлению межпредметных связей, постоянно усложняя познавательные задачи, расширяя поле действия творческой инициативы и познавательной самодеятельности школьников, применяя все многообразие дидактических средств для эффективного осуществления многосторонних межпредметных связей;
г) формировать познавательные интересы учащихся средствами самых различных учебных предметов в их органическом единстве;
д) осуществлять творческое сотрудничество между учителями и учащимися;
е) изучать важнейшие мировоззренческие проблемы и вопросы современности средствами различных предметов и наук в связи с жизнью.
Слайд 21Литература
Л.А. Горлова. «Интегрированные уроки физики». Москва. «ВАКО».2009.
Н.И. Зорин. Элективный курс «Элементы
биофизики». Москва. «ВАКО».2009.
Л.А. Горлова. «Нетрадиционные уроки. Внеурочные мероприятия». Москва. «ВАКО».2007.
«Реализация межпредметных связей как одно из направлений повышения качества образования» А.И. Александрова. http://festival.1september.ru/articles/527712/