Слайд 1«Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного
и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире»
(Национальная образовательная инициатива
«Наша новая школа»).
Слайд 2РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА МЕТАПРЕДМЕТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Слайд 3 «ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЕДИНОЙ ТРУДОВОЙ ШКОЛЫ»
Школа, доступная для всего населения, дающая
всем детям определённого возраста, независимо от общественного и имущественного положения их родителей, общеобразовательные и трудовые знания, умения и навыки.
Преемственность различных ступеней школы, т. е. беспрепятственный переход от одной (низшей) ступени обучения к следующей (высшей), единство целей воспитания и образования, а также основных педагогических принципов, на которых строится учебно-воспитательная работа школы.
В основе лежат две неразрывно связанные идеи: идея единства и идея трудового обучения и воспитания.
Слайд 4Проблема разобщённости научного знания.
Метапредметный подход
в
образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
Слайд 5Вызовы XXI века – комплексные проблемы
Терроризм, техногенные аварии и
катастрофы, неизлечимые заболевания – все эти проблемы требуют междисциплинарного подхода.
Слайд 7Результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но
и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении.
Ученик должен обладать целостным социально – ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.
Слайд 8Метапредметность как смена парадигм в образовании
в ЗНАНИЕВОЙ парадигме отбор « содержания
образования» строился на отборе учебного материала, предметов учебной деятельности, в методическом плане основывался на стратегии: ИНФОРМИРОВАНИЯ
в ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ – он строится на отборе средств учебной деятельности, способов деятельности и стратегии : ОСПОСОБЛЕНИЯ
Слайд 9Мы должны передавать учащимся не просто знания, а способы работы со
Слайд 10Что такое метапредметность, метарезультаты, метазнание?
Метапредметность - способ формирования мышления, принцип интеграции
содержания образования.
Метапредметные результаты - универсальные способы действий (познавательные, коммуникативные) и способы регуляции своей деятельности
Слайд 11Средства и формы обучения
Метапредметы
Метапредметные программы
Метакурсы (элективные, по выбору и т.д.)
Метапредметный урок
Предметный
урок + метапредметная тема
Метапредметные задания
Межпредметные проблемные ситуации
Межпредметные, надпредметные проекты.
Слайд 12МЕТАПРЕДМЕТЫ
(по Ю.В. Громыко)
Метапредметы – это предметы, отличные
от предметов традиционного
цикла.
Они соединяют в себе идею предметности
и одновременно НАДпредметности
Слайд 13МЕТАПРЕДМЕТЫ (ПО Ю.В. ГРОМЫКО)
Традиционный подход
Традиционный подход
Слайд 14Что это означает?
… не запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейшиих понятий,
которые определяют данную предметную область знания.
… заново открывает эти понятия.
… перед ним разворачивается процесс возникновения того или другого знания, он «переоткрывает» открытие.
Слайд 15 Метапредметный подход
предполагает, что ребенок не только овладевает
системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их
помощью сможет сам добывать информацию о мире.
Это требования второго поколения образовательных стандартов.
Слайд 16 Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются
везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.
Слайд 17ВИДЫ МЕТАПРЕДМЕТОВ:
«Знание»
«Знак»
«Проблема»
«Задача»
Слайд 18«ЗНАНИЕ»
… формируется свой блок способностей.
К их числу можно отнести, например,
способность работать с понятиями, систематизирующую способность
(т. е. способность работать с системами знаний), идеализационную способность (способность строить идеализации)
Слайд 19«ЗНАК»
… формируется способность схематизации
… учатся выражать с помощью схем то,
что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать.
Слайд 20«ПРОБЛЕМА»
… учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день
неразрешимых проблем.
Слайд 21«ЗАДАЧА»
… получают знание о разных типах задач и способах их
решения.
… формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.
Слайд 22Особенности метапредметного занятия
Это интегрированное занятие.
Деятельность учащихся организуется не с целью
передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.
Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.
Системная работа со способом: если ученик освоил решение задач на три параметра в математике, учитель даёт ему решение задачи этого же типа, но из химии или физики.
Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.
Слайд 23Метапредметные программы
«Учимся проектировать»
«Свободная самостоятельная работа»
«Как стать успешным»
«Культура познания»
«Культура мышления»
«Основы исследовательской деятельности»
и др.
Слайд 24Метапредметные темы
Определение и понятие
Постановка проблемы
Рисунок и схема
Знание и информация
Цель и задачи
Роль
и позиция
Модель и способ
Структура и процесс и т. д.
Слайд 25Межпредметные проблемные ситуации
ситуации неопределенности,
ситуации неожиданности,
ситуации конфликта,
ситуации опровержения,
ситуации
предположения
Слайд 26Межпредметные, надпредметные проекты
«Мой город»
« Я и МЫ»
«Грамотный покупатель
Слайд 27Технологии
Деятельностный подход;
Развивающего мышления;
Развитие критического мышления через письмо и чтение;
ТРИЗ;
Технологический компонент личностно-развивающего
урока;
Метод проектов;
Исследовательская деятельность;
УДЕ;
Слайд 28Новые требования к профессиональной успешности.
Необходимо знать особенности устройства своего
предмета, методы его конфигурирования с другими предметами и зоны его прорывного развития.
Слайд 29«Школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей,
без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственных задатков детей»
В. В. Давыдов