Слайд 1Логические переходы к изучению новой темы
на примере
урока истории
Учитель истории МБОУ
СОШ № 33 им. П.Н. Шубина
Синицына У.П.
Слайд 2Новая тема
«Религия древних египтян»
Цели:
ознакомить учащихся с религиозными верованиями древних
египтян;
продолжить формирование умений анализировать исторические факты на элементарном уровне, формировать несложные выводы, пересказывать содержание текста учебника.
Оборудование: карта Египта, презентация, иллюстративный материал
Слайд 3Этапы урока
1. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Военные походы фараонов»
Тест
Карточка
для устного ответа
Творческая задача
Работа с понятиями
Поиск исторических ошибок
Фронтальный опрос
Слайд 42. Изучение нового материала
Варианты формулирования новой темы:
Тема записана на доске
Учащиеся составляют
тему урока самостоятельно из имеющихся у них (заранее подготовленные) карточки с вопросами, заданиями.
Учащиеся сами формулируют тему исходя из рассказа-подводки учителя.
Слайд 5Логический переход к новой теме
Рассказ-подводка учителя:
С опорой на уже имеющиеся знания,
через их актуализацию направить мышление ребенка на другую сторону, раскрытой на прошлом уроке, темы.
Пример:
Итак, мы выяснили, что военные походы фараонов обогащали их и их ближайшее окружение. Фараоны становились могущественнее и сильнее. Известно, что в Египте в усыпальницу фараона клали статую его хозяина, высеченную из камня или дерева, фигурки поваров, носильщиков, других рабов и слуг и т. д. На стенах гробниц художники изображали хозяйство господина. О чем свидетельствуют такие погребения? Какие выводы можно сделать на основе этих данных?
Главный вывод: у древних египтян существовала вера в загробную жизнь, а значит, были религиозные верования.
Слайд 6Пример 2 (тема-загадка):
На прошлом уроке мы с вами выяснили, что у
египтян было сильное войска и фараоны часто совершали походы в отдаленные страны. Но была одна страна, в которую ни один воин не мог попасть, ни один человек, и даже фараону вход эту страну был запрещен, по крайней мере пока он был жив… Как вы думаете, что это была за страна?
Ответ: Страна мертвых.
Вспоминаем, о чем свидетельствует представление о стране мертвых, на основе темы «Возникновение искусства и религиозных представлений»
Слайд 7Формулирование цели урока
Выяснить:
Какие религиозные верования существовали у древних египтян?
Слайд 8Изучение нового материала
План
Боги древних египтян.
Религиозные верования древних египтян.
Религия и власть фараона.
Слайд 9Формы работы на уроке
при изучении новой темы
Составление опорных конспектов в виде
плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д.
Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы
Составление биографических справок – характеристик исторических личностей.
Работа с исторической картой.
Анализ исторических источников (документов).
Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата
Рецензия на ответ товарища.
Слайд 10Формы работы на уроке
при изучении новой темы
1. Работа с текстом учебника
(п. 2 § 10 Вигасина)
2. Работа с дополнительным материалом
(«Книга мертвых», «История в девяти книгах»)
3. Заполнение таблицы
4. Решение нестандартных, творческих задач/заданий
О кошках, загадка Сфинкса, о стране мертвых.
5. Выступление ученика с опережающим заданием с демонстрацией, соответствующих теме урока предметов
Статуэтки кошек, фараон, саркафаг, папирус
Слайд 111. Работа с текстом учебника
П.2, учебник Вигасин
Прочитать пункт 2, и выяснить
– какие боги существовали у египтян и каким силам природы они покровительствовали.
Заполнить таблицу:
Слайд 12На мультимедийной доске появляется заполненная таблица, совместно проверяем и комментируем.
Здесь можно
включить решение классом творческой задачи о стране мертвых.
Почему она находила на Западе?
Миф и Амоне РА и Апопе
Вывод: египетские Боги тесно связаны с природными явлениями, климатом Египта.
Слайд 13Демонстрация папируса
или рисунка на доске
Рисунок: Суд Осириса
Учащиеся внимательно рассматривают рисунок, описываем,
делаем вывод, что там изображено.
Чтение учащимися в учебнике мифа об Осирисе, Исиде и Сете.
Рассказ учителя о Суде Осириса.
Работа с историческими источниками
Слайд 14Исторические источники
Учащиеся получают тексты:
«Книга мертвых»
«История в девяти книгах»
После каждого фрагмента располагаются
вопросы на которые нужно ответить.
Слайд 15«Книга Мертвых»
«Слава тебе, бог великий, владыка правды. Я пришел к тебе,
господин мой. Ты привел меня, чтобы созерцать твою красоту. Я знаю тебя, я знаю имя твое, я знаю имена 42 богов, находящихся с тобою в чертоге обоюдной правды, которые живут, подстерегая злых и питаясь их кровью в день отчета перед лицом Благого. Вот я пришел к тебе, владыка правды; я принес правду, я отогнал ложь. Я не творил неправедного относительно людей, я не убивал... Я не делал зла. Не делал я того, что для богов мерзость... Не уменьшал хлебов в храмах, не убавлял пищи богов. Я не уменьшал меры зерна, не убавлял меры длины, не нарушал меры полей... Я чист, я чист, я чист, я чист...»
Вопросы:
Кого в Древнем Египте считали добрым и хорошим человеком?
Где человек произносил подобную клятву?
Для чего нужна была эта клятва?
Слайд 16«История в девяти книгах»
Вопрос: Выяснить какие священные животные были у египтян?
Геродот. История
66... .Если в доме околеет кошка, то все обитатели дома сбривают себе только брови. Если же околеет собака, то все стригут себе волосы на теле и голове.
67. .. .Трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и погребают там, в священных покоях. Собак же хоронят каждый в своем городе в священных гробницах...
69. .. .Жители Фив и области Меридова озера почитают крокодилов священными. В уши этому крокодилу вдевают серьги из стекла с золотом, а на передние лапы надевают кольца. Ему подают особо назначенную священную пищу, и пока он живет, весьма заботливо ухаживают за ним, а после смерти бальзамируют и погребают в священных покоях. Жители города Элефантины, напротив, не почитают крокодилов священными и даже употребляют их в пищу...
Слайд 17Выступление ученика с опережающим заданием
Демонстрация фигурок
кошек
Фараона
Папируса
и т.д.
Решение творческой
задачи о том, почему кошки стали священным животным египтян?
( мозговой штурм)
Слайд 18Решение задачи.
Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его
прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считалось, если фараон позволил поцеловать свою сандалию.
О чем свидетельствуют эти факты? Какая связь существует между религией и государственной властью?
Слайд 19Закрепление материала
Формулирование вывода урока
Что мы узнали на уроке?
Для чего нужна была
религия в Египте?
Закрепление знаний имен Богов?
Вставить пропущенные буквы в имена Богов.
Определить миф, бога по картинке.
Игра «Шляпа» по основным понятиям, терминам.
Составление синквейна к имени Бога, слову религия.
Слайд 20Примеры
А _ _Н – Бог солнца
А_ _П – Бог тьмы
Г _
Б – бог земли
Н _ Т – богиня неба
Т _ Т – бог мудрости
Б _ _ _ _ Т – покровительница женщин
А _ _ С – священный бык
С _ Т – бог пустыни
О _ _ _ _ С – судья в стране мертвых
Г _ Р – покровитель фараонов
И _ _ _ А - богиня покровительница жен, жена Осириса
А _ _ _ _ С – бог покровитель умерших
М _ _ Т – богиня справедливости
Слайд 21Игровые формы организации урока
Игра-диспут.
Жрецы vs вельможи: кто больше приносит пользы Египту?
«Своя игра»
«Кроссворд»
И проч. ..
Слайд 23Синквейн
Синквейн - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего
из пяти нерифмованных строк.
Происхождение слова синквейн: слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает почти дословно «стихотворение из пяти строк».
Этот жанр поэзии придумала Американская поэтесса Аделаида Крэпси, которая увлекалась восточными формами стихосложения.
Слайд 24Правила синквейна:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка
– два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Слайд 25Примеры
(готовый)
урок
комбинированный, интегрированный
делиться, изучать, получать
овладение учащимися изучаемым материалом
процесс
Слайд 26Пример
(пробы пера)
Урок
Занимательный, увлекательный, познавательный
Обучает, направляет, воспитывает
форма организации учебной работы в школе
Знание
Слайд 27Пример
(к теме урока)
Религия
Удивительная, таинственная, духовная
Объясняет, направляет, утешает
Вера в сверхъестественное
Боги
Слайд 28Амон Ра
Амон Ра
Солнечный, сильный, добрый
Помогает, борется, побеждает
Бог солнца египтян
Восход
Слайд 29Осирис
Осирис
Преданный, убитый, воскресший
Взвешивает, карает, милует
Царь страны мертвых
Суд
Слайд 30Метод синквейна в обучении:
Санквейн как метод проверки уровня знаний учеников в
какой-то теме.
Метод синквейна и в самом начале урока
Синквейн во время урока
Синквейн в конце занятия
Слайд 31Эффективность синквейна в обучении:
Умение грамотно и кратко обобщать и формулировать сложную
информацию,
Увеличение навыков образной речи,
Увеличение аналитических способностей,
Ускорение запоминания и понимания основной сути в любой сфере обучения
Слайд 32Китайская мудрость
«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю,
я делаю – я усваиваю».