Слайд 1Использование различных приёмов и методов повышения учебной мотивации школьников на уроках
русского языка и литературного чтения
Учитель начальных классов
«МБОУ СОШ №19» г. Салавата Асылгужина Гузалия Миннибаевна
Слайд 2 Мотивация – это процесс побуждения себя и других
к деятельности для достижения личных целей.
К учебным мотивам относятся такие, как:
• собственное развитие в процессе учения;
• действие вместе с другими и для других;
• познание нового, неизвестного;
• понимание необходимости учения для дальнейшей жизни;
• процесс учения как возможность общения;
• похвала от значимых лиц;
• учёба как вынужденное поведение;
• процесс учёбы как привычное функционирование;
• учёба ради лидерства и престижа;
• стремление оказаться в центре внимания;
• стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников и др.
Слайд 3 Повышение интереса к уроку можно достичь, используя приёмы, которые
хорошо зарекомендовали себя на практике:
Создание проблемной ситуации.
Групповая работа.
Нестандартные уроки.
Использование ИКТ.
Презентация – мощное средство наглядности.
Доброжелательный настрой урока.
Слайд 4 Различные виды пересказов (подробный, краткий, выборочный, творческий).
Рассказ по иллюстрации.
Мини-сочинение.
Придумывание загадок.
Составление теста.
Написание отзыва.
Мини-рассказ по стихотворению.
Слайд 5Синквейн – это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия,
которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению своих мыслей. Это способ написания оригинальных и красивых стихотворений. Именно поэтому синквейн, как метод обучения, приобретает всё большую популярность и всё чаще применяется в образовательном процессе.
Лето
Жаркое, весёлое
Гулять, играть, отдыхать.
Ждём с нетерпением.
Каникулы!
Весна
Тёплая, яркая
Расцветает, зеленеет, радует.
Природа просыпается.
Здорово!
Слайд 6 Эстафета читательского творчества
Начинаем со слов:
Я почувствовал(а) …
Я улыбнулся(ась) …
Мне стало грустно …
Я бы продолжил(а) написанное так …
Если бы я оказался(ась) в подобной ситуации, я бы действовал(а) так …
Будущее героев я представляю …
Произведение вызвало у меня чувства…
Слайд 7Игра «Свободный микрофон»
Для ответов используем «слова–помощники»:
«Впечатление произвёл…»
«Был поражён…»
«Фантастическая добавка»
«Осмысленное
чтение с отвлекающим эффектом»
«Ловушка»
«Пересечение тем»
Литературные и сюжетно-ролевые игры
Зачётные спектакли
Слайд 10Числовые ребусы: 100Г, па3от, 100 лб, 3котаж, 3умф, 100рож.
Слова
наоборот: пулут, дурт, залг, зов, генс, гарво, долох, дярто, дебо, дог.
«Составь слово по опорным словам»
а) Из первого слова бери первый слог, из второго – второй и так далее.
Радость, задумал, дорога – РАДУГА.
б) Из слова завал возьмите приставку; из слова рисовал – корень; из слова осиновый – суффикс; из слова дочка – суффикс; из слова лиса – окончание. ЗАРИСОВКА.
Слайд 11«Составь предложение»
Тавтограмма – это текст, где каждое слово начинается
на одну букву.
Петя пошёл провожать папу к поезду.
Про певчих птиц поёт петух,
Про перья птичьи и про пух,
Про пастбище, про пастуха,
И про себя, про петуха.
Слайд 12«Привлекательная цель»
Ва – банк, ра – дуга, клей –
стер, почт – амт, люб – овь; вы – ну – ть.
Вопросы, в которых сталкиваются противоречия.
(В)пустую комнату; спорить (в)пустую.
Подняться (на)верх; прикрепить (на)верх шеста.
Работать (по)новому; идти (по)новому шоссе.
Слайд 13«Верные и неверные утверждения».
Верите ли вы, что предложения по эмоциональной окраске
бывают восклицательные и невосклицательные? (Да)
Верите ли вы, что предложения по цели высказывания бывают распространённые и нераспространённые? (Нет) А какие они бывают? (Повествовательные, побудительные, вопросительные)
Верите ли вы, что в простых предложениях одна грамматическая основа, а в сложных – две и более грамматических основ? (Да)
Верите ли вы, что дополнение, обстоятельство и определение – это главные члены предложения? (Нет) А какие члены предложения являются главными? (Подлежащее и сказуемое)
Слайд 14Игра «Четвёртый лишний»
крик, кричать, квакать, кукарекать (имя существительное)
золото, ураган, молоко, болото (не содержит полногласных сочетаний)
лебедь, воробей, ворона, попугай (остальные мужского рода)
Игра «Звери спрятались»
Пришли ребята в зоопарк. Возле входа – поленья. И объявление: «Мухомор жареный». Рысью пробежал охранник. Ребята за ним, но по пути заслон. Послышалось рычание. «Принести грабли! – скомандовал охранник. Принесли самые новые. «Велика банка, – почему-то сказал охранник. И добавил: – Зоопарк закрыт».
Слайд 15Повторяем с контролем.
Взаимоопрос.
Создание ситуации успеха.
Освобождение от домашнего задания.
Оценка –
не отметка.
Кредит доверия.
Слайд 16 Источники:
http://bibliofond.ru/view.aspx?id=519822
https://infourok.ru/formirovanie-polozhitelnoy-motivacii-uchaschihsya-nachalnoy-shkoli-1105402.html
https://infourok.ru/formirovanie-polozhitelnoy-motivacii-ucheniya-mladshih-shkolnikov-930905.html