Слайд 1Индивидуализация и дифференциация в организации процесса образовательной деятельности.
Слайд 2
Дифференциация
означает расчленение, разделение целого на различные формы и ступени.
Дифференцированным считается
образовательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся.
Слайд 3Понятия:
Дифференциация - способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности.
Дифференциация характеризуется созданием групп учащихся, в которых элементы дидактической системы различаются.
Индивидуализация — это когда учебный процесс строится с учетом особенностей не групп, а каждого отдельно взятого ученика.
Уровневая дифференциация - обучаясь в одном классе по одной программе и учебнику школьники могут усваивать материал на различных уровнях.
Слайд 4
Виды дифференциации обучения школьников.
1. Внешняя дифференциация – разделение учащихся по определенным признакам
(способностям, интересам) на стабильные группы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются.
Слайд 52. Внутренняя дифференциация предполагает организацию работы внутри класса по группам учащихся, с
одними и теми же более или менее устойчивыми индивидуальными особенностями. Дифференциация обучения также комплекс соответствующих методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий.
Слайд 6Принципы дифференцированного подхода:
- изучение индивидуальных особенностей развития учащегося;
- выявление у учащихся
склонностей и способностей к определенному виду деятельности;
- ориентация на особенности динамики познавательного процесса ребенка;
- развитие межличностных контактов на уровне «учитель-учащийся-класс»;
- формирование положительной мотивации школьников;
- вовлечение во все виды деятельности;
- постепенное повышение требовательности к учащемуся в ходе выполнения задания, усвоения им материала.
Слайд 7 Этапы дифференцированного обучения.
1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся.
2. Выделение отдельных групп учащихся.
3.
Составление или подбор дифференцированных заданий.
4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся.
Слайд 8Все обучающиеся делятся на 3 группы
1 группа - дети, способные справляться с
материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.
2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.
3группа – дети, требующие постоянной дополнительной помощи.
Слайд 9Внутренняя дифференциация не однородна. Можно выделить ее различные модификации:
1. По уровню
возрастных возможностей.
2. По степени обученности.
3. По характеру познавательной деятельности .
4. По характеру нейропсихологических особенностей.
Слайд 101. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЮ ТВОРЧЕСТВА
2. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ
ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЮ ТРУДНОСТИ
3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗАДАНИЙ ПО ОБЪЁМУ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
4. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАБОТЫ ПО СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Слайд 11
Положительные аспекты уровневой дифференциации
Исключается уравниловка и усреднение учащихся.
Появление возможности помогать
и сильному учащемуся, и слабому учащемуся.
Возможность эффективной работы с учащимися, плохо адаптированными к процессу обучения.
Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании.
Повышается уровень "я" концепции (состояние успеха у слабых учащихся).
Повышается уровень мотивации учения.
Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания.
В группе, где собраны одинаковые дети, ребёнку легче учиться.
Слайд 12Отрицательные аспекты уровневой дифференциации
Деление по уровню учащихся негуманно.
Отсутствие возможности тянуться за
более сильным учащимся.
Социально-экономическое неравенство.
Перевод в слабые группы воспринимается как унижение достоинства.
Несовершенство диагностик.
Понижение уровня "я" концепции.
Иллюзия исключительности (звездная болезнь).
Понижение мотивации слабых учащихся к обучению.
Разрушение коллектива класса.
Слайд 13Хорошо продуманное внедрение дифференциации в образовательный процесс позволяет решить следующие задачи:
предотвратить
пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся, выровнять степень подготовки всего класса;
развить способности и интересы учащихся;
повысить качество знаний;
более рационально использовать учебное время каждого;
вовлечь всех учащихся в активную, напряженную умственную деятельность;
устранить разрыв между фронтальными методами преподавания и индивидуальным характером знаний.