Слайд 1«Радуга»
Дошкольная программа по окружающему миру
Слайд 2Авторы программы «Радуга»:
Т.Н. Доронова,
С.Г. Якобсон,
Е.В. Соловьева,
Т.И. Гризик,
В.В.
Гербова.
Научный руководитель Т.Н. Доронова.
Слайд 3Программа 'Радуга' рекомендована Минобразования РФ, прошла апробацию в различных регионах страны.
В настоящее время переработана с учетом предложений педагогов-практиков. Программа направлена на воспитание, образование и развитие детей от 2 до 7 лет. В ней даны возрастные характеристики ребенка, определены задачи работы с детьми и пути их решения, обозначены главные направления взаимодействия ДОУ с родителями.
Слайд 4Структура программы отражает закономерности появления и становления в психике ребенка важнейших
психических новообразований: от 2 до 4 лет — целенаправленная деятельность, от 4 до 5 — переход сознания ребенка за пределы окружающей его действительности, от 5 до 7 лет — произвольность психических процессов, развиваются воображение, творчество.
Слайд 5Программа 'Радуга' содержит семь разделов:
изобразительная деятельность,
математика,
развитие речи,
конструирование,
музыка,
движение,
окружающий мир.
Слайд 6Программа 'Радуга' задумана и реализована:
как комплексная, т.е. охватывающая все основные стороны
развития детей в дошкольном возрасте;
массовая, т.е. предназначенная для использования во всех регионах России в городских и сельских детских садах;
личностно-ориентированная система воспитания, образования и развития детей, основанная на классических подходах и основных достижениях современной российской педагогической и психологической науки.
Слайд 7Педагогическая работа в рамках программы строится на основе теоретических позиций о
ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и становлении его личности. Существенный момент в педагогической работе — создание у детей мотивации. Авторы предлагают использовать три ее типа: игровую, общения и личной заинтересованности.
Авторы назвали программу «Радуга», образно сравнивая с настоящей радугой семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка: физическая культура; игра; изобразительная деятельность и ручной труд; конструирование; занятие музыкальным и пластическим искусством; занятие по развитию речи и ознакомление с окружающим миром; математика.
Слайд 9Разделы «Ребенок и окружающий его мир», «Обучение родному и иностранному языкам»
обозначены синим цветом. Их цель — помочь научиться общению со взрослыми и сверстниками, понятно для окружающих выражать свои мысли, уметь слушать и понимать других, вступать в разговор, поддерживать его, высказывать свои суждения, формировать простейшие выводы. С синим цветом ассоциируется все то, что необходимо как воздух и окружает ребенка в быту и природе, что позволяет ему установить связи между живым и неживым, познать самого себя.
Слайд 10Одно из положений, на которых базируется программа, — личность представляет собой
систему, основанную на отношении человека к окружающему миру, другим людям, к себе самому. В программе поставлены задачи формирования бережного и уважительного отношения к окружающему миру рукотворных предметов и сфере человеческого труда, экологического отношения к природе, разработаны и предложены эффективные технологии создания в группе спокойных и доброжелательных взаимоотношений.
Слайд 11Авторы преследуют цель —
сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность,
умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения и др., которые позволяют ребенку, не потеряв интереса к учению, полноценно овладевать знаниями не только в школе, а постоянно. В связи с этим решение воспитательно-образовательных задач в первую очередь направлено на воспитание и общее психическое развитие ребенка. При этом формирование знаний, умений и навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств развития ребенка.
Слайд 12Перед воспитателями ставятся следующие задачи:
создать ребенку возможность радостно и содержательно прожить
эти годы;
обеспечить охрану и укрепление его здоровья (физического и психического);
способствовать всестороннему и своевременному психическому развитию;
формировать активное и бережное уважительное отношение к окружающему миру;
приобщать к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали и др.).
Слайд 13Разделы программы:
Раздел программы «Радуга» «Мир природы» является составляющей познавательного развития
детей, в рамках которого они все вместе получают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему миру. В методическом материале программы предусмотрено значительное количество занятий о растениях, животных, планете Земля и строении Солнечной системы. Детям дают знания из области географии, сведения об экзотических явлениях (о природе Африки, динозаврах и др.), на основе сезонных наблюдений составляются «портреты» каждого месяца, детей знакомят с историей создания часов, календарей, глобуса.
Программа «Радуга» предлагает разделить работу по экологическому воспитанию на два раздела: «Живая природа» и «Неживая природа». На занятиях дети получают знания о растениях и животных как о царствах: царство растений и царство животных. Царство растений в свою очередь делится на дикие и культурные растения.
Слайд 14Программа «Радуга» ориентирует педагогов на осуществление трудовой деятельности, но не на
занятиях, а в повседневной жизни. Авторы рекомендуют выращивать в группе культурные растения (из семян и луковиц), даже разрешают детям, которые проявляют явный интерес и любовь к уходу за комнатными растениями, принести в группу свои цветы (при условии, что ухаживать за ними дети будут самостоятельно).
Авторы считают беседы на познавательные темы одной из форм получения информации, они рекомендуют строить их таким образом, чтобы вопросы педагога помогали детям упорядочивать имеющиеся представления, уточнять и расширять их. В итоге бесед ребенок должен осознать, понять различные закономерности нашего мира, получить новую информацию (беседа о фруктах, «Мой любимый день недели, года», «Животные, которых мы знаем» и др.).
Слайд 15«Радуга» предусматривает значительное количество занятий о растениях, животных, строении Солнечной системы.
Дошкольники получают много знаний, но недостаточно экологических. Предполагается частое использование словесного метода: рассказ воспитателя, объяснение вместо наблюдения, совсем не присутствует опытническая работа, мало внимания уделено труду в природе. Детям все дается в готовом виде, т.е. всю информацию они черпают из рассказа воспитателя. Эта программа рассчитана в основном на получение готовых знаний, а не на практическую деятельность детей.