Слайд 2Автоуслуги, используемые в туристском обслуживании, включают три основных направления:
1) организация
автобусных путешествий;
2) организация путешествий на личном транспорте туристов;
3) прокат автомобилей
Слайд 3Международный автобусный туризм является сравнительно молодым видом туризма. Начало его развития
можно отнести к 70-м гг. XX в. До этого в разных странах автобусы использовались в основном для трансферов, экскурсий и местных поездок.
Слайд 4В 1986 г. в странах Европы было создано объединение автобусных перевозчиков
- Совет «Евролиний» («Eurolincs»), куда вошли 33 европейских партнера.
Автобусные компании выступили под одной торговой маркой, выработали общую систему автобусного сообщения по сквозным билетам с общими стандартами сервиса, правилами и системой скидок.
Слайд 5Сегодня «Eurolines» - одна из ведущих компаний на рынке. Она обслуживает
более 250 маршрутов по всей Европе, и в нее входят 35 европейских автобусных компаний. С 1992 г. «Eurolines» стала работать и в Восточной Европе.
Слайд 6Приоритет отдается автобусным турам выходного дня - довольно популярны 2-3-дневные поездки
по городам Европы в экскурсионно-по-знавательных целях. На втором месте по популярности - маршрутные туры продолжительностью 1-2 недели по городам Европы также с экскурсионно-познавательными целями.
Слайд 7Фактически автобусные туры осуществляются в течение всего года. Некоторый спад спроса
наблюдается в январе-феврале. В течение этих двух месяцев обычно на одном маршруте «занят» один автобус.
Слайд 8Открытие движения на регулярных международных маршрутах регламентируется двусторонними правительственными соглашениями, а
транзит через третьи страны требует разрешения Комитета по транспорту при Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК).
Слайд 9Для упрощения договоров на международные перевозки в рамках Женевской конвенции от
1 марта 1973 г. принята Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа. Дальнейшие упрощения международных перевозок зафиксированы Гаагской (1989 г.) декларацией по туризму и Шенгенским соглашением для членов Европейского союза.
Слайд 10Организация туристских перевозок в рамках стран СНГ регулируется постановлением Межпарламентской ассамблеи
государств - участников СНГ «Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма» от 29 октября 1994 г. и другими актами.
Слайд 11В соответствии с Европейским соглашением о нерегулярных международных перевозках пассажиров автобусами
(АСОР), принятым в Дублине 26 мая 1982 г., для нерегулярных международных пассажирских перевозок в странах Восточной и Западной Европы используется контрольный документ (листы поездок), который должен находиться на борту автобуса.
Слайд 12В связи с этим Министерство транспорта РФ приняло решение от 07.02.97
г. № ЛШ-6/60 «О применении унифицированного комплекта листов поездки (контрольный документ с номером) на международном нерегулярном пассажирском автобусном сообщении между Россией и европейскими странами: Бельгией, Германией, Голландией, Испанией, Польшей, Словенией, Чехией и Югославией».
Слайд 13Существует проект по ограничению скорости автобусов до 100 км/час. Это должно
благотворно повлиять на окружающую среду, но может резко снизить конкурентоспособность автобусов по отношению к другим видам транспорта. Такие ограничения уже введены в большинстве западно-европейских стран, а также в некоторых восточно-европейских странах (например, в Хорватии).
Слайд 14Для совершения туристских поездок в страны Европы необходимо также оформление специальной
страховки (помимо медицинской) - гак называемой зеленой карты (страхование автогражданской ответственности в пользу третьих лиц при виновности застрахаванного - InternationalMotorInsuranceCard).
Слайд 15В Европе серьезное внимание уделяется состоянию автобусов, используемых под туристские перевозки.
Так, во многих странах запрещена работа автобусов на туристских маршрутах, если их срок эксплуатации превышает 8 лет. В соответствии с европейским законодательством автобусы также должны проходить всесторонний технический контроль каждые шесть месяцев.
Слайд 16В соответствии с решениями Европейской конвенции по работе экипажей транспортных средств
с 24 апреля 1995 г. все автобусы с числом мест более 9 должны быть обязательно оборудованы тахографами.
Это требование относится ко всем транспортным средствам, участвующим в международных перевозках, в том числе и к российским
Слайд 17Автобусные путешествия могут быть организованы на собственных автобусах, принадлежащих туристским фирмам,
а также на арендованных автобусах, принадлежащих независимым автотранспортным предприятиям (АТП) Министерства транспорта РФ.
Слайд 18Как правило, российские фирмы работают с арендованными автобусами. С такими АТП
туристская фирма заключает специальный договор на аренду автобуса под туристские перевозки.
Слайд 19Путешествия с использованием личного транспорта туристов
Организация пакетного тура автомобильного путешествия
включает весь набор услуг, за исключением транспортных. Однако специальную помощь в организации передвижения туристов по маршруту на своих автомобилях туристская фирма все же оказывает. Это отражается на специфике организации автомобильных туров.
Слайд 20Самые распространенные для этого вида путешествий - поездки выходного дня. По
видам туризма наиболее популярными автотурами являются оздоровительные (выезд на природу или к местам отдыха) и познавательные (поездки к историческим или культурным памятникам).
Слайд 21В развитых странах по традиционным туристским трассам построены целые цепи малых
отелей и кемпингов, ориентированных прежде всего на обслуживание туристов, путешествующих на личных автомобилях.
Слайд 22Процесс подготовки автопутешествия включает:
- разработку маршрута;
- разработку графика движения;
- оформление маршрутной документации.
Слайд 23Документы туристу в дороге потребуются следующие:
паспорт (при путешествиях за границей -
иностранный паспорт с визами соответствующих стран)
удостоверение на право вождения автомобиля (для зарубежных путешествий - международного образца)
технический паспорт автомобиля, талон предупреждений
доверенность на право вождения автомобиля или договор о его аренде (если путешествие совершается не на своей или прокатной машине)
маршрутные документы,
сервисная книжка
нотариально заверенная копия технического паспорта (если планируется перевоз машины по железной дороге)
«зеленая карта»
медицинская страховка (при выезде за рубеж). Данные в техпаспорте должны быть дублированы на английском языке.
Слайд 24Что касается водительского удостоверения для зарубежных автопутешествий, а также для проката
автомашин за рубежом для российских туристов, то этот вопрос регулируется международным документом в этой области - Конвенцией о дорожном движении. Российская Федерация входит в число договаривающихся сторон, поэтому документы, выданные на территории нашей страны, полностью соответствуют международному образцу стран - участниц Конвенции.
Слайд 25Необходимо оформить страховку на автомобиль - на случай гражданской ответственности при
дорожно-транспортном путешествии (ДТП). При путешествиях за рубеж в обязательном порядке оформляется так называемая зеленая карта - страхование автогражданской ответственности при ДТП (InternationalMotorInsuranceCard).
Слайд 26Прокат автомобилей.
Прокат (или аренда) автомобилей - востребованная услуга среди туристов
на стационарных и курортных турах. В любом туристском или курортном центре работает множество автопрокатных контор - от крупных до самых маленьких.
Ведущей фирмой по прокату автомашин в мире является фирма «HERTZ». Конкурирующая с ней «AVIS» в середине 90-х гг. была названа английским журналом «InstitutionalInvestor» лучшей в мире фирмой, сдающей автомобили на прокат.
Слайд 27Процедура аренды автомобиля
От туриста требуется, чтобы его возраст был не менее
21 года и не превышал 70 лет (в некоторых фирмах Великобритании - 25 и 75 лет соответственно).
Служащему арендной компании надо предъявить паспорт и водительское удостоверение (международное).
К моменту заключения договора удостоверение должно быть действительно не менее 2 лет (в Великобритании - 1 год, а для водителей моложе 25 лет требуемый стаж увеличивается на 1 год).
Слайд 28В стоимость арендной платы должно входить следующее:
неограниченный пробег автомобиля;
доставка клиенту автомобиля в черте города;
ремонт или замена автомобиля в случае технической неисправности, кроме повреждения покрышек и ветрового стекла;
- полная страховка на случай ДТП, произошедшего не по вине клиента;
- страховка, покрывающая ущерб, нанесенный автомобилю в ДТП по вине клиента, сверх определенной суммы (но если на момент ДТП водитель находился в состоянии алкогольного опьянения, страховка не выплачивается);
- страховка пассажиров (кроме водителя) от несчастных случаев (себя водитель может застраховать за дополнительную плату);
- налоги.
Слайд 29Аренду автомобиля в месте отдыха можно заказать еще во время покупки
тура в своем агентстве, включив ее в пакет услуг. Многие турагентства предлагают это своим туристам, так как заказ аренды машины в
своем агентстве облегчает туристу проблемы по прочтению договора на аренду на иностранном языке, гарантирует предоставление качественных и понятных услуг договором на покупку тура в целом.
Слайд 30Схема заказа автомобиля через турагентство следующая.
Получив соответствующий заказ от своего туриста,
турагентство запрашивает факсом принимающего туроператора или напрямую автопрокатную фирму. В запросе указываются фамилия и имя туриста, срок аренды, марка автомобиля, место доставки автомобиля туристу. Автопрокатная фирма также факсом направляет в турагентство ваучер на имя клиента. После получения ваучера производится перевод денег на оплату аренды автомобиля. В месте отдыха турист, предъявив ваучер, может получить автомобиль и пользоваться им в свое удовольствие.
Слайд 31Железнодорожные путешествия
Железная дорога является удобным средством сообщения для транспортировки любых
категорий туристов, начиная от туристов-индивидуалов, больших и малых туристских групп на рейсовых регулярных линиях и чартерных поездах и заканчивая организацией специальных туристско-экскурсионных поездов местного и дальнего сообщения
Слайд 32В настоящее время многие компании, владеющие железнодорожными линиями («Вагон-Ли», «Аккор» и
др.), прикладывают большие усилия для сохранения и увеличения туристского пассажиропотока. Основными направлениями в этом плане можно назвать:
Слайд 33- прокладку высокоскоростных магистралей (для ускорения транспортировки);
- обслуживание в вагонах
по формуле «Евро-Найт» (улучшение комфортности до гостиничного уровня);
- организацию специальных туристских поездов, в том числе и «ретро-паровозы» (специальные тематические поездки на железнодорожном транспорте).
Слайд 35Железнодорожное сообщение регулируется целым пакетом национальных и международных соглашений, конвенций и
договоров.
Слайд 36В России действуют:
Устав железных дорог;
Правила перевозок пассажиров и багажа
по железным дорогам;
ведомственные нормативные акты, издаваемые в периодических сборниках;
Правила перевозок и тарифов;
Соглашение о международном пассажирском сообщении;
Единые пассажирские тарифы;
инструкции по ведению коммерческой отчетности;
Правила перевозок воинских пассажиров, багажа и грузов;
Правила выдачи бесплатных билетов для проезда по железным дорогам и метрополитенам;
Тарифное руководство; указатели маршрутов и сообщений.
Слайд 37Главный орган, регулирующий железнодорожные перевозки в РФ, - это Министерство путей
сообщения РФ (МПС).
Слайд 38В системе пассажирских перевозок поезда разделяются на рейсовые, следующие по строго
установленному маршруту, в строго соблюдаемом временном промежутке и графике движения, которые, в свою очередь, подразделяются на пригородные, местные и дальние, и на внерепсовые (чартерные), которые комплектуются по мере необходимости перевозок. Это относится и к туристским поездам.
Слайд 39В билете в общем случае указываются:
- перевозчик;
- станция отправления
(departurecity);
- станция назначения (arrivalcity);
- дата начала путешествия, поездки, перевозки (DOT - DateofTravel);
- время отправления (timedeparture);
- код и номер поезда;
- тип и номер вагона, место пассажира;
- сумма, уплаченная за билет;
- фамилия пассажира (для поездов дальнего следования);
- пол и номер паспорта пассажира (для международных рейсов).
Слайд 40Основные тарифы:
- прямая плацкарта - общий пассажирский вагон (стоимость проезда
в вагоне с местами для сидения пассажирского поезда);
- доплаты за дополнительно предоставляемые услуги (за скорость, за проезд в вагонах и поездах вышеоплачиваемых категорий, за провоз багажа и грузобагажа).
Слайд 41Стандартные железнодорожные туры можно условно разделить на три самостоятельные категории:
-
однодневные;
- непродолжительные (2-3 суток);
- многодневные (от 5 дней и более).
Слайд 42В состав туристского поезда входят также несколько вагонов-ресторанов, вагон-салон (используемый как
библиотека, место для карточных игр или переговоров, отдыха), конференц-вагон (он же лекторий, дискотека или же видеосалон), а также «детский вагон» или «зал подвижных игр».
Слайд 43Туристско-экскурсионные поезда назначаются на основании заключенного договора между туристской фирмой и
управлением железной дороги. Назначение поездов производится после заключения договора и оплаты причитающихся платежей.
Слайд 44Туристская фирма договаривается с управлением (отделением) дороги о выделении состава на
определенный срок. Для этого пишут письмо на имя начальника пассажирской службы с просьбой о выделении такого состава. На письме он дает согласие и указывает конкретные сроки выделения состава.
Слайд 45После перечисления платежей, предусмотренных договором, но не позднее чем за 20
дней до отправления поезда, управление дороги его
отправления дает адресную телеграмму всем управлениям дорог следования и копии: туристской фирме, организующей турпутешествие; главным управлениям МГТС (пассажирскому, движения, врачебно-санитарному); предприятиям питания.
Слайд 46В телеграмме должны быть схема и расписание следования поезда с указанием
времени и пунктов передачи с дороги на дорогу, порядка и времени подачи состава в пункты посадки и приписки, а также пунктов дополнительного снабжения топливом и водой в пути следования.
Слайд 47При заключении договора управлению железной дороги должны быть перечислены все причитающиеся
платежи за перевозку (аренда, проезд и др.) не позднее чем за 20 дней до отправления турпоезда.
Слайд 48Туристской организации выдаются два экземпляра договора и две квитанции формы ГУ-57
(одна - на проезд туда и вторая -на проезд обратно), в которых указываются: маршрут следования поезда, пункты остановки, стоимость одного билета, общее количество пассажиров и полученная сумма за проезд.
Слайд 49Копия договора на аренду туристско-экскурсионного поезда с отметкой железной дороги о
получении ею всех причитающихся платежей и квитанции (форма ГУ-57) хранятся у руководителя (директора) туристского маршрута и предъявляются при контроле в пути следования. После окончания рейса директор маршрута сдает эти документы в бухгалтерию туристской организации.
Слайд 50Не позднее чем за 6 часов до отправления поезда специальная комиссия,
состоящая из представителей железной дороги, предприятия питания, санитарно-эпидемиологической службы и туристской организации, арендующей состав (директор тур-маршрута и поездной врач), осуществляет комиссионную приемку готовности состава в рейс. Комиссией составляется акт о приемке состава, который передается во все заинтересованные службы. При необходимости принимаются меры по замене вагонов и пр.