Слайд 1Способности, условия их проявления и развития
Слайд 2 Способности - это индивидуальные
особенности личности, обеспечивающие
ему успех в деятельности. От уровня
способностей зависит скорость, глубина,
легкость и прочность процесса приобре-тения знаний, умений и навыков.
Слайд 3 Способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь
такие которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности (или нескольких деятель-ностей).
Профессии:
Повар
Дегустатор
Парфюмер
Фармацевт
Химик
СПОСОБНОСТЬ
Хорошо различать…и… запоминать запахи
Профессии:
Математик
Экономист
Финансист
Программист
Телефонист
СПОСОБНОСТЬ
Прочно удерживать в памяти много Цифр. Букв. Символов.
Слайд 6 Задатки – врожденные физиологические
особенности человека (особенности органов
чувств, строение мозга и др.).
Задатки выступают как исходный момент,
предпосылка формирования и развития
способностей.
Слайд 7Виды способностей
СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ОБЩИЕ
Интеллект
Трудоспособность
Потребность в
приобретении знаний
Умения
Педагогические
Спортивные
Технические
Математические
Художественные
Организаторские
Слайд 8Ведущие свойства специальных способностей
(по Е.А. Климову)
Слайд 9Ведущие свойства специальных способностей
(по Е.А. Климову)
Слайд 10
Высшими уровнями развития способностей являются
талант и гениальность
Талант – высшая степень развития способностей личности к определенной деятельности.
Гениальность – наивысшая степень
творческих проявлений личности.
Слайд 11Общая структура способностей
СПОСОБНОСТИ
ТАЛАНТ
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
ЗАДАТКИ
ГЕНИАЛЬНОСТЬ
активное взаимодействие
с окружающим миром
обучение и
Слайд 12Основные понятия
Гениальность –
наивысшая степень творческих
проявлений личности.
Задатки –
врожденные анатомно-физиоло-
гические особенности нервной
системы, мозга, составляющие
природную основу развития
способностей.
Талант –
высшая степень развития
способностей личности к
определенной деятельности.
Способность –
индивидуально-психические
особенности личности,
являющиеся условием
успешного выполнения той
или иной деятельности
Слайд 13Вопросы для закрепления
1. Что такое способности?
2. Какие факторы влияют на развитие
способностей?
3. Что такое задатки?
4. Какие виды способностей вы знаете?
Слайд 14Оценка
профессиональных склонностей
школьников
Авторская
модификация опросника Йовайши
Инструкция для учащихся:
При выборе профессии человеку очень важно учитывать свои индивидуальные склонности.
Склонность – это влечение к какому-либо занятию.
Чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один их трех вариантов – «а», «б», или «в» -
и отметьте его в бланке.
Слайд 15Вопросы:
1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности:
А) общаться с самыми
разными людьми;
Б) заниматься расчетами; вести документацию;
В) снимать фильмы, рисовать, писать книги, выступать на сцене и т.д.
2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает:
А) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
Б) сюжет, действия героев;
В) информация, которая мне пригодится в жизни.
3. Меня больше обрадует премия:
А) в области науки;
Б) за общественную деятельность;
В) в области искусства.
4. Я скорее соглашусь стать:
А) управляющим банка;
Б) главным инженером на производстве;
В) начальником экспедиции.
Слайд 165. Будущее людей определяют:
А) научные открытия;
Б) развитие производства;
В) взаимопонимание между людьми.
6.
Если я стану директором школы, то прежде всего займусь:
А) ее благоустройством (столовая, спортзал, компьютеры и т.д.);
Б) созданием дружного, сплоченного коллектива;
В) разработкой новых технологий обучения.
7. На технической технике меня больше привлечет:
А) внешний вид экспонатов (их цвет, форма и т.д.);
Б) внутренне устройство экспонатов;
В) их практическое применение.
8. В людях я прежде всего ценю:
А) мужество, смелость, выносливость;
Б) дружелюбие, чуткость, отзывчивость;
В) ответственность, честность, аккуратность.
Слайд 179. В свободное от работы время мне хотелось бы:
А) писать стихи,
сочинять музыку или рисовать4
Б) ставить различные опыты, эксперименты;
В) тренироваться.
10. Во время туристических поездок меня скорее заинтересует:
А) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи…);
Б) общение с новыми людьми;
В) возможность знакомства с историей и культурой другой страны.
11. Мне интереснее беседовать:
А) об автомобиле нового типа;
Б) о новой научной теории;
В) о человеческих взаимоотношениях.
12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал:
А) технический;
Б) музыкальный;
В) спортивный.
Слайд 1813. В школе требует обратить особое внимание на:
А) создание атмосферы взаимопонимания
между учителями и уч-ся;
Б) укрепление здоровья учащихся, занятия спортом;
В) состоянием дисциплины.
14. Я с большим удовольствием смотрю:
А) научно-популярные фильмы;
Б) программы о культуре и искусстве;
В) спортивные программы.
15. Мне хотелось бы работать:
А) с машинами, механизмами;
Б) с объектами природы;
В) с детьми или сверстниками.
16. Школа в первую очередь должна:
А) давать знания и умения;
Б) учить общению с людьми;
В) обучать навыкам работы.
Слайд 1917. Главное в жизни:
А) вести здоровый образ жизни;
Б) иметь возможность заниматься
творчеством;
В) иметь комфортные бытовые условия.
18. Для благополучия общества в первую очередь необходимы:
А) защита интересов и прав граждан;
Б) забота о материальном благополучии людей;
В) развитие науки и технический прогресс.
19. Из предложенного списка мне больше всего нравятся уроки:
А) физкультуры;
Б) математики;
В) трудового обучения.
20. Мне интереснее было бы:
А) планировать производство продукции;
Б) изготавливать изделия;
В) заниматься сбытом продукции.
Слайд 2021. Я предпочитаю читать статьи:
А) о выдающихся ученых и открытиях;
Б) о
творчестве художников и музыкантов;
В) об интересных изобретениях.
22. В свободное время я люблю:
А) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;
Б) читать, думать, рассуждать;
В) ходить на выставки, концерты, в музеи.
23. Больший интерес у меня вызовет сообщение:
А) о художественной выставке;
Б) об экономической ситуации;
В) о научном открытии.
24. Я предпочту работать:
А) в помещении, где много людей;
Б) в необычных условиях;
В) в обычном кабинете.
Слайд 21Подведение итогов
Полученные данные занесите в бланк ответов. Подсчитайте число обведенных букв
в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки:
10-12 баллов— ярко выраженная профессиональная склонность;
7-9 баллов — склонность к определенному виду деятельности;
4-6 баллов — слабо выраженная профессиональная склонность;
0-3 балла — профессиональная склонность не выражена.
Шесть столбцов — это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те виды деятельности, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш предварительный выбор профессии с полученными результатами?