Слайд 1Механизмы коробок скоростей станков
Слайд 2Конструкции коробок скоростей весьма разнообразны и зависят прежде всего от общей
компоновки станков и способов переключения передач.
По компоновке все коробки делят на две группы:
встроенные в корпус и с раздельным приводом;
по способам переключения — на четыре группы:
со сменными колесами, с передвижными колесами, с муфтами, с бесступенчатыми передачами
Слайд 3Встроенные КС изготавливают в одном корпусе со шпинделем.
Преимущества: компактность, концентрация рукояток управления. Уменьшение
количества корпусных деталей.
Недостаток: вибрация и тепло выделяемое при работе отрицательно влияют на точность обработки.
КС с разделенным приводом изготавливают в одном корпусе и устанавливают на значительном расстоянии от шпинделя на который движение передается при помощи ременной передачи.
Преимущество: тепло и вибрация не влияют на качество обработки.
Недостаток: лишняя корпусная деталь и разброс рукояток управления
Слайд 4Коробки, встроенные в корпус, применяют в станках общего назначения. Они компактны,
имеют меньшее количество корпусных деталей и соответствующих пригонок. Вместе с тем встроенные коробки служат источником вредных вибраций и нагрева шпиндельных узлов, имеют технологические трудности.
Слайд 7Коробка скоростей токарного станка
Слайд 8Коробка скоростей токарно-карусельного станка
Слайд 9коробки скоростей токарно-карусельного станка 1512 1516 1525
Слайд 14Коробки скоростей
Для изменения чисел оборотов шпинделя в широких пределах в современных
станках обычно применяют коробки с зубчатыми колесами, называемые соответственно коробками скоростей и коробками подач.
Коробка скоростей служит для изменения чисел оборотов шпинделя и передачи ему соответствующего крутящего момента.
Наибольшее распространение в коробках скоростей токарных станков получили два основных способа:
1.переключение при помощи передвижных колес или блоков колес, скользящих на шлицах валов;
2.переключение муфтами (кулачковыми или фрикционными).
Слайд 15Требования, предъявляемые к конструкциям коробок скоростей металлорежущих станков: плавность хода, точность,
вращение без вибраций, бесшумность работы передач, достаточная жесткость корпусов, валов, шпинделей и опор.
Не менее важными являются качество изготовления деталей, сборка и технологичность конструкций.
Корпус коробки скоростей отливают из серого чугуна марок СЧ 15-32 и ,СЧ 28-48. Отливки подвергают старению.
Слайд 16Способы переключения зубчатых колес:
а - переключение передвижными колесами,
б -
переключение кулачковой муфтой
Слайд 17Переключение передвижными колесами или блоками наиболее часто применяется в современных коробках
скоростей.
На рис. а показан блок из трех передвижных колес, который можно перемещать на шпонке вдоль оси вала II. Вводя в зацепление различные пары зубчатых колес z1 - z2, Z3 - Z4, Z5 - Z6 имеющие различные передаточные отношения, можно при постоянном числе оборотов вала I, получить три различных числа оборотов вала II.
Количество зубчатых колес, соединенных в один блок, бывает два, три и реже четыре
Слайд 18Переключение кулачковой муфтой показано на рис. б. На ведущем валу I
на шпонках закреплены два зубчатых колеса z1 и z2, на ведомом валу II свободно сидят колеса z3 и z4, которые находятся в постоянном зацеплении с колесами z1 и z2. Между колесами z3 и z4 на валу II сидит на направляющей шпонке 3 муфта 4, имеющая на торцах кулачки 1 и 2. Кулачковую муфту можно перемещать влево и вправо рычагом 5 и сцеплять соответственно с торцовыми кулачками колес 23 И z4.
Если кулачковая муфта включена влево, то вращение от вала I передается валу II через колеса и z3, если муфту включить вправо, то вращение передается валу II через колеса z2 и z1.
Слайд 19Встроенные КС изготавливают в одном корпусе со шпинделем.
Преимущества: компактность, концентрация рукояток управления. Уменьшение
количества корпусных деталей.
Недостаток: вибрация и тепло выделяемое при работе отрицательно влияют на точность обработки.
КС с разделенным приводом изготавливают в одном корпусе и устанавливают на значительном расстоянии от шпинделя на который движение передается при помощи ременной передачи.
Преимущество: тепло и вибрация не влияют на качество обработки.
Недостаток: лишняя корпусная деталь и разброс рукояток управле
Слайд 21Переключение фрикционными пластинчатыми муфта
Переключение фрикционными пластинчатыми муфтами получило наибольшее распространение для
включения прямого и обратного вращения шпинделя, а также для его останова в современных токарных станках. Устройство фрикционной пластинчатой муфты показано на рис. Крутящий момент передается от шлицевого вала 1 к зубчатым колесам 2 и 9, свободно сидящим на этом валу, при помощи двух групп стальных плоских дисков 4 и 5. Диски 4 с выступами на их поверхности входят в пазы ступиц 3 зубчатых колес 2 и 9, а на внутренней окружности дисков 5 расположены вырезы, которыми они насажены на шлицевой вал 1. Если диски 5 и 4 плотно сжать, то вследствие трения, возникающего между их боковыми сторонами, начнет вращаться колесо 2 или 9 в зависимости от того, какая - правая или левая - часть муфты включена.
Слайд 22
При перемещении кольца 7 с помощью тяги 10 влево происходит прямое
вращение шпинделя, а вправо - обратное вращение шпинделя. Благодаря значительной площади трения пластинчатые фрикционные муфты способны при сравнительно небольших размерах передавать большие крутящие моменты. Преимущество этих муфт заключается также в том, что их можно плавно (без удара) переключать на ходу и под нагрузкой.
Когда муфта в результате износа дисков начинает буксовать, ее следует отрегулировать. Регулируют муфту вращением нажимных гаек 6 и §, навинченных на кольцо 7. Повернуть нажимную гайку можно лишь после того, как защелка 11 будет вдавлена в кольцо 7.
Слайд 25Кинематическая схема коробки скоростей карусельного станка
Слайд 26Конструкции коробок скоростей весьма разнообразны и зависят прежде всего от общей
компоновки станков и способов переключения передач. По компоновке все коробки делят на две группы: встроенные в корпус и с раздельным приводом; по способам переключения — на четыре группы: со сменными колесами, с передвижными колесами, с муфтами, с бесступенчатыми передачами.
Коробки, встроенные в корпус, применяют в станках общего назначения. Они компактны, имеют меньшее количество корпусных деталей и соответствующих пригонок. Вместе с тем встроенные коробки служат источником вредных вибраций и нагрева шпиндельных узлов, имеют технологические трудности.
В современном станкостроении применяют следующие размерные компоновки.