Слайд 1Техническое обслуживание автомобилей
Ежедневное техническое обслуживание
Слайд 2Составляющие ЕО автомобилей
ЕО автомобилей состоит из уборочно-моечных, контрольно-осмотровых, смазочных и заправочных
работ.
Слайд 3Уборочно-моечные работы
уборка кузова (кабины) и платформы,
мойка и сушка автомобиля (прицепа,
полуприцепа),
санитарная обработка специального подвижного состава,
чистка и обтирка зеркала заднего обзора, фар, подфарников, указателей поворота, задних фонарей и стоп-сигнала, переднего и боковых стекол кабины и номерных знаков.
Слайд 4Контрольно-осмотровые работы
внешний осмотр автомобиля (прицепа, полуприцепа) с целью выявления наружных повреждений
и проверки работоспособности важнейших агрегатов, механизмов и систем автомобиля.
Слайд 5При осмотре автомобиля проверяется следующее:
состояние дверей кабины, стекол, зеркал заднего обзора,
противосолнечных козырьков, механизмов дверей, систем отопления и обогрева стекол, вентиляции, запорного механизма опрокидывающейся кабины;
герметичность гидроусилителя рулевого управления;
угол поворота рулевого колеса;
состояние ограничителей максимальных углов поворота?
управляемых колес;
состояние номерных знаков, оперения, запоров бортов,
платформы, капота, крышки багажника, заднего борта автомобиля-самосвала и механизма его запоров;
состояние рамы, рессор опорно-сцепного (буксирного)
устройства опорных катков полуприцепа;
надежность сцепки прицепного состава;
целостность пломб спидометра и таксометра;
Слайд 6При осмотре автомобиля проверяется следующее:
работа приборов освещения и световой сигнализации, звукового
сигнализатора, стеклоочистителей, омывателей ветрового стекла и фар;
работа привода тормозных механизмов и механизма выключения сцепления;
работоспособность системы питания, смазочной системы и системы охлаждения двигателя, гидросистемы механизма подъема платформы автомобиля-самосвала;
натяжение приводных ремней;
спидометр, таксометр и другие контрольно-измерительные приборы, (проверяются на ходу);
работу фильтра центробежной очистки масла (при останове двигателя на слух).
Слайд 7При осмотре автобусов проверяется следующее:
состояние пола, подножек, поручней, сидений,
стекол, окон и дверей салона автобуса, механизмов открывания дверей;
исправность механизма открывания крышек потолочных вентиляционных люков;
герметичность пневматической подвески;
частота вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу (для автобусов с гидромеханической коробкой передач); незаторможенный автобус должен оставаться неподвижным на ровном месте при включенной передаче и отпущенной педали подачи топлива;
сигнализация из салона водителю;
исправность освещения салона и подножек, габаритных фонарей, системы вентиляции и отопления салона;
наличие маршрутных указателей;
состояние основания кузова, пневматических баллонов, подвески, компостеров.
Слайд 8При осмотре автомобилей, работающих на сжиженном или сжатом газе проверяется следующее:
состояние
и крепление газовых баллонов, редуктора, вентилей, смесителя (карбюратора-смесителя), электромагнитного клапана;
герметичность соединений газовой системы (на слух при открытых расходных и магистральных вентилях);
пуск и работу двигателя на различных режимах работы.
При окончании работы автомобилей, работающих на сжиженном или сжатом газе, необходимо очистить арматуру баллонов и приборы газового оборудования от пыли и грязи, закрыть расходные вентили баллонов и выработать газ из системы, закрыть магистральный вентиль, слить отстой из газового редуктора низкого давления.
Слайд 9Смазочные и заправочные работы
При проведении данных работ проверяют
уровни масла в
картерах двигателя и гидромеханической коробки передач,
у дизелей проверяют уровни масла в топливном насосе высокого давления и регуляторе частоты вращения коленчатого вала двигателя,
уровень жидкости в гидроприводах тормозных механизмов и механизма выключения сцепления.
Кроме того, производят пробный пуск двигателя, и после его останова проверяют на слух работу фильтра центробежной очистки масла.
После останова двигателя (через 2—3 мин), чтобы проверить уровень масла вынимают измерительный стержень с метками, вытирают и вставляют его обратно до упора, затем снова вынимают его, по меткам определяют уровень. Если уровень масла ниже контрольной метки, то его необходимо долить до отметки «Полно».
Слайд 10При постановке автомобиля на стоянку необходимо
дозаправить автомобиль топливом,
долить воду в
бачки смывателей ветрового стекла и фар,
слить конденсат из водоотделителя воздушных баллонов пневмопривода тормозных механизмов, отстой из топливных фильтров и топливного бака (у дизельных автомобилей зимой).
Если автомобиль зимой находится в неотапливаемом гараже, вода из системы охлаждения двигателя и пускового подогревателя сливается, а перед пуском двигателя системы вновь заполняются горячей водой.
Слайд 11Уборка кузовов, кабин, платформ автомобилей
При уборке автомобиля удаляется пыль и мусор
из кузова и кабины, протираются сидения, стекла и арматура внутри кузова, протирается двигатель, щитки и внутренняя сторона капота.
Кузова автомобилей специального назначения, например, для перевозки скоропортящихся продуктов моются и дезинфицируются внутри.
Для уборки салона автомобиля применяют стационарные и переносные пылесосы, щетки, скребки, обтирочный материал.
Слайд 12Мойка и сушка автомобилей
Лакокрасочное покрытие кузова со временем тускнеет, образуются микротрещины,
происходит коррозия металла. Деструкция лакокрасочных покрытий вызвана окислительными, термическими и фотохимическими процессами.
Нижние поверхности автомобиля (шасси) загрязняются глинистыми, песчаными, органическими и другими веществами, образующими прочную пленку, что затрудняет осмотр и проведение необходимых работ.
Хромированные детали автомобиля теряют блеск под воздействием сернистых соединений, содержащихся в воздухе.
Уход за лакокрасочным покрытием автомобиля заключается в мойке, сушке, полировке кузова.
Мойку кузова и шасси автомобиля производят холодной или теплой (плюс 25—30 °С) водой. Чтобы покрытие не трескалось, разница между температурой воды и температурой кузова не должна превышать 18—20°С.
Слайд 13Мойка и сушка автомобилей
При ежедневном уходе за автомобилем применяют синтетические моющие
средства. Моющие средства, применяемые для автомобиля, должны обезжиривать поверхность и растворять органические вещества.
Теплое моющее средство эффективнее очищает загрязненные поверхности, но ее температура не должна превышать 50 °C, в противном случае она будет оказывать вредное воздействие на лакокрасочное покрытие автомобиля.
Кроме моющих жидкостей выпускается моющее средство из алкиларилсульфоната в сочетании с неорганическими щелочными и нейтральными солями (триполифосфат натрия, сульфат натрия) в виде порошка, который растворяют в воде (7—8 г на 1 л воды).
Расход моющего порошка на один легковой автомобиль 65-70 г.
Слайд 14Протирка и сушка
После окончательного ополаскивания автомобиля чистой водой, кузов протирается насухо.
Для этого используют замшу, фланель и другие гигроскопические материалы. У грузовых автомобилей протирают кабину, боковые и передние стекла, капот, крылья и фары.
Для удаления влаги с наружных поверхностей кузова используют различные сушильные установки.
Холодным воздухом обдувают кузов
с помощью специальной
воздуходувной установки
Вентиляторы нагнетают воздух в воздухораспределительные трубы со щелевидными насадками. Пропускная способность установки 30—40 автомобилей в 1 ч. Мощность электродвигателя 22,5 кВт.
Слайд 15Основной недостаток этой установки большой расход электроэнергии.
Фирма «Секкато» (Италия), выпускает
воздуходувную установку для автоматического моечного комплекса. Продолжительность сушки автомобиля с помощью данной установки 2 мин, подача воздуха 300 м3/мин.
Сушка автомобиля теплым воздухом также недостаточно эффективна, из-за низкого коэффициента использования тепла.
Высокоэффективная сушка автомобиля после мойки осуществляется с помощью ламп инфракрасного излучения или панелей темного инфракрасного излучения (терморадиационная сушка)
Слайд 16Полирование
Через два-три года эксплуатации автомобиля лакокрасочное покрытие тускнеет.
Лакокрасочные
покрытия предохраняют металлический кузов автомобиля от агрессивного воздействия окружающей среды.
Поэтому для сохранения лакокрасочного покрытия и улучшения внешнего вида автомобиля поверхность кузова периодически необходимо полировать.
Новые кузова полируют один раз в 1,5—2 мес.
В состав полироли входят воск, водоотталкивающие средства, эмульгаторы, растворители.
Слайд 17Заправка автомобиля топливом, маслом, эксплуатационными жидкостями и сжатым воздухом
При возвращении автомобиля
в гараж, после того, как масляная пена осядет в картер доливают масло до уровня контрольного или заправочного отверстия.
Избыток масла может привести к перегреву агрегата и вытеканию его через уплотнительные муфты и сапуны.
При выборе смазочных материалов необходимо учитывать время года.
При смазочных работах используется широкий ассортимент моторных, трансмиссионных, индустриальных масел, веретенное; масло, пластичные (консистентные) смазки, рабочие жидкости для гидравлических систем.
Основой для смазочных работ является карта смазки, в которой указывают места смазки, марку смазочного материала и его количество, периодичность (вид ТО).
Кроме этого, смазываются элементы электрооборудования (прерыватель-распределитель, генератор, стартер), приводов (трос спидометра, приводы к жалюзи, карбюратору и т. п.).
Слайд 18Техника безопасности при ЕО автомобилей.
Охрана окружающей среды
Мыть автомобили, агрегаты и
детали необходимо в специально отведенных местах.
Зона для ручной мойки изолируется от электрооборудования.
Обслуживающий персонал ручной мойки работает в спецодежде.
Аппарели, трапы и дорожки должны иметь шероховатую поверхность.
При механизированной мойке рабочее место мойщика находится в водонепроницаемой кабине.
Управление агрегатами моечной установки должно быть низковольтным (12 В).
Слайд 19Техника безопасности при ЕО автомобилей.
Охрана окружающей среды
Допускается использовать напряжение 220
В для магнитных пускателей и кнопок управления моечных установок при обязательной механической и электрической блокировки магнитных пускателей при открывании дверей шкафов гидроизоляции пусковых устройств и заземлении кожухов кабины и аппаратуры.
Концентрация щелочи в растворах, используемых при мойке автомобилей, не должна превышать 5 %.
Детали двигателей, работающих на этилированном бензине, разрешается мыть только после нейтрализации отложений тетраэтилсвинца, керосином или другими нейтрализующими жидкостями.
В зоне постов мойки запрещаются работы с применением открытого огня.