Слайд 1Формирование экономической грамотности старшеклассников на занятиях курса «Этика
и психология семейной
жизни»
Подготовила:
Кузько Н.А.
учитель биологии
и географии
Слайд 2
В первом разделе “Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества”
раскрывается зависимость прочности семьи от сохранения ею традиционных норм нравственности. Рассматриваются негативные последствия разрушения традиционных устоев семьи.
Слайд 3
Задача второго раздела “Психология личности” состоит в том, чтобы дать обучающимся
с ОВЗ представление о строении личности, ее направленности, индивидуальных особенностях и способностях.
Третий раздел “Особенности межличностных отношений юношества” раскрывает понятия о психологии межличностных отношений, о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре их поведения.
Слайд 4
Раздел “Брак и семья” начинается с раскрытия понятия “готовность к браку”,
затем дается характеристика основных функций семьи, раскрываются особенности молодой семьи.
В разделе “Основные ценности семьи” характеризуются духовные и нравственные устои семьи, ее трудовая атмосфера, бюджет и хозяйство, эстетика быта. Особо выделяется вопрос о значении психологического климата семьи, анализируются причины возникновения неблагополучных семей.
Слайд 5
В завершающем курс разделе “Семья и дети” рассматриваются темы о незаменимости
семьи в воспитании детей, педагогики предупреждения и перевоспитания детского эгоизма и типичных недостатков семейного воспитания.
Слайд 6Семейная экономика
Семейная экономика – это наука о повседневной жизни семьи.
Её основные задачи:
умение разобраться со своими потребностями;
выбрать эффективные средства для их удовлетворения;
разумно организовать семейный труд;
рассчитать расход денег и времени;
знать цену трудовой копейке.
Слайд 7Экономическая функция семьи:
ведение домашнего хозяйства;
накопление семейного имущества и обеспечение его наследования;
финансовая
деятельность (умение правильно рассчитать семейный бюджет);
участие членов семьи в общественном производстве, создающем материальные и духовные ценности;
подготовка детей к труду, экономическое воспитание, ориентация на будущую профессию.
Слайд 8Потребности семьи
Потребность – это осознанная необходимость иметь что-
либо, материальное или духовное.
Чтобы удовлетворить свои потребности человек должен трудиться.
Существуют рациональные (разумные) и ложные (неразумные) потребности. Удовлетворение ложных потребностей приносит только вред. Это потребность в курении, наркотиках, алкоголе, чрезмерное употреблении сладкого и др. Следует различать материальные и духовные потребности.
К материальным относятся потребности в еде, жилье, одежде и т.п.
Духовные – чтение художественной литературы, общении, знаниях, музеи, театры, кино и т.п.
Слайд 9Бюджет семьи
Бюджет семьи – это структура всех ее
расходов и доходов за определенный период времени (месяц, год). Под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия, отдельного лица за выполненную работу, услугу или какую-либо другую деятельность. Все полученные средства составляют совокупный доход.
Расход - это затраты на питание, одежду, транспорт, на оплату услуг, ремонт, содержание каких-либо изделий и др.
Бюджет можно представить в виде весов. Если весы находятся в равновесии, т.е. расходы равны доходам, - бюджет сбалансированный. Когда расходы превышают доходы, тогда говорят, что бюджет имеет дефицит. Если доходы больше расходов, то бюджет называется избыточным.
Слайд 10Практическая работа 1
1. Определите, на что расходуются деньги в вашей семье:
квартплата, еда, транспорт… А еще? Понятно, что расходы семьи могут быть обычными, как у всех, и особенными, свойственными только вашей семье.
2. Определите, какие расходы вашей семьи являются постоянными(ежедневными), а какие периодическими и даже единовременными.
3. Определите, какими видами доходов располагает ваша семья: заработная плата, пенсия, пособие по безработице, стипендия, пособие на детей, доходы с акций и вкладов или др.
Слайд 12На чём же можно экономить?
Экономить – значит блюсти, сберегать, уменьшать
расходы, сокращать издержки, не давать ничему пропадать даром, быть бережливым хозяином.
Возможные резервы экономии в быту:
умение шить, вязать, ухаживать за вещами, делать заготовки на зиму, производить мелкий ремонт квартиры, правильно совершать покупки, экономно относиться к продуктам, беречь электроэнергию, воду, тепло.
Слайд 13Практическая работа 2.
1. Составить меню на 1 день согласно суточной потребности
людей в Ккал
(~ 2800ккал).
2. Подсчитать стоимость продуктов питания на
1 члена семьи в день.
3. Подсчитать стоимость продуктов питания на всех членов семьи в день (3 человека).
4. Подсчитать расходы на питание всех членов семьи за 1 месяц (примерно).
Слайд 15Вывод:
на своих занятиях по «Этике и психологии семейной жизни»
я формирую экономическую грамотность старшеклассников и тем самым обеспечиваю необходимое направление по обеспечению качества обучения, социальной адаптации обучающихся с ОВЗ. Кроме того, в данном курсе прослеживается взаимосвязь с такими учебными предметами как математика, русский язык, литература, валеология, СБО, ОБЖ, а также с другими научными дисциплинами как социология, психология, медицина, этика, основы права.
Слайд 16
Курс “Этика и психология семейной жизни” может стать средоточием
духовно-нравственного образования и воспитания, обращенного к насущным жизненным задачам юношества. Ведь семья - это жизненный центр, взращивающий в душе человека вечные ценности добра, красоты, разумности и любви.