Слайд 1Искусство композиции-
основа дизайна и архитектуры
В.А.Хоменок, преподаватель ОГАПОУ ШАРТ 2016 г.
Слайд 2Содержание
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ В КОНСТРУКТИВНЫХИСКУССТВАХ
1.Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции
2.Симметрия, асимметрия и
динамическое равновесие
3.Движение и статика
4.Прямые линии и организация пространства
5.Цвет – элемент композиционного пространства
6.Буква- строка-шрифт. Искусство шрифта.
7.Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции
8.Многообразие форм графического дизайна
Слайд 3
Графика (от гр. grapho - пишу, рисую) - вид изобразительного искусства,
который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюру на дереве (ксилография), гравюру на металле (офорт),гравюру на картоне и др.
Графика
Виды графики
Графика
Станковая
Книжная
Прикладная
Слайд 4
Станковая графика
Станковая графика украшает кабинеты, галереи, стены наших квартир
Книжная графика
Художник иллюстрирует
текст, дополняет его зрительными образами, помогая читателю понять замысел писателя.
Слайд 5
Прикладная графика
Образцы прикладной графики – упаковка, фантики, логотипы и т.д.
Графический дизайн —
художественно-проектная деятельность по созданию гармоничной и эффективной визуально-коммуникативной среды. Графический дизайн вносит инновационный вклад в развитие социально-экономической и культурной сферы, способствуя формированию визуального ландшафта современности.
Графический дизайн
Слайд 6Графический дизайн охватывает историю человечества от пещеры Ласко до ослепительного неона
Гинзы.
Графический дизайн: «Сущность — давать нформации порядок, идее — форму, предметам — экспрессию и чувства, которые подтверждают переживания человека».
Слайд 7Графический дизайн можно классифицировать по категориям решаемых задач.
-Типографика, каллиграфия, шрифты, в
том числе дизайн газет, журналов и книг
-Фирменный стиль , фирменные знаки, логотипы, брендбуки
-Визуальные коммуникации, системы ориентации
-Плакатная продукция
-Визуальные решения для упаковок продукции, в том числе кондитерской и пищевой
-Задачи веб-дизайна
-Визуальный стиль телевизионных передач и других продуктов СМИ
Слайд 8Общепринятое использование графического дизайна включает в себя журналы, реклама, упаковка и
веб-дизайн.
Композиция — одно из важнейших свойств графического дизайна, в особенности при использовании предварительных материалов или иных элементов.
Слайд 9Графический дизайн – деятельность человека по созданию функционально и художественно значимой
продукции, выполненной средствами ручной или компьютерной графики.
Используются различные художественные приемы и эффекты, рассчитанные на положительное восприятие как автором, так и пользователем.
Слайд 10Свойства композиции
1.Симметрия и асимметрия
2.Динамика и статика
3.Ритм
4.Контраст и нюанс
5.Пропорциональность и масштабность
6.Колорит и
тональное единство
По типу исполнения можно четко выделить три группы:
- только текст
- только знак
- комбинированное исполнение
Слайд 11 Корпоративный стиль
компании и его основной элемент — логотип
Буклеты, брошюры, календари
и другая рекламная полиграфическая продукция -
упаковки, этикетки, обложки, сувенирна продукция, интернет- сайты,
книжные макеты и иллюстрации
Продукт графического
дизайна
Слайд 12
от греч. logos - слово + typos - отпечаток
Логотип -
оригинальное начертание, изображение полного или сокращенного наименования фирмы или товаров фирмы, работающее на имидж компании.
Логотип - лицо компании. Создание логотипа является началом разработки такой важной визуальной характеристики фирмы, как фирменный стиль.
Слайд 13Индивидуальность - это свойство позволяет выделиться на рынке продукции и составить
хорошую конкуренцию
Оригинальность -создание образа носителя логотипа, отличающегося от конкурентов, это свойство должно вызывать положительные эмоции и ассоциации у потребителей
Функциональность - критерий, позволяющий размещать логотип как на фирменных бланках и web страничках, так и на факсовых сообщениях, сувенирной продукции или листовках, для чего логотип должен быть легко масштабируемым и относительно простым
Ассоциативность - это свойство обозначает присутствие связей, ассоциаций между логотипом и особенностями товара.
Главные критерии при разработке логотипа:
Слайд 14Задание1. Создать логотип
Разработать логотип под эгидой:
Физическое здоровье (спортивное шоу)
Конкурс творческих проектов
(ярмарка идей)
Художественная галерея (вернисаж)
Нравственное здоровье (акция «Твори добро»)
Фестиваль искусств (праздник - олимпиада)
Слайд 15Вам нужна программа, основанная на векторном решении. Векторный формат позволяет изменять
размер изображения, например, увеличить его до параметров рекламного щита и более, без потери качества. Это очень важно, так как позволит наносить ваш логотип как на футболки и ручки, так и на большие носители, включая различную промо-продукцию. Такими средствами создания логотипов являются такие программы, как Adobe Illustrator, Corel Draw, Freehand, XARA X и др.
Слайд 16Логотип должен быть:
• оригинальным
• выразительным
• лаконичным
• удобочитаемым
• запоминающимся
• привлекательным
• рекламоспособным
•
технологичным в использовании
В логотипах желательно избегать многоцветия.
1. чем больше цветов, тем сложнее добиться равновесия и гармонии;
2. слишком пестрый логотип хуже запоминается и может выглядеть раздражающе;
3. затраты на рекламно-сувенирную продукцию в случае многоцветного логотипа могут возрасти в несколько раз.
Слайд 17Плакат (нем. Plakat отфр. placard — объявление, афиша, от plaquer — налепить, приклеивать) — броское, как
правило крупноформатное, изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях.
В другом значении — разновидность графики.
Плакат
Слайд 18Как особый вид графического искусства плакат существует со 2-ой половины 19
в.
К особенностям жанра можно отнести следующее: плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем.
В плакате часто используется художественная метафора, разномасштабные фигуры, изображение событий, происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов.
Слайд 19Изображение и шрифт должны показать идею плаката. Цвет шрифта привлекает внимание
и вызывает особое отношение к изображению, представленному на плакате. Шрифтовой плакат - распространённый вид наглядной агитации.
Для текста важным является шрифт, расположение, цвет.
В плакатах используется также фотография в сочетании с рисунком и с живописью.
Искусство плаката в наши дни многожанровое. Плакат бывает: политический, театральный, киноплакат, рекламный, цирковой и экологический.
Слайд 20Специфика образного языка плаката: ясность образа, броскость, декоративность.
Прежде всего необходимо
наметить и решить композицию плаката.
При симметричной композиции на плакате доминирует центральная фигура. Ассиметричная, наоборот, представляет собой как бы фрагмент, часть какого-то большого целого. А внимание акцентируется на движении.
Существует и линейное, диагональное построение композиции.
Слайд 21В изображении на плакате должны иметь место только те вещи, которые
несут ясные смысловые функции.
Плакат — это не живопись, здесь не всегда необходима передача цветовых нюансов и изображение мельчайших деталей..
Слайд 22Первыми далекими предками плакатов являются т. н. "alba" - объявления или
извещения, которые наподобие столбов или экранов ставились на улицах древнего Рима.
В средние века этот обычай исчезает и начинает возрождаться только с расцветом городской культуры..
Из истории развития плаката
Слайд 23Наполеоновские времена, вследствие возникновения национально-освободительных движений, рождают политические листовки с карикатурами,
иногда увеличенного формата, чего требовала большая улица, многоликая толпа. В 1830-1840-е годы эта форма агитационного искусства органически соединила элементы литературные и изобразительные. Первыми русскими сатирическими политплакатами можно назвать лубки, а позже - "ростопчинские афиши", разъясняющие москвичам "политический момент" 1812 года. В дореволюционной России политический плакат впервые достиг значительного развития в годы первой мировой войны.
Слайд 24Гражданская война породила сатирические "Окна РОСТА" - оригинальную форму "скорострельного плаката",
отзывающегося на злобу дня не только понятным, в меру условным рисунком, но и стихотворным текстом.
Здесь на помощь приходил народный юмор: сказки, басни, поговорки, пословицы, а также опыт сатирической журнальной графики периода революции 1905-07 годов. Штык, метла, молоток, кулак надолго остались в сатирическом политическом плакате.
Слайд 25В годы Великой Отечественной войны сатирический плакат стал чуть ли не
ведущим видом искусства, наряду с карикатурой, благо высмеивать врага и призывать на борьбу с ним действительно дело святое. На этой ниве потрудились многие карикатуристы, в том числе и в "Окнах ТАСС", созданных на манер "Окон РОСТА".
Слайд 26В 1956 г. В.Брискин и К.Иванов создали первый сатирический агитплакат. Вскоре
родилась мастерская агитплаката, редколлегию которой возглавил Б.Ефимов. В Ленинграде была подобная же группа - "Боевой карандаш". Цель у художников оставалась прежняя: оружием сатиры и юмора "воспитывать в людях все лучшее, благородное и прогрессивное, учить их ненавидеть идеологического врага и бороться за мир во всем мире".
Слайд 28Информационные
Учебные
Агитационные
Рекламные-
Инструктивные
Сатирические
Тематика и назначение плакатов могут быть самыми разнообразными:
Слайд 29Задание 2. Изображение – образный элемент композиции
Основываясь на правилах композиции,
выполнить упражнения, объединяющие в себе изображения и текст, в которых:
1.Вместо прямоугольников – фотографии, а вместо линий- строки текста
2.Вместо пятен – изображения ( фотографии, рисунки, вырезанные по контуру, вырастающие как и строки из фона
3.Фотография служит фоном для текста и других композиционных элементов
Слайд 30Макетирование эскиза плаката
В макете плаката решается задача композиционного и смыслового соединения
изображения и текста. Изображение может быть в виде рисунка, фотографии или абстрактного пятна. В соединении изображения и текста должен возникнуть образ, раскрывающий тему плаката. В эскизе плаката реализуются все особенности композиции:
гармония и баланс масс, ритм, разноплановость,
ясно выраженная доминанта и т.д.
Определив тему плаката и подобрав составляющие композиционные элементы, расположите их в определенном формате.
Текст плаката должен быть кратким и легко читаемым, как бы вырастающим из фона.
Композиция может быть глубинная и фронтальная.
Слайд 31Задание 3. Макетирование открытки
Выбрав тему и жанр открытки, определите ее конструкцию.
Текст
может находиться на фоне изображения и вне его.
Композиционные задачи здесь те же, что и в плакате.
Слайд 32Выполнение задания:
В программе Adobe Photoshop или CorelDraw