Презентация, доклад по русскому языку на тему Фразеологизмы 5 класс

Содержание

1.Повторить изученные фразеологизмы. 2.Возбудить у школьников интерес к фразеологии. 3.Усвоить смысловое значение. 4.Обогатить фразеологический запас учащихся. Цели:

Слайд 1Фразеологизмы
Учитель русского языка и литературы Кожевникова Нина Павловна, МОУ СШ №101

Волгограда
ФразеологизмыУчитель русского языка и литературы Кожевникова Нина Павловна, МОУ СШ №101 Волгограда

Слайд 2 1.Повторить изученные фразеологизмы. 2.Возбудить у школьников интерес к фразеологии. 3.Усвоить

смысловое значение. 4.Обогатить фразеологический запас учащихся.

Цели:

1.Повторить изученные фразеологизмы. 2.Возбудить у школьников интерес к фразеологии.  3.Усвоить смысловое значение.  4.Обогатить

Слайд 3Русский язык очень богат фразеологизмами. Нельзя изучить язык, не зная фразеологизмов,

потому что они очень часто встречаются в нашей речи, делая её гибкой, яркой, выразительной. Знания фразеологии, умелое использование ее - неотъемлемая часть речевой культуры человека. Поэтому сегодня мы будем говорить о фразеологизмах. Они кратки, выразительны, легко запоминаются .

Фразеологизмы – это средства выразительности языка, они делают нашу речь выразительной, эмоциональной, яркой и остроумной. Поэтому фразеологизмы используются и в разговорном, и в художественном, и в публицистическом стилях речи.

Русский язык очень богат фразеологизмами. Нельзя изучить язык, не зная фразеологизмов, потому что они очень часто встречаются

Слайд 6Игра " Кто быстрей?"
Подберите по десять ( можно и больше) фразеологизмов

с общим для них словом (существительным) Нос Глаз Зуб Нога
Игра

Слайд 7Игра " Кто быстрей? ответы
Нос (зарубить на носу; остаться с носом;

вешать нос; клевать носом; водить за нос) Глаз ( мозолить глаза; пускать пыль в глаза; глазом не моргнуть; хоть глаза выколи) Зуб (ни в зуб ногой; иметь зуб; говорить сквозь зубы; зубы заговаривать) Нога (унести ноги; сбиться с ног; унести ноги; встать на ноги; путаться по ногами)
Игра

Слайд 8Разминка. Отгадайте.
Его вешают, приходя в уныние. Его задирают, зазнавая. Его всюду

суют, вмешиваясь не в своё дело.

нос
Разминка. Отгадайте.Его вешают, приходя в уныние.  Его задирают, зазнавая.  Его всюду суют, вмешиваясь не в

Слайд 9Рассыпаны пословицы. Кто быстрее соберёт, озвучит пословицы. Сам пропадай … Не

спеши языком … Глаза смотрят … Ученье - свет … Грамоте учиться … Хочешь много знать … С кем поведёшься … На безрыбье и … Хоть кол… Цыплят … Большому кораблю …

Задание «Найди пару»

Рассыпаны пословицы. Кто быстрее соберёт, озвучит пословицы.  Сам пропадай …  Не спеши языком … Глаза

Слайд 10 Сам пропадай - ( а товарища выручай) Не спеши языком

-( торопись делом) Глаза смотрят -( а руки делают) Ученье - свет - (а не ученье - тьма) Грамоте учиться - (всегда пригодится) Хочешь много знать - (надо мало спать) С кем поведёшься - ( от того и наберёшься На безрыбье и ( рак рыба) Хоть кол (на голове теши) Цыплят ( по осени считают) Большому кораблю (большое плаванье)

Задание «Найди пару»ответы

Сам пропадай - ( а товарища выручай)  Не спеши языком -( торопись делом)  Глаза

Слайд 11Разминка

Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь. О них обычно

говорят Водой +

РазминкаДружнее этих двух ребят  На свете не найдёшь.  О них обычно говорят  Водой +

Слайд 13Разминка
Мы исходили городок Буквально вдоль+ И так устали мы в дороге

Что еле +

РазминкаМы исходили городок  Буквально вдоль+  И так устали мы в дороге  Что еле +

Слайд 14 Командам нужно изобразить без слов предложенные им фразеологизмы.

(Участникам выдаются листки с приготовленными фразеологизмами) путаться под ногами; два сапога пара; кот наплакал; как снег на голову; водить за нос; развесить уши; намылить шею; зарубить на носу; засучить рукава; взять быка за рога; считать ворон; куры не клюют

V. Конкурс "Живыекартинки".

Командам нужно изобразить без слов предложенные им фразеологизмы.

Слайд 18Сесть в калошу. 2. Стоять на часах. 3. Попасть в переплёт)

Сесть в калошу. 2. Стоять на часах. 3. Попасть в переплёт)

Слайд 20Лить колокола
Распускать сплетни, врать.

И недаром. В старину считалось: чем больше

сплетен, сказок и небылиц будет рассказано при литье колокола, тем громче он будет звучать.
 
Лить колоколаРаспускать сплетни, врать.  И недаром. В старину считалось: чем больше сплетен, сказок и небылиц будет

Слайд 21Не ко двору
Не подходящий, не соответствующий требованиям.
Это очень старая примета:

и в доме, и на подворье (во дворе) будет жить только то животное, которое понравится домовому. А не понравится - заболеет, захиреет или убежит. Что делать - не ко двору!
Не ко дворуНе подходящий, не соответствующий требованиям.  Это очень старая примета: и в доме, и на

Слайд 22Метать гром и молнии, глаза разгорелись, глаза разбегаются, глаза горят, как

в воду глядел.
Метать гром и молнии, глаза разгорелись, глаза разбегаются, глаза горят, как в воду глядел.

Слайд 23Разминка. Отгадайте.
Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека Его советуют искать

в поле, когда кто- либо бесследно исчез; На него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.
ветер

Разминка. Отгадайте.Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека  Его советуют искать в поле, когда кто- либо

Слайд 24VΙ. Каждой команде подобрать синонимы и антонимы к фразеологизмам
Синонимы В одно

мгновенье - (в два счёта) В первое время - (на первых порах) В двух шагах - ( рукой подать) Во весь дух - (изо всех сил) Антонимы Лёгок на подъём - ( тяжёл на подъём) На край света - (рукой подать) Расхлёбывать кашу - (заварить кашу) В первое время - ( в последнее время

VΙ. Каждой команде подобрать синонимы и антонимы к фразеологизмамСинонимы  В одно мгновенье - (в два счёта)

Слайд 25VΙ. Каждой команде подобрать синонимы и антонимы к фразеологизмам
Синонимы В одно

мгновенье - (в два счёта) В первое время - (на первых порах) В двух шагах - ( рукой подать) Во весь дух - (изо всех сил) Антонимы Лёгок на подъём - ( тяжёл на подъём) На край света - (рукой подать) Расхлёбывать кашу - (заварить кашу) В первое время - ( в последнее время

VΙ. Каждой команде подобрать синонимы и антонимы к фразеологизмамСинонимы  В одно мгновенье - (в два счёта)

Слайд 26Разминка.
Друг твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь

этим ты другу Окажешь+ Фальшивят ,путают слова Поют кто в лес + Ребята слушать их не станут: От этой песни +
Разминка. Друг твой просит украдкой  Ответы списать из тетрадки.  Не надо! Ведь этим ты другу

Слайд 27VΙΙ. Конкурс "Продажа слов".
Каждая команда продаёт слова - слова другой команде.

Выигрывает та команда, которая последней скажет фразеологизм. Итак продаём слово:
"как"

VΙΙ. Конкурс

Слайд 28VΙΙ. Конкурс "Продажа слов".
Каждая команда продаёт слова - слова другой команде.

Выигрывает та команда, которая последней скажет фразеологизм. Итак продаём слово "как". Как две капли воды, как проклятый, как вкопанный, как курица с яйцом, как у Христа за пазухой, как зеницу ока, как корова языком слизнула, как на подбор.

VΙΙ. Конкурс

Слайд 29Разминка
Не цветы, а вянут. Не ладоши, а ими хлопают, если

что-то не понимают. Не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
уши
Разминка Не цветы, а вянут.  Не ладоши, а ими хлопают, если что-то не понимают.  Не

Слайд 30VΙΙΙ. Задание. " Соберите"
На столе рассыпаны отдельные слова

5 фразеологических единиц. 1-я команда - как Макар свистит на языке ветер вертится в кармане куда в рукавицах канул телят в воду не гонял ежовых.
2-я команда - расхлёбывать следы глядя в пятки баклуши на ночь заметать душа уходит бить кашу.

VΙΙΙ. Задание.

Слайд 311-я команда
Куда Макар телят не гонял , ветер свистит в

кармане, вертится на языке , в ежовых рукавицах, канул в воду

1-я команда Куда Макар телят не гонял , ветер свистит в кармане, вертится на языке , в

Слайд 322-я команда
расхлёбывать кашу, заметать следы, глядя на ночь, бить баклуши,

душа уходит в пятки .
2-я команда расхлёбывать кашу, заметать следы, глядя на ночь, бить баклуши, душа уходит в пятки .

Слайд 33Разминка
Как кушанье меня ты ценишь, Довольно вкусный я продукт. Но

если "ы" на "о" заменишь, Меня тот час же подметут.

/сыр - сор/
Разминка Как кушанье меня ты ценишь,  Довольно вкусный я продукт.  Но если

Слайд 34Разминка
Её толкут в ступе или носят в решете те, кто

занимается бесполезным делом. Её набирают в рот, когда молчат. Ею нельзя разлить неразлучных друзей В неё прячут концы несчастные люди, иногда выходят из неё сухими.
(вода)
Разминка Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом.  Её набирают

Слайд 351 команда выбирает 4 фразеологизма "Что люблю", 2 команда - 4

фразеологизма "Что не люблю". "Что люблю ( не люблю)" Точить лясы, бить баклуши, считать ворон, витать в облаках, задирать нос, жить на широкую ногу, тянуть канитель, плясать под чужую дудку, метать громы и молнии, доводить до белого каленья, играть первую скрипку, ломать голову, лезть на рожон, вставлять палки в колёса, раздувать из мухи слона, работать засучив рукава, держать язык за зубами, выводить на чистую воду.

ΙX. "Расскажи мне о себе".

1 команда выбирает 4 фразеологизма

Слайд 36Рефлексия
Ставьте ушки на макушки, Слушайте внимательно. Мы частушки-фразеушки Пропоём старательно.

В

одно ухо у ребят Тема залетает, Не проходит двух минут В другое вылетает.

До ушей краснеет Вася – Петь не получается, Уши вянут у других – А он во всю старается

Жужжит в уши педагог На уроке тему, Но не может сам понять Странную проблему:

Медведь ухо отдавил Васе при рождении, И теперь мычит, рычит На уроке пения.

Мы пропели фразеушки, Верьте вы своим ушам, Не ушами надо хлопать, А учиться лучше нам.

РефлексияСтавьте ушки на макушки,  Слушайте внимательно.  Мы частушки-фразеушки  Пропоём старательно. В одно ухо у

Слайд 37X. Итог викторины.

Жюри подводит итоги.

X. Итог викторины. Жюри подводит итоги.

Слайд 39

1. Бабайцева В. В. Русский язык. Теория. 5 – 11

классы: Учебник для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев с углублённым изучением русского языка. – М.: Дрофа, 2002г.
2.Вартаньян Э.Д. Эти мудрёные слова. – М.: Детская литература, 1980г.
3. Крылов И.А. Басни. – М.: Детская литература, 1983г.
4. Русский язык: Сборник заданий. 5 класс: Пособие для школ и классов с углублённым изучением русского языка к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5 – 11 классы» / В.В. Бабайцева, А.В. Глазков, М.В. Дубровина и др. – М.: Дрофа, 2000г.

Список использованной литературы  

1. Бабайцева В. В. Русский язык. Теория. 5 – 11 классы: Учебник для общеобразовательных школ, гимназий,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть