Презентация, доклад по русскому языку и культуре речи

Содержание

Н.В.Гоголь…постижение законов русского языка есть тяжкая обязанность, но и наслаждение …

Слайд 1СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Слайд 2Н.В.Гоголь
…постижение законов
русского языка
есть

тяжкая обязанность,
но и наслаждение …

Н.В.Гоголь…постижение законов   русского языка    есть тяжкая обязанность,     но

Слайд 3Цели занятия:
а) обобщить основные сведения по словообразованию,
б) остановиться на наиболее сложных

вопросах словообразования,
в) отметить связь словообразования с другими разделами языка,
г) обратить внимание на стилистические функции словообразования
Цели занятия: а) обобщить основные сведения по словообразованию,б) остановиться на наиболее сложных вопросах словообразования,в) отметить связь словообразования

Слайд 4МОРФЕМИКА
Морфемика – ….
Словообразование – …
Морфема – …
Приставка – ….
Корень – ….
Суффикс

– ….
Окончание – ….
Основа слова – …
МОРФЕМИКАМорфемика – ….Словообразование – …Морфема – …Приставка – ….Корень – ….Суффикс – ….Окончание – ….Основа слова –

Слайд 5Основные способы словообразования
Морфологические
Префиксальный
Суффиксальный
Префиксально-суффиксальный
Безаффиксный
Сложение основ
Сложносокращенные слова
Постфиксальный
Неморфологические
Морфолого-синтаксический (переход частей речи)
Лексико-синтаксический (сращение)
Лексико-семантический

Основные способы словообразованияМорфологическиеПрефиксальныйСуффиксальныйПрефиксально-суффиксальныйБезаффиксныйСложение основСложносокращенные словаПостфиксальныйНеморфологическиеМорфолого-синтаксический (переход частей речи)Лексико-синтаксический (сращение)Лексико-семантический

Слайд 6ОСНОВЫ
Непроизводные (стена, веселый);

Производные (стенка, невеселый);

ОСНОВЫ Непроизводные (стена, веселый); Производные (стенка, невеселый);

Слайд 7ЗАДАНИЕ
Выходить, синяк, приморский, бег, луноход, бриться.
Первый(числ.) этаж – первый(прил.) ученик;
(положить)

под ушко – подушка; прапорщик(знаменосец) – прапорщик (руководитель трудового коллектива).

ЗАДАНИЕВыходить, синяк, приморский, бег, луноход, бриться.Первый(числ.) этаж – первый(прил.) ученик; (положить) под ушко – подушка; прапорщик(знаменосец) –

Слайд 8ЗАДАНИЕ
липа,
липкий,

липочка ,
липовый
ЗАДАНИЕ липа,   липкий,        липочка ,

Слайд 9СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
1. Нормы словообразования и

отступления от них.
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ1. Нормы словообразования       и отступления от них.

Слайд 10Вместо слов «прийти»и «выйти»звучит ошибочное:
«Я к вам в кабинет подойду...»;
«Я собираюсь

подъехать за товаром»;
«Он отошел на несколько минут».

Вместо слов «прийти»и «выйти»звучит ошибочное:«Я к вам в кабинет подойду...»;«Я собираюсь подъехать за товаром»;«Он отошел на несколько

Слайд 11Предложно-приставочная взаимозависимость
от— от (отойти от дерева;
вы— из (выйти из

автобуса);
со —с(сойти с крыльца, с площадки);
под(о)— к (подойти к стене);
за— за (заплатить за проезд).
Предложно-приставочная взаимозависимость от— от (отойти от дерева; вы— из (выйти из автобуса); со —с(сойти с крыльца, с

Слайд 12УСТРАНЕНИЕ НЕДОЧЕТОВ И ОШИБОК В СЛОВООБРАЗОВАНИИ ПРИ СТИЛИСТИЧЕСКОЙ ПРАВКЕ ТЕКСТА
а) соблюдение

норм или правил образования слов;
б) выбор того или иного слова, в составе которого есть оценочные морфемы, в соответствии с конкретной ситуацией общения.
УСТРАНЕНИЕ НЕДОЧЕТОВ И ОШИБОК В СЛОВООБРАЗОВАНИИ ПРИ СТИЛИСТИЧЕСКОЙ ПРАВКЕ ТЕКСТАа) соблюдение норм или правил образования слов;б) выбор

Слайд 13Культура речи

Стилистика

— неправильный выбор приставки (под-черк вместо по-черк,
под-скользнуться вместо
по-скользнуться);
— неверный выбор суффикса (уклон-ств-о вместо уклон-ени-е);
— ошибки в корне слова (при-урач-ива-ть вместо при-урОч-ива-ть).

Культура речи          Стилистика— неправильный выбор приставки

Слайд 14ЗАДАНИЕ

1)Машина лейтенанта стала достигать беглецов для ликвидирования этого недостатка;
2)Надвисающие над крылом

перья ;
3)Улыбающие лица;
ЗАДАНИЕ1)Машина лейтенанта стала достигать беглецов для ликвидирования этого недостатка;2)Надвисающие над крылом перья ;3)Улыбающие лица;

Слайд 15ЗАДАНИЕ
1)На этой фотографии поэт заснят во весь рост;
2)Лес стоит в сказочном

уборе, но уже обсыпаются клены, березы;
3)Намечена ме­лиорация болот, заросших ольшняком, и распашка этих земель;
4)Совхоз продает молока вдосталь достаточно.
5)Охотничьи ружья, предназначенные для стрельбы дробью, по способу их заряжения подразделяются на...
ЗАДАНИЕ1)На этой фотографии поэт заснят во весь рост;2)Лес стоит в сказочном уборе, но уже обсыпаются клены, березы;

Слайд 16Правильно говорить так:
1)На этой фотографии поэт снят во весь рост;
2)Лес стоит

в сказочном уборе, но уже осыпаются клены, березы;
3)Намечена ме­лиорация болот, заросших ольшаником, и распашка этих земель;
4)Совхоз продает молока достаточно;
5)Охотничьи ружья, предназначенные для стрельбы дробью, по способу их заряжания подразделяются на...
Правильно говорить так:1)На этой фотографии поэт снят во весь рост;2)Лес стоит в сказочном уборе, но уже

Слайд 17Практическая работа №7
ТЕМА: Словообразовательный анализ общеупотребительной и профессиональной лексики.
ЦЕЛИ: Научиться определять

словообразовательные нормы.
 
Практическая работа №7ТЕМА: Словообразовательный анализ общеупотребительной и профессиональной лексики.ЦЕЛИ: Научиться определять словообразовательные нормы. 

Слайд 18Домашнее задание
Стр.137-139-Стилистика словообразования;
Стр.141 –упр.12

Домашнее заданиеСтр.137-139-Стилистика словообразования;Стр.141 –упр.12

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть