Презентация, доклад по родной (чувашской) литературе на тему: Военная лирика чувашских поэтов (I курс)

Содержание

КРОССВОРДВопросыПо вертикали:1. Имя Червяковой 2.Товарищ по учительской семинарии 3. Кто является украинским другом? 4. Где окончил начальную школу? 5. Как называется сейчас деревня, где родился и вырос? По горизонтали:1. Близ какого города похоронен? 2. Деревня, где

Слайд 1 МИХАИЛ СЕСПЕЛЬ (16.11.1899 - 15.06.1922)

Классик чувашской литературы, реформатор стихосложения, художник, поэт, драматург,

прозаик, переводчик

1

МИХАИЛ СЕСПЕЛЬ (16.11.1899 - 15.06.1922) Классик чувашской литературы, реформатор стихосложения, художник, поэт, драматург, прозаик, переводчик1

Слайд 2КРОССВОРД
Вопросы

По вертикали:
1. Имя Червяковой
2.Товарищ по учительской семинарии
3. Кто является

украинским другом?
4. Где окончил начальную школу?
5. Как называется сейчас деревня, где родился и вырос?
По горизонтали:
1. Близ какого города похоронен?
2. Деревня, где родился поэт
3. Учился в учительской семинарии
в городе...
4. Как звали мать Михаила Сеспеля?
5. Как обращался поэт к Червяковой?

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЗАРЯДКА

2

КРОССВОРДВопросыПо вертикали:1. Имя Червяковой 2.Товарищ по учительской семинарии 3. Кто является украинским другом? 4. Где окончил начальную

Слайд 3КРОССВОРД
Ответы

По вертикали:
1. Имя Червяковой (Анастасия)
2.Товарищ по учительской семинарии (Бекшанский)
3. Кто является

украинским другом? (Пакрышень)
4. Где окончил начальную школу? (Шихазаны)
5. Как называется сейчас деревня, где родился и вырос? (Сеспель)
По горизонтали:
1. Близ какого города похоронен? (Остер)
2. Деревня, где родился поэт (Шугурово)
3. Учился в учительской семинарии в городе... (Тетюши)
4. Как звали мать Михаила Сеспеля? (Агафья)
5. Как обращался поэт к Червяковой? (Нуся)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЗАРЯДКА

3

КРОССВОРДОтветыПо вертикали:1. Имя Червяковой (Анастасия)2.Товарищ по учительской семинарии (Бекшанский)3. Кто является украинским другом? (Пакрышень) 4. Где окончил

Слайд 5В-О-Й-Н-А
Какие возникают ассоциации
со словом «война»?
5

В-О-Й-Н-АКакие возникают ассоциации со словом «война»?  5

Слайд 6В-О-Й-Н-А
Какие возникают ассоциации со словом «война»?

смерть, разруха, страх, горе, голод,

слёзы, плач, боль, кровь, жертвы, победа, гордость
Война – люди – подвиг – память Огонь – герои – вечность - бой

6

В-О-Й-Н-АКакие возникают ассоциации со словом «война»? смерть, разруха, страх, горе, голод, слёзы, плач, боль, кровь, жертвы, победа,

Слайд 7В-О-Й-Н-А
- Подберите к слову "Война" - эпитеты.
Какой эпитет

используется со словом память?
Что значит вечная память? Какая она?
- Что вы знаете о Великой отечественной войне?
- Почему война 1941-1945 гг. получила название Великая? Отечественная?

7

В-О-Й-Н-А- Подберите к слову

Слайд 8ВОЕННАЯ ЛИРИКА ЧУВАШСКИХ ПОЭТОВ
Ухсай
Яков Гаврилович
Хузангай (Казанков)
Петр Петрович
Алга (Бачков) Александр

Eгорович

8

ВОЕННАЯ ЛИРИКА ЧУВАШСКИХ ПОЭТОВУхсай Яков ГавриловичХузангай (Казанков) Петр ПетровичАлга (Бачков) Александр Eгорович8

Слайд 9Какова роль чувашских поэтов в поднятии патриотизма в годы великой отечественной

войны?

Ухсай
Яков Гаврилович

Хузангай (Казанков)
Петр Петрович

Алга (Бачков) Александр Eгорович

9

Какова роль чувашских поэтов  в поднятии патриотизма  в годы великой отечественной войны?Ухсай Яков ГавриловичХузангай (Казанков)

Слайд 10Что такое патриотизм?
10

Что такое патриотизм?10

Слайд 11Что такое патриотизм?
Патриотизм – это:
любовь к Родине
ответственность за судьбу

своего Отечества
гордость за достижения своей страны
готовность подчинить свои интересы интересам страны
стремление защищать интересы Родины и своего народа


1


11

Что такое патриотизм?Патриотизм – это: любовь к Родине ответственность за судьбу своего Отечества гордость за достижения своей

Слайд 12Великая Отечественная война – центральная тема литературного времени
Из 30 членов и

кандидатов Союза писателей Чувашии 22 человека ушли на фронт. Из них 9 чел. работали редакторами, литературными сотрудниками армейских и фронтовых газет.

12

Великая Отечественная война – центральная тема литературного времениИз 30 членов и кандидатов Союза писателей Чувашии 22 человека

Слайд 13Цель урока
Узнать,
Какую роль сыграли писатели-поэты

в поднятии боевого духа, в формировании патриотизма нашего народа?

12

Цель урокаУзнать, Какую роль сыграли писатели-поэты

Слайд 14Строки, опалённые войной…
Петр Хузангай
Яков Ухсай
Александр Алга
Леонид Агаков

Максим Данилов-Чалдун
Илья Тукташ
Уйап Мишши
Василий Долгов
Мигулай Ильбек
Николай Полоруссов- Шелеби
Стихван Шавлы
Иван Мучи
Аркадий Эсхель

14

Строки, опалённые войной… Петр Хузангай Яков Ухсай Александр Алга Леонид Агаков Максим Данилов-Чалдун Илья Тукташ Уйап Мишши

Слайд 15ВОЕННАЯ ЛИРИКА ЧУВАШСКИХ ПОЭТОВ
Ухсай
Яков Гаврилович
Хузангай (Казанков)
Петр Петрович
Алга (Бачков) Александр

Eгорович

15

ВОЕННАЯ ЛИРИКА ЧУВАШСКИХ ПОЭТОВУхсай Яков ГавриловичХузангай (Казанков) Петр ПетровичАлга (Бачков) Александр Eгорович15

Слайд 16
Ухсай Яков Гаврилович
Во время войны Ухсай писал урывками, в короткое затишье

между боями, положив листок бумаги на солдатскую лопатку или на спину друга-бойца. Впоследствии эти стихи составили цикл "Тетрадь за голенищем".
Особое место в творчестве поэта периода Великой Отечественной войны занимает поэма "Письмо чувашских бойцов и командиров Н-ской дивизии родному народу". В своих стихах и поэмах правдиво и ярко воспел мужество и героизм советских воинов.

(26.11.1911–1986)

16

Ухсай Яков ГавриловичВо время войны Ухсай писал урывками, в короткое затишье между боями, положив листок бумаги на

Слайд 17
Александр Егорович Алга
(1913–1977)
Им был подготовлен сборник военных стихов под названием "Четыре

года", где поэт день за днем показал этапы освободительной войны.
Его поэмы "Дорога в пламени", "Знамя полка", "Их было двадцать восемь", "Парень с Волги" рисуют высокое чувство солдатского долга перед Родиной.
Стихи А. Алги эмоционально и выразительно рисовали переживания человека на поле боя. Его лирический герой мужал и духовно креп на долгой военной дороге от западной границы до Волги и от Волги до Берлина. Вера в жизнь, в победу над врагом приходит к нему как результат нелегких испытаний.

17

Александр Егорович Алга(1913–1977)Им был подготовлен сборник военных стихов под названием

Слайд 18
Хузангай Петр Петрович
(1907–1970)
Вспоминая военные годы, народный поэт Чувашии Педер Хузангай писал:

"Быть или не быть Родине, народу, каждому из нас? – так стоял вопрос.
– Быть! – говорили мы, и каждый в меру своих сил и умения старался служить общему делу. Все виды поэтического оружия, все жанры – поэма, лирический монолог, письмо-наказ народа своим сынам - бойцам и ответ - клятва бойцов, солдатский лубок, песни – все работало на победу".

18

Хузангай Петр Петрович(1907–1970)Вспоминая военные годы, народный поэт Чувашии Педер Хузангай писал:

Слайд 19РЕЛАКСАЦИЯ
К.В. Симонов
19

РЕЛАКСАЦИЯК.В. Симонов19

Слайд 20Туслӑх диктанчӗ
20
Диктант дружбы

Туслӑх диктанчӗ 20Диктант дружбы

Слайд 21Деятель культуры – фронту!
Составить небольшой рассказ,
опираясь на предложенные вопросы

- Немного

из биографии поэта.
- Какой вклад внес поэт в победу над фашизмом?
- Какие темы раскрывал поэт в своих произведениях?
Почему поэзия оказалась необходимой людям, кто был на фронте,
и тем, кто был в тылу?
- Каким образом произведения поэта влияли на поднятие патриотизма?

21

Деятель культуры – фронту!Составить небольшой рассказ, опираясь на предложенные вопросы- Немного из биографии поэта.- Какой вклад внес

Слайд 22Физкультминутка
22

Физкультминутка22

Слайд 23Назовите мотивы военной лирики
23

Назовите мотивы военной лирики23

Слайд 24Мотивы военной лирики

- родина
- война
- смерть и бессмертие
- ненависть к врагу
-

боевое братство и товарищество
- любовь и верность
- мечта о победе
- раздумья о судьбе народа

24

Мотивы военной лирики- родина- война- смерть и бессмертие- ненависть к врагу- боевое братство и товарищество- любовь и

Слайд 25Цель урока

Какую роль сыграли писатели-поэты в поднятии боевого духа,
в формировании

патриотизма нашего народа?

25

Цель урокаКакую роль сыграли писатели-поэты в поднятии боевого духа, в формировании патриотизма нашего народа?25

Слайд 26Вывод

поэзия передавала людям мысли, переживания
вселяла веру и надежду в

Победу
способствовала поднятию боевого духа
давала силы перенести суровые испытания
помогала людям жить
вдохновляла на подвиги во имя Родины


26

Вывод поэзия передавала людям мысли, переживания вселяла веру и надежду в Победу способствовала поднятию боевого духа давала

Слайд 27Я вам жить завещаю, -
Что я больше могу?

Завещаю в той жизни
Вам

счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.

Горевать – горделиво,
Не клонясь головой,
Ликовать – не хвастливо
В час победы самой.

И беречь её свято,
Братья, счастье своё –
В память воина – врата,
Что погиб за неё.

А.Твардовский
«Я убит подо Ржевом»

27

Я вам жить завещаю, -Что я больше могу?Завещаю в той жизниВам счастливыми бытьИ родимой отчизнеС честью дальше

Слайд 28Домашнее задание

выучить наизусть одно стихотворение чувашского поэта о войне
сочинить своё стихотворение

о войне
составить кластер на тему: «Герой»

по выбору:

28

Домашнее заданиевыучить наизусть одно стихотворение чувашского поэта о войнесочинить своё стихотворение о войнесоставить кластер на тему: «Герой»по

Слайд 29Продолжите предложения
Сегодня я узнал…..
Было интересно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я

смог…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…

29

Продолжите предложенияСегодня я узнал…..Было интересно…Я понял, что…Теперь я могу…Я почувствовал, что…Я смог…Урок дал мне для жизни…Мне захотелось…29

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть