Слайд 1Психолого-педагогические детерминанты формирования мотивационно-ценностного отношения к своему здоровью студентов колледжа
Студент: Мусин
Кирилл Романович
Научный руководитель:
преподаватель Агзамов Рифкат Раисович
ГПОУ СПО «Стерлитамакский межотраслевой колледж»
Слайд 2Цель исследования: обосновать и экспериментальным путём выявить психологические и педагогические детерминанты,
оказывающие влияние на эффективность формирования мотивационно-ценностного отношения студентов колледжа к своему здоровью.
Объект исследования: образовательный процесс в колледже.
Предмет исследования: формирование мотивационно-ценностного отношения студентов колледжа к своему здоровью.
Цель, объект и предмет
исследования
Слайд 3Гипотеза исследования
формирование мотивационно-ценностного отношения студентов колледжа к своему здоровью будет эффективным,
если:
– научно обоснованы сущностные характеристики мотивационно-ценностного отношения студентов колледжа к своему здоровью, выявлены и проанализированы его компоненты;
– определены психологические и педагогические детерминанты, оказывающие влияние на эффективность формирования мотивационно-ценностного отношения студентов колледжа к своему здоровью.
Слайд 4Задачи исследования
1.Провести теоретический анализ проблемы формирования мотивационно-ценностного отношения студентов колледжа к
своему здоровью, уточнить сущность понятия «мотивационно-ценностное отношение студентов к своему здоровью», определить структурные компоненты исследуемого типа отношения к здоровью.
2. Выявить психологические и педагогические детерминанты, оказывающие влияние на эффективность процесса формирования мотивационно-ценностного отношения студентов колледжа к своему здоровью.
3. Определить критерии и показатели, характеризующие уровень сформированности мотивационно-ценностного отношения студентов колледжа к своему здоровью.
Слайд 5Научная новизна исследования
− выявлены и обоснованы психологические и педагогические детерминанты,
оказывающие влияние на эффективность формирования мотивационно-ценностного отношения студентов колледжа к своему здоровью;
− разработан и обоснован критериально-диагностический аппарат для оценки эффективности процесса формирования мотивационно-ценностного отношения студентов колледжа к своему здоровью.
Слайд 6Теоретическая значимость
− представленный в работе анализ содержания и структурных компонентов
мотивационно-ценностного отношения студентов колледжа к своему здоровью способствует расширению теоретических подходов к толкованию и решению проблемы;
− дополнены представления о возможностях личностно-деятельностного подхода к формированию мотивационно-ценностного отношения студентов колледжа к своему здоровью, научно обоснованы принципы и закономерности формирования исследуемого типа отношения к здоровью;
− результаты исследования, теоретические выводы, диагностические методики могут служить теоретической базой для оценки уровня сформированности мотивационно-ценностного отношения студентов колледжа к своему здоровью , что расширяет границы их применимости в обучении.
Слайд 7Практическая значимость
заключается в том, что выводы и полученные результаты могут быть
использованы научно-педагогическими работниками при разработке программ и технологий формирования мотивационно-ценностного отношения студентов колледжа к своему здоровью.
Слайд 8Дефиниция понятия
Мотивационно-ценностное отношение студентов вуза к своему здоровью представляет собой процесс
присвоения ими здоровьесозидающих ценностей, развития творческого отношения к здоровью, накопления опыта здоровьесберегающей деятельности, основанный на принципах диалогичности, сотрудничества, гуманизма, вариативности и профессиональной компетенции.
Слайд 9Детерминанты
К значимым психолого-педагогическим детерминантам формирования мотивационно-ценностного отношения студентов колледжа к своему
здоровью относятся: валеологическая установка, здоровьесозидающая личностная позиция, а также гендерные особенности. Каждая из этих детерминант имеет уровневые характеристики, определяющие личностно-профессиональное развитие студента.
Слайд 10Структура
мотивационно-ценностного отношения студентов к своему здоровью
информационно-когнитивный (целостное представление о здоровье
как иерархическом феномене, способах и приёмах сохранения, формирования и укрепления здоровья, актуализации ресурсных возможностей здоровья);
мотивационно-ценностный (положительная мотивация к здоровьесозидающей деятельности, понимание ценности здоровья для успешного освоения профессии, ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, мотив творческой самореализации в аспекте деятельности, связанной со здоровьем);
процессуально-деятельностный (умение использовать знания о способах сохранения, формирования и укрепления здоровья в процессе построения индивидуальной траектории здорового образа жизни и выбора наиболее оптимальных стратегий отношения к своему здоровью и своих воспитанников, оценка качества выполняемой здоровьесозидающей деятельности посредством анализа и самоанализа).
Слайд 11Экспериментальная база
и участники исследования
Экспериментальная база исследования – ГПОУ СПО «Стерлитамакский
межотраслевой колледж». Участники исследования: Исследованием было охвачено 72 студента, обучающихся на 1 и 2 курсах колледжа.
Слайд 12Диагностические
методики исследования
Диагностика уровней сформированности мотивационно-ценностного отношения студентов колледжа к своему
здоровью была осуществлена по мотивационно-ценностному критерию (методика «Отношение к здоровью (Г.С. Никифоров), включенное наблюдение экспертов, самооценка и экспертная оценка), методика «Валеологический тип личности» (А.Г. Маджуга, Т.Д. Дубовицкая), методика определения ценностных ориентаций (М. Рокич, адаптированная Н.П. Фетискиным); по информационно-познавательному критерию (анкета «Оценка уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни»); по процессуально-деятельностному критерию (тест-опросник «Выявление уровня сформированности здоровьесозидающей личностной позиции А.Г. Маджуга, включённое наблюдение).
Слайд 13Уровни мотивационно-ценностного отношения студентов к своему здоровью
Для творческого (IV) уровня характерны
полное и ясное осознание здорового образа жизни как моральной категории, эмоционально-ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, оценка качества выполняемой здоровьесозидающей деятельности посредством анализа и самоанализа; актуальны мотивы самосовершенствования, самореализации, готовность и ориентация на здоровьесозидание, стремление реализовать индивидуальный опыт здоровьесозидающей деятельности, умения использовать знания о способах сохранения, формирования и укрепления здоровья в процессе построения индивидуальной траектории здорового образа жизни и выбора наиболее оптимальных стратегий отношения к своему здоровью и своих воспитанников, активная позиция и опора на себя, которые сочетаются с использованием внутренних (психологических) средств оздоровления.
Для репродуктивно-творческого (III) уровня свойственны неполное осознание здорового образа жизни в качестве ценностной ориентации; личностная оценка своего здоровья проявляется слабо, эмоционально-ценностное отношение к здоровью выражено, но не ярко и не во всех случаях; проявляется стремление к рефлексивному осознанию своей деятельности; участие в ценностно-ориентированной деятельности, связанной со здоровьем часто происходит под влиянием внешнего воздействия, хотя наблюдается положительная мотивация этой деятельности; эпизодически проявляется мотив творческой самореализации в аспекте деятельности, связанной со здоровьем; активная позиция, опора на себя; использование внешних средств оздоровления – природных средств, физических упражнений и т.п.
Слайд 14Уровни мотивационно-ценностного отношения студентов к своему здоровью
Для репродуктивного (II) уровня характерны
поверхностные представления о здоровом образе жизни; отношение к здоровью проявляется на эмоционально-чувственном уровне; стремление к рефлексивному осознанию действительности происходит нерегулярно, участие в ценностно-ориентированной деятельности, связанной со здоровьем осуществляется под влиянием внешнего воздействия, без проявления положительной мотивации; пассивная позиция в собственном оздоровлении, зависимость от других людей, отсутствие собственных средств оздоровления; прагматическое отношение к действительности.
Для адаптивного (I) уровня присущи элементарные отрывочные представления о здоровом образе жизни, эмоционально-ценностное отношение к здоровью не проявляется, стремление к рефлексивному осмыслению отсутствует; характерны мотивы формального исполнения принципов здорового образа жизни; актуально пассивно-созерцательное отношение к действительности и отсутствие умений использовать знания о способах сохранения, формирования и укрепления здоровья в процессе построения индивидуальной траектории здорового образа жизни и выбора наиболее оптимальных стратегий отношения к своему здоровью и своих воспитанников.
Слайд 15Динамика уровней сформированности мотивационно-ценностного отношения студентов колледжа к своему здоровью
Таблица 1
Слайд 16Результаты контрольного этапа эксперимента
Анализ результатов с помощью углового преобразования Фишера показал,
что доля студентов, у которых адаптивный уровень сформированности мотивационно-ценностного отношения к своему здоровью, на констатирующем этапе эксперимента статистически (р < 0,01) превышает долю студентов, у которых отмечается творческий уровень мотивационно-ценностного отношения к своему здоровью.
На основе анализа полученных результатов, мы пришли к выводу о необходимости разработки и апробации в ходе формирующего эксперимента авторской программы, направленной на формирование мотивационно-ценностного отношения студентов колледжа к своему здоровью, которая будет учитывать выявленные нами психологические и педагогические детерминанты.