Слайд 1Общение
Виды и средства общения
Выполнила:
педагог-психолог
МКОУ СОШ с.Ербогачен
Долгополова Е.А.
Слайд 2Общение
сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый
социальными потребностями и включающий в себя обмен информацией, взаимопонимание и взаимопознание
Слайд 3Функции общения
Информационно-коммуникативная
для передачи информации в процессе общения необходимо удачно
выбрать форму сообщения информации, речевые средства и ситуацию информирования, предвидеть реакцию партнера, учесть его индивидуальные особенности, уметь конкретизировать информацию по ходу высказывания;
Слайд 4Функции общения
Познание людьми друг друга – осуществляется на основе умения анализировать
внешнее поведение людей – позу, жесты, мимику, микромимику, изменять собственную стратегию общения, в зависимости от изменений эмоционального состояния, выразительного поведения партнера;
Слайд 5Функции общения
Организация межличностных взаимоотношений – предполагает проявление интереса к другому человеку,
осознание себя активным равноправным участником взаимодействия, способным направленно формировать взаимоотношения;
Слайд 6Функции общения
Взаимовлияние людей друг на друга – проявляется в стремлении сделать
так, чтобы собеседник увидел предмет, о котором идет речь нашими глазами, в поиске «слабых точек» в системе его аргументов и факторов, которые помогут управлять поведением партнера.
Слайд 7Классификации видов общения
по сферам деятельности –
деловое
семейное
спортивное
Слайд 8Классификации видов общения
по степени искренности –
открытое
закрытое
Слайд 9Классификации видов общения
по формам проявления
непосредственное
опосредованное
формальное
неформальное
Слайд 10Классификации видов общения
по целям -
утилитарное
неутилитарное
Слайд 11Классификации видов общения
по характеру
продуктивное (творческое)
непродуктивное (формальное)
Слайд 12Классификации видов общения
по направленности –
гуманистическое
манипулятивное
Слайд 13Гуманистическое
Характеризуется доверием, взаимностью, открытостью, отказом от решения собственных проблем за счет
партнера. Основа - совместный диалог, основанный на признании неприкосновенности достоинства партнера, его морального права на доверие, на свою индивидуальность, самобытность.
Слайд 14Манипулятивное общение
(человек осознанно игнорирует нормы морали (например, дезинформирует, злоупотребляет доверием, не
выполняет данного слова, даже прибегает к шантажу, обману, угрозам, скрытому принуждению для достижения корыстных целей)
Слайд 15Классификации видов общения
формальное общение
(человек в рамках деловых, или дипломатических отношений
общается с партнером формально, на официальном уровне)
Слайд 16Классификации видов общения
ритуальное или этикетное (основная задача человека в таком общении
выполнить предназначенную ему ритуальную роль, с которой он должен быть хорошо знаком. Ритуальное общение можно, в определенной степени, назвать также ролевым)
Слайд 17Классификации видов общения
анонимное -предобщение, или «квазиобщение»
(субъекты общения не знакомы друг с
другом, видят друг друга впервые и относятся друг к другу как к носителю определенной роли: пассажиры в транспорте, пешеходы на улице, покупатели в магазинах)
Слайд 18Классификации видов общения
«фатическое общение»
(светская болтовня, салонное общение или пустословие заседаний,
собраний)
Слайд 19Классификации видов общения
игровое
(игровое общение с участием компьютера)
Слайд 22Активное слушание
– вид слушания, в котором проявляется отражение информации. Оно
предполагает:
Заинтересованное отношение к собеседнику, демонстрируемое при помощи невербальных средств общения (поза, доброжелательный взгляд, направленный на собеседника);
Уточняющие вопросы;
Вопросы построенный по типу: «Правильно ли я понял, что…?»
Получение ответа на свой вопрос
Слайд 23Пассивное слушание
применяется в ситуациях общения с человеком, находящимся в состоянии
сильного эмоционального возбуждения.
Оно предполагает:
- демонстрацию заинтересованного отношения к собеседнику;
поддерживающие реакции («да-да», «угу»);
-уточняющие вопросы, помогающие «выговориться» собеседнику («И что она вам ответила?»)
Слайд 24Эмпатическое слушание
– вид слушания, содержанием которого является точное отражение чувств
собеседника.
Оно предполагает:
Избегание оценок и толкований, скрытых от собеседника мотивов его поведения (вместо привычного: «Ты сам виноват, что с тобой это случилось. У тебя трудный характер», спросим: «Ты расстроен? Тебя раздражает твоя вспыльчивость?...»);
Точное отражение переживания, чувства, эмоции собеседника с демонстрацией их понимания и принятия.
Слайд 25Техника Я-высказывания
Позволяет свободно выражать свои чувства, осознавая при этом собственную ответственность
за то, что происходит;
Строить общение, никого не обижая и не вызывая агрессию со стороны собеседника.