Презентация, доклад по психологии на тему Психология общения ( 2 курс)

Содержание

Приложение 1  Теоретическое осмысление учебного материала Дайте определение, что такое конфликт Проведение игры «Ассоциация». Студентам предлагается в течение 2 мин. записать слова, которые у них возникают со словом «конфликт»Затем, объединившись в подгруппы по 3-4 человека, в течение

Слайд 1"Конфликт и пути его решения"


Слайд 2


Приложение 1
 
Теоретическое осмысление учебного материала
Дайте определение, что такое конфликт
Проведение

игры «Ассоциация».
Студентам предлагается в течение 2 мин. записать слова, которые у них возникают со словом «конфликт»
Затем, объединившись в подгруппы по 3-4 человека, в течение 5 мин., сочинить рассказ, используя полученные слова.
 
Приложение 1  Теоретическое осмысление учебного материала	Дайте определение, что такое конфликт Проведение игры «Ассоциация». 	Студентам предлагается в течение

Слайд 3Конфликт - это столкновение противоположных взглядов, стремлений; распря, разногласие, спор, грозящий

осложнениями.
Конфликт - это столкновение противоположных взглядов, стремлений; распря, разногласие, спор, грозящий осложнениями.

Слайд 4С психологической точки зрения
Конфликт - это осознаваемое противоречие воспринимаемое человеком

как зна­чимая для него психологическая проблема, требующая своего разре­шения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.

С психологической точки зрения Конфликт - это осознаваемое противоречие воспринимаемое человеком как зна­чимая для него психологическая проблема,

Слайд 5Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или явного противоборства сторон.

Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или явного противоборства сторон.

Слайд 6Инцидент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения

сторон.
Инцидент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон.

Слайд 7Модель конфликта




Конфликтная ситуация
Инцидент
Конфликтное взаимодействие
Разрешение конфликта

Модель конфликта Конфликтная ситуация Инцидент Конфликтное взаимодействие Разрешение конфликта

Слайд 8Разрешение конфликта




Конструктивное
Деструктивное

Разрешение конфликта Конструктивное Деструктивное

Слайд 9Конструктивное
Деструктивное

Юмор



Уступка
Компромисс
Сотрудничество

Угрозы, насилие



Грубость, унижение
Разрыв

отношений

Уход от решения проблемы

Конструктивное Деструктивное Юмор Уступка Компромисс Сотрудничество Угрозы, насилие Грубость, унижение Разрыв отношений Уход от решения проблемы

Слайд 10

Функции конфликта
Позитивные
Негативные

Функции конфликта Позитивные Негативные

Слайд 11
Позитивные функции




Познание друг друга
Развитие личности
Повышение авторитета
Ослабление психического

напряжения
Позитивные функции Познание друг друга Развитие личности Повышение авторитета Ослабление психического напряжения

Слайд 12
Негативные функции




Снижение качества деятельности
Депрессия. Угроза здоровью
Социальная пассивность
Ощущение

насилия, давления
Негативные функции Снижение качества деятельности Депрессия. Угроза здоровью Социальная пассивность Ощущение насилия, давления

Слайд 13Правила предупреждения конфликтов

Правила предупреждения конфликтов

Слайд 14Если вы теряетесь в конфликтной ситуации, не можете контролировать собственные эмоции

и не знаете, как успокоить вашего оппонента, то стоит воспользоваться действенными и эффективными психологическими методами, помогающими выбрать правильный характер общения и разрешить любую проблему.
 ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
не допускать в процессе общения негативных оценочных суждений, касающихся личности оппонента;
не допускать пренебрежительного тона или подчёркивания собственного превосходства;
дать собеседнику возможность высказаться;
внимательно выслушивать собеседников, показывать, что их мнение значимо;
4. не допускать грубости;
5. сдерживать собственные негативные эмоции;
6. не допускать констатации эмоционального состояния оппонента («вы нервничаете», «пожалуйста, успокойтесь», «вы слишком напряжены» и проч.);

Если вы теряетесь в конфликтной ситуации, не можете контролировать собственные эмоции и не знаете, как успокоить вашего

Слайд 15КАК УРЕГУЛИРОВАТЬ КОНФЛИКТ
Отрицательные эмоции блокируют умственную деятельность, и если собеседники раздражены,

то им сложно найти мирные пути для разрешения конфликта. Следует понимать, что человеку, потерявшему контроль над своими эмоциями, трудно воспринимать информацию, дайте ему возможность выпустить пар. Сохраняйте спокойствие, это поможет вышедшему из себя человеку быстрее справиться с внутренним напряжением, не отвечайте на агрессию нападками или насмешкой. Сбить агрессию можно, направив мысли оппонента на другой объект:
- задать вопрос о чем-то важном и значимом для него, но не имеющим отношение к спору;
- попросить у него совета;
- напомнить о каком-то вашем совместном приятном переживании или забавном случае.
Этот простой приём позволит собеседнику настроиться на положительные эмоции.
Будьте безупречно вежливы, не допускайте негативных оценок личности собеседника и его точки зрения. Негативное отношение к собеседнику приведёт к подсознательному нежеланию решать актуальную проблему. Постарайтесь сами оперировать в споре лишь фактами, оставив в стороне личное мнение и необоснованные домыслы, вызванные эмоциями, призовите к тому же и вашего собеседника.

КАК УРЕГУЛИРОВАТЬ КОНФЛИКТ	Отрицательные эмоции блокируют умственную деятельность, и если собеседники раздражены, то им сложно найти мирные пути

Слайд 16Тест "Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации"

Тест

Слайд 17Инструкция. Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя

в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.
Если подобным образом вы ведете себя
ЧАСТО – поставьте 3 балла;
ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ – 2 балла;
РЕДКО – 1 балл.
ВОПРОС: «Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?»
Инструкция. Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если

Слайд 181) Угрожаю или дерусь.  2) Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с

ней, как со своей.  3) Ищу компромиссы.  4) Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.  5) Избегаю противника.  6) Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.  7) Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.  8) Иду на компромисс.  9) Сдаюсь.  10) Меняю тему…  11) Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.  12) Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.  13) Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.  14) Предлагаю мир.  15) Пытаюсь обратить все в шутку.
1) Угрожаю или дерусь.  2) Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.  3)

Слайд 19Обработка результатов и интерпретация
Подсчитайте количество баллов по строчкам А, Б,

В, Г, Д – соответственно. Каждая буква соответствует определенному типу поведения, проставьте количество баллов по каждой строке и определите свой ведущий тип поведения.
Если вы набрали больше всего баллов под буквами:
«А» - это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.
«Б» - это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.
«В» - это «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.
Обработка результатов и интерпретация Подсчитайте количество баллов по строчкам А, Б, В, Г, Д – соответственно. Каждая

Слайд 20«Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы уничтожаете добротой. С готовностью

встаете на точку зрения противника, отказываетесь от своей.
«Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения

«Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы уничтожаете добротой. С готовностью встаете на точку зрения противника, отказываетесь

Слайд 21 Все, что составляет межличностную ситуацию общения, может выступать в роли

конфликтогенного фактора, барьера в общении, создать сложную психологическую ситуацию. Вероятность наступления конфликтов повышается при:
- несовместимости характеров и психологических типов;
- наличии темперамента холерика;
- отсутствии трех качеств: способности критически относиться к себе, терпимости к другим и доверии к другим.
Все, что составляет межличностную ситуацию общения, может выступать в роли конфликтогенного фактора, барьера в общении, создать

Слайд 22Нередко причиной конфликта является неправильное поведе­ние участников общения.
В конфликтной ситуации нельзя:
-

критически оценивать партнера;
- приписывать ему плохие намерения;
- демонстрировать знаки превосходства;
- обвинять и приписывать ответственность за конфликт только партнеру;
- игнорировать его интересы;
- видеть все только со своей позиции;
- преувеличивать свои заслуги;
- раздражать, кричать, нападать;
- задевать «болевые» точки партнера;
- обрушивать на партнера множество претензий.
Нередко причиной конфликта является неправильное поведе­ние участников общения.В конфликтной ситуации нельзя:- критически оценивать партнера;- приписывать ему плохие

Слайд 23Принято различать следующие типы конфликтов.
Конфликты могут быть парными, межгрупповыми, скрытыми

(внутренними) и открытыми (внешними), случайными и преднамеренными, внутри-личностными и межличностными.
Даниэль Дена выделил три уровня конфликтов: стычки, столк­новения и кризисы.
Под стычками подразумеваются незначительные конфликты, которые разрешаются или исчезают сами по себе и не влияют на способность отношений удовлетворять потребности участников. Примером может служить ситуация, когда ваш пациент после сде­ланного замечания вновь опоздал на процедуру. Это вызывает у медработника раздражение, однако напоминание сказанного ра­нее все приводит в соответствующий порядок.
Принято различать следующие типы конфликтов. Конфликты могут быть парными, межгрупповыми, скрытыми (внутренними) и открытыми (внешними), случайными и

Слайд 24Столкновение. Признаком конфликта этого уровня - продолжительное повторение одних и тех

же аргументов по одному и тому же поводу; расширение круга причин, вызывающих ссоры; уменьшение желания сотрудничества с другим, уменьшение веры в доброе отношение к нам другого человека; раздражение в адрес другого человека в течение нескольких часов, дней; появле­ние сомнений в правильности своего представления об этих отно­шениях.
Как столкновение можно оценить ситуацию, в которой вам приходится неоднократно исправлять ошибки вашей коллеги, напар­ницы (медсестры) по смене, а на ваши замечания она не реагирует и воспринимает их постоянно как результат придирчивости.
Кризис — такой уровень конфликта, который угрожает даль­нейшему продолжению отношений. Признаком конфликта этого уровня считается решение окончательно прервать отношения; опа­сения, что другой разорвет отношения в одностороннем порядке; чувство, что отношения носят нездоровый характер, опасения эмо­ционального срыва, если они будут продолжаться; опасение фи­зического насилия.
Столкновение. Признаком конфликта этого уровня - продолжительное повторение одних и тех же аргументов по одному и тому

Слайд 25Неумение находить выход из конфликтных ситуаций называют барьером межличностного общения.
Барьеры общения

— это те многочисленные факторы, кото­рые служат причиной конфликтов или способствуют им.
Барьерами межличностного общения могут быть: барьеры техники навыков общения, расхождение интересов, целей, потребностей, способов деятельности, смысловые, языковые бартеры, предубеждения, пред­рассудки, социальные штампы, приписывание чуждых намерений собеседнику и др.
Неумение находить выход из конфликтных ситуаций называют барьером межличностного общения.Барьеры общения — это те многочисленные факторы, кото­рые

Слайд 26Примеры барьеров общения в медицинской практике
В ситуации общения «сестра — пациент»

причиной конфликта может быть игнорирование или непонимание потребности пациен­та в получении поддержки, признании его индивидуальности, ува­жении (неосознаваемые потребности).
Смысловой барьер в медицинской практике является нередко причиной психического напряжения и ятрогений (сестрогений). За­ключается он в использовании при общении с пациентом медицин­ской, латинской терминологии, не знакомой ему; в неправильном объяснении характера заболевания. Этот барьер может возникать при назначении лекарств, процедур, исследований без необходимо­го предварительного объяснения, убеждения в их целесообразно­сти, безопасности, важности. В связи с этим — возможен отказ от манипуляций, т.е. конфликтная ситуация между медработником и пациентом.

Примеры барьеров общения в медицинской практикеВ ситуации общения «сестра — пациент» причиной конфликта может быть игнорирование или

Слайд 27 Барьерами в общении, порождающими конфликты, могут стать настроение, поза, жесты, мимика,

интонации, особенности характера, дефекты воспитания, симптомы психических расстройств.
Барьер отвращения и брезгливости может возникнуть в резуль­тате неприятных запахов, при проведении интимных манипуляций (постановка клизмы, подача судна, катетеризация мочеиспускатель­ного канала, обработка наружных половых органов, туалет больно­го и др.).
Медицинскому работнику необходимо знать основные механизмы возникновения напряжения, конфликтов, вызывающих состояние фрустации, повторение или закрепление которой составляют осно­ву психоэмоционального стресса.

Барьерами в общении, порождающими конфликты, могут стать настроение, поза, жесты, мимика, интонации, особенности характера, дефекты воспитания, симптомы

Слайд 28 Что делать, если конфликт возник? Прежде всего, надо про­анализировать его причины

и возможные последствия. Внушить себе, что ты способен к самоуправлению, саморегуляции и пре­одолению недостатков. Причины недоразумений следует устранять путем психологической переориентации. Аргументированность и спо­койный тон — необходимые элементы для решения конфликтов.
Что делать, если конфликт возник? Прежде всего, надо про­анализировать его причины и возможные последствия. Внушить себе, что

Слайд 29Профилактика конфликтов
Это прежде всего учет индивидуальных особенностей личнос­ти (характера, темперамента и

др.) и их изменений во время бо­лезней.
Если у человека доминантный характер: жесткий, напористый, решительный, самоуверенный, то ему надо дать возможность вы­явить свою доминантность, не пресекать его, но спокойно дер­жаться своей точки зрения, и он умерит свой непроизвольный натиск. В противном случае общение может перейти в конфликт
Недоминантный характер чуток к внешним признакам силы, такой человек уступчив, легко теряется, терпеливо сносит, когда его пере­бивают. Он нуждается в поощрении, подбадривании. Ему необходи­мо показать, что он может многое, вселить в него веру в себя (как медработника) и в него самого. Ни в коем случае не повышать голоса, это будет вселять в него веру в его недоминантность.
Встречаются ригидные пациенты, которые не любят, чтобы их перебивали, с ними необходимо максимальное терпение и такт. Каждому медицинскому работнику необходимо умение определять характер пациента и выбирать стиль общения с ним.

Профилактика конфликтовЭто прежде всего учет индивидуальных особенностей личнос­ти (характера, темперамента и др.) и их изменений во время

Слайд 30Так, экстраверт расположен к общению, он слушает только себя. В общении

с ним не стоит разрушать естественную для него ат­мосферу взаимной симпатии.
Интроверт любит одиночество, уходит в себя. С ним полезно держаться учтиво, даже немного суховато, быть готовым к затяж­ным паузам.
Так, экстраверт расположен к общению, он слушает только себя. В общении с ним не стоит разрушать естественную

Слайд 31 Пациент холерического темперамента, черты которого заостря­ются во время болезни, может вступить

в спор, начать излишне возражать, не согласиться с той или иной процедурой и т.д.
Меланхолик способен отреагировать на болезнь замкнутостью, отрешенностью, подавленным настроением, бессонницей, слезами.
Медлительный флегматик может явиться раздражителем для медицинской сестры с холерическими чертами характера.
Сангвиник постарается не выносить на обсуждение какие-либо вопросы своей болезни.
Пациент холерического темперамента, черты которого заостря­ются во время болезни, может вступить в спор, начать излишне возражать, не

Слайд 32 Для предупреждения конфликтных ситуаций медсестре важно учитывать особенности личности, возраст, характер

болезни при общении, размещении пациентов в палаты в стационаре, при посе­щении на дому.
Если эти особенности не будут учтены и медицинская сестра или врач сочтут их обидными для себя, оскорбительными, то возможное их эмоциональное поведение будет способствовать возникновению конфликта и дополнительных психотравмирующих моментов.
Для предупреждения конфликтных ситуаций медсестре важно учитывать особенности личности, возраст, характер болезни при общении, размещении пациентов в

Слайд 33 Но самой главной профилактикой конфликтов является создание благоприятного психологического климата. Медицинской

сестре важ­но прогнозировать, анализировать возможные последствия своих слов и поступков. Человеческое мышление способно на 80% спрогнозиро­вать последствия. Необходимо использовать эти способности.
Правила медицинской этики и деонтологии, знания общей и медицинской психологии, строгий самоконтроль помогут вам найти верное профилактическое средство, чтобы не возник конфликт.

Но самой главной профилактикой конфликтов является создание благоприятного психологического климата. Медицинской сестре важ­но прогнозировать, анализировать возможные последствия

Слайд 34 
Приложение № 4
 
Осмысление и систематизация полученных знаний.
Терминологический диктант
Столкновение противоположных взглядов, стремлений;

распря, разногласие, спор, грозящий осложнениями, называется ……………
Ситуация скрытого или явного противоборства сторон, называется …………….. ………………. .
3) Стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон, называется ………………. .
4) Юмор, уступка, компромисс, сотрудничество это …………….. методы решения конфликта.
5) Угрозы, насилие, грубость, унижение, уход от конфликта это…………. методы решения конфликта.

 Приложение № 4 Осмысление и систематизация полученных знаний.Терминологический диктантСтолкновение противоположных взглядов, стремлений; распря, разногласие, спор, грозящий осложнениями, называется

Слайд 356) Познание друг друга, развитие личности, ослабление психологического напряжения, повышение авторитета,

это …………. функции.
7) Подавление, угроза здоровью, депрессия, социальная пассивность, снижение качества деятельности, это ……… функции.
8) Вероятность наступления конфликтов …………….. при:
- несовместимости характеров и психологических типов;
- наличии темперамента холерика;
- отсутствии трех качеств: способности критически относиться к себе, терпимости к другим и доверии к другим.

6) Познание друг друга, развитие личности, ослабление психологического напряжения, повышение авторитета, это  …………. функции.7) Подавление, угроза

Слайд 369) Незначительные конфликты, которые разрешаются или исчезают сами по себе и

не влияют на способность отношений удовлетворять потребности участников, называются ………………..
10) Уровень конфликта, который угрожает даль­нейшему продолжению отношений, называется……………… .
11) Продолжительное повторение одних и тех же аргументов по одному и тому же поводу; расширение круга причин, вызывающих ссоры; уменьшение желания сотрудничества с другим, уменьшение веры в доброе отношение к нам другого человека; раздражение в адрес другого человека в течение нескольких часов, дней; появле­ние сомнений в правильности своего представления об этих отно­шениях, называется …………….. .

9) Незначительные конфликты, которые разрешаются или исчезают сами по себе и не влияют на способность отношений удовлетворять

Слайд 37Многочисленные факторы, кото­рые служат причиной конфликтов или способствуют им, называются …………..

………………. .


Многочисленные факторы, кото­рые служат причиной конфликтов или способствуют им, называются ………….. ………………. .

Слайд 38Приложение №5
Критерии оценивания
 
Применяется дихотомическая система оценивания. Критерием оценки выступает правило:

за правильное решение (соответствующее эталонному показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному показателю) выставляется 0 баллов.
Оценка «5» - проставляется за 12 правильных ответов
Оценка «4» - проставляется за 11 правильных ответа
Оценка «3» - проставляется за 10 правильных ответов
Оценка «2» - проставляется за 9 и менее верных ответов
 
Приложение №5Критерии оценивания  Применяется дихотомическая система оценивания. Критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталонному показателю)

Слайд 39 
Приложение № 6
Эталоны ответов
1) Столкновение противоположных взглядов, стремлений; распря, разногласие, спор,

грозящий осложнениями, называется конфликтом.
Ситуация скрытого или явного противоборства сторон, называется конфликтной ситуацией.
3) Стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон, называется инцидентом .
4) Юмор, уступка, компромисс, сотрудничество это конструктивные методы решения конфликта.
5) Угрозы, насилие, грубость, унижение, уход от конфликта это дестркутивные методы решения конфликта.


 Приложение № 6Эталоны ответов1) Столкновение противоположных взглядов, стремлений; распря, разногласие, спор, грозящий осложнениями, называется конфликтом.Ситуация скрытого или

Слайд 406) Познание друг друга, развитие личности, ослабление психологического напряжения, повышение авторитета,

это позитивная функция.
7) Подавление, угроза здоровью, депрессия, социальная пассивность, снижение качества деятельности, это негативная функция.
8) Вероятность наступления конфликтов возрастает при:
- несовместимости характеров и психологических типов;
- наличии темперамента холерика;
- отсутствии трех качеств: способности критически относиться к себе, терпимости к другим и доверии к другим.

6) Познание друг друга, развитие личности, ослабление психологического напряжения, повышение авторитета, это  позитивная функция. 7) Подавление,

Слайд 419) Незначительные конфликты, которые разрешаются или исчезают сами по себе и

не влияют на способность отношений удовлетворять потребности участников, называются стычками.
10) Уровень конфликта, который угрожает даль­нейшему продолжению отношений, называется кризисом .
11) Продолжительное повторение одних и тех же аргументов по одному и тому же поводу; расширение круга причин, вызывающих ссоры; уменьшение желания сотрудничества с другим, уменьшение веры в доброе отношение к нам другого человека; раздражение в адрес другого человека в течение нескольких часов, дней; появле­ние сомнений в правильности своего представления об этих отно­шениях, называется столкновением.
12) Многочисленные факторы, кото­рые служат причиной конфликтов или способствуют им, называются барьерами общения.

9) Незначительные конфликты, которые разрешаются или исчезают сами по себе и не влияют на способность отношений удовлетворять

Слайд 42Желаю удачи!

Желаю удачи!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть